Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Порядковые числительные 3 страница






    ا َ ل ْ ق ِ ط َ ا ر ُ ا ل س ّ َ ا د ِ س ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _____________________

    ا َ ل د ّ َ ب ّ َ ا ب َ ة ُ ا ل س ّ َ ا د ِ س َ ة ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ____________________

    ا َ ل ْ ق ِ س ْ م ُ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _________________________

    ا َ ل ْ ك ُ ل ّ ِ ي ّ َ ة ُ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع َ ة ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ________________________

    ا َ ل ْ ح َ ا ر ِ س ُ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ______________________

    ا َ ل ش ّ ِ ر ْ ك َ ة ُ ا ل ث ّ َ ا م ِ ن َ ة ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _______________________

    ا َ ل ْ ب ُ س ْ ت َ ا ن ُ ا ل ت ّ َ ا س ِ ع ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _______________________

    ا َ ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ُ ا ل ت ّ َ ا س ِ ع َ ة ُ و َ ا ل ْ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ____________________

    ا ل ْ م ُ س ْ ت َ ش ْ ف َ ى ا ل ث ّ َ ل ا َ ث ُ و ن َ ____________________________________

    ا َ ل ْ م ُ د َ ر ّ ِ س ُ ا ل ْ أ َ ر ْ ب َ ع ُ و ن َ _________________________________________

    ا َ ل ْ م َ خ ْ ب َ ز َ ة ُ ا ل ْ خ َ م ْ س ُ و ن َ ____________________________________

    ا َ ل ن ّ َ ج ْ م ُ ا ل س ّ ِ ت ّ ُ و ن َ ________________________________________________

    ا َ ل ش ّ َ ج َ ر َ ة ُ ا ل س ّ َ ب ْ ع ُ و ن َ _________________________________________

    ا َ ل ْ ف َ ر َ س ُ ا ل ث ّ َ م َ ا ن ُ و ن َ ____________________________________________

    ا َ ل ش ّ َ ا ة ُ ا ل ت ّ ِ س ْ ع ُ و ن َ ______________________________________________

    ا َ ل ك ُ ر ْ س ِ ي ّ ُ ا ل ْ م ِ ئ َ ة ُ ________________________________________________

    م َ ق ْ ع َ د ٌ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _______________________________________________

    ط َ ب ِ ي ب ٌ أ َ و ّ َ ل ُ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ________________________________

    م ُ د ِ ي ر َ ة ٌ أ ُ و ل َ ى و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ______________________________

    د َ ر ْ س ٌ ث َ ا ن ٍ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________________________

    م َ ج َ ل ّ