Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. 3) последствиями успеха или неуспеха в решении управленче­ских ситуаций.






3) последствиями успеха или неуспеха в решении управленче­ских ситуаций.

Руководители, как и подчиненные, имеющие положительную мо­тивацию к труду, хотят получить удовлетворение от работы. Можно выделить несколько факторов, определяющих эту удовлетворенность:

1. Осознание целей.

2. Достижение успехов в работе.

3. Уверенность в себе.

4. Положительная оценка своих возможностей.

5. Проявление интереса к работе.

6. Положительное отношение к работе.

В Приложениях 1 и 2 к данной главе даются два теста, позволя­ющие: а) оценить эффективность деятельности менеджера; б) опре­делить направленность его на задачу и людей.

Резюме £

1. Психология управления — самостоятельная междисциплинар­
ная отрасль науки. Она носит прикладной характер и тесно взаимо­
действует с отраслями психологии: общей, социальной, инженер­
ной психологией.

Психология управления (менеджмент) является частью науки управления. Это — и теория и практика управления.

2. Психология управления изучает основные функции управле­
ния: планирование, организация, мотивация, контроль.

3. Главным субъектом управления в организации является руко­
водитель (менеджер).

4. Основные объекты управления — личность исполнителя, ма­
лая (рабочая) группа, организация в целом.

5. Цель организации — достигнуть успеха в решении значимых
для организации проблем, задач.

6. Управление — система скоординированных мероприятий, бла­
годаря которым выполняются организационные цели.

7. Основными понятиями психологии управления являются: орга­
низация; менеджмент
(управление); менеджер — лицо, отвечаю­
щее за постановку целей, принятие решений и их реализацию, от­
ветственное за деятельность персонала и малых групп.


t Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

8. Организация, как понятие, в психологии управления исполь­
зуется в двух основных смыслах:

а) группа людей, которые сознательно и добровольно объединя­
ются в рамках определенной структуры для достижения общих для
этих лиц целей;

б) функция управления по координации деятельности ее отдель­
ных звеньев.

9. Наиболее типичными для организаций являются институцио­
нальный, управленческий и технический уровни управления.

10. В соответствии с имеющимися в организации уровнями
управления различают руководителей (менеджеров): высшего (ин­
ституционального) звена; среднего звена и низового звена управле­
ния. Структура организации определяется количеством уровней уп­
равления.

11. Содержание деятельности руководителей определено харак­
тером решаемых ими управленческих задач.

12. Эффективность труда руководителей определяется опосредо­
ванно, по результатам деятельности рабочих групп.

Ключевые слова

Управление (менеджмент) Система скоординированных меропри­ятий, направленных на достижение значимых целей.

Организация а) Структура, в рамках которой ста-

вятся и реализуются определенные цели.

б) Одна из функций управления.

Цель (цели) В организации — это конечные состо-

яния или искомые результаты. Фор­мальные организации определяют цели через процесс планирования.

Мотивация Система побудительных сил человека.

Группа Два или более лица, взаимосвязанных

между собой таким образом, что одна личность влияет на другую.


Оценка деятельности Система Системный подход Ситуационный подход Процессный подход

В. А. Розанова

Формальная процедура оценки рабо­ты сотрудника путем сбора информа­ции о выполнении поставленных задач.

Единство, состоящее из взаимосвязан­ных частей, каждая из которых при­вносит что-то конкретное характерис­тики целого.

Подход к анализу явлений, когда они рассматриваются как система, не сво­димая к своим элементам. Подход, утверждающий, что оптималь­ное решение есть функция факторов среды в самой организации и в окру­жающей среде.

Подход к управленческой теории, ос­новывающийся на концепции, по ко­торой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.

Ситуация для анализа

В секторе № 2 проектного учреждения " Гидроприбор" работали, в основном, инженеры соответствующего профиля: Их было 8 чело­век. Работали слаженно, успешно, работу свою любили. Руководите­лем их был О.С. И-в, кандидат технических наук. Многие решения в этой группе принимались коллективно, и всем это нравилось. Но случилось так, что их руководитель решил в поисках лучшей жизни уйти из учреждения. Сотрудники к этому событию отнеслись по-разному. Вскоре " сверху" был назначен новый руководитель секто­ра. Человек сравнительно молодой, подающий надежды на хорошее руководство и дальнейший профессиональный рост.

Некоторое время сектор работал по инерции слаженно и друж­но. Но наступил отчетный период, и нужно было составлять новые планы по усложненной тематике. Как и прежде, сотрудники секто­ра хотели внести свои предложения для постановки новых задач. Но не тут-то было. Новый руководитель дал понять, что работать они будут только по принятым им самим решениям. Каждому из


Часть! Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

инженеров он дал конкретные задания, которые лишали их иници­ативы и творчества. Это резко сказалось на отношениях, внутри группы. Оцените ситуацию и ответьте, пожалуйста, на вопросы:

а) прав ли новый руководитель по отношению к своим новым
подчиненным?

б) в чем состояла его основная ошибка?

в) как бы поступили вы в данной ситуации, если бы оказались: —
руководителем; — членом этой группы?

Вопросы для усвоения

1. Когда и кем были впервые сформулированы принципы управ-

ленческого труда?

2. Что такое " школа управления"?

3. Кто является классиками менеджмента?

4. Какой вклад внес в менеджмент А. Файоль?

5. Кто первый выделил в менеджменте психологические пере-

менные?

6. Чем известна " школа человеческих отношений"?

7. Кто является автором теории человеческих отношений?

8. Когда психологический подход был внедрен в область управ-

ления?

9. Чем характеризуется деятельность руководителя?

10. Кем в организации ставятся цели и для чего? Какие бывают
цели?

11. По каким параметрам оценивается труд руководителя?

12. На что должен ориентироваться в своей деятельности ме­
неджер?

13. Каковы особенности содержания труда менеджера разных
уровней управления? ^

14. Что такое " Решетка менеджмента"? Кто ее авторы?

15. Какой тип менеджера является наиболее эффективным?
Почему?


В. А. Розанова

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Когда возникло управление и с чем было связано его возник-

новение?

2. Как соотносятся психология управления и другие психологи­
ческие дисциплины?

3. Что является предметом психологии управления?

4. Когда возникла теория научного управления?

5. Кто был ее основателем?

6. Какие " школы управления" известны из курса психологии
управления?

7. Какие термины входят в понятийный аппарат психологии
управления?

8. Как развивался менеджмент?

9. Кто является основным субъектом управления?

 

10. Кто (что) является объектом (объектами) управления?

11. Что составляет содержание понятия " организация"?

12. Что такое " организационная цель"?

13. От чего зависят уровни управления?

14. Какой фактор имеет основополагающее значение для практи­
ки управления?

Литература

1. Тейлор Ф.У. Менеджмент/ Пер. с англ. — М.: Контроллинг, 1992.

2. ФайольА. Общее и промышленное управление / Пер. с франц. — М:
ЦИТ, 1923.

3. Зигерт В., ЛангЛ.. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. — М:
Экономика, 1990.

4. DrukerP. The New Society. № 9, 1962.

5. Розанова В.А. Психология управления. Ч. I и П. — М.: ЗАО " Бизнес-
Школа " Интел-Синтез", 1996/97.

6. КунцГ., О'Доннелл С. Управление. Системный и ситуационный анализ
управленческих функций. Т. I и II / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1981.


Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

7. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. — М.:
Изд. МГУ, 1991.

8. Barnard G. Functions of the Exucutive. — Cambridge, Mass: Harvard
University Press, 1938.

9. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilizatioon. — London,
1949.

 

10. McGregor D. The Professional Manager. № 9, 1967.

11. UkertR.. The Human Organization. № 9, 1976.

12. Argyris С Personality and Organizational Theory. — Harper, № 9, 1957.

13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Оснойы менеджмента / Пер. с
англ. - М.: Дело, 1997.

 

14. Walker I. Huma№ Resource Stratedy. — Me Graw Hill, № 9. 1992.

15. Tosi H., Rizzo I., Carroll S. Managing Organizational Behavior. Harper
and Row Publishers/ № 9, 1990.

16. Радутин А.А., РадугинКА. Введение в менеджмент. Социальные орга­
низации и управление. — Воронеж, 1995.

17. Н. Mintzberg. The Hature of Managerial Work. — New York:
Harper and Row, 1973, p. 93-94.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.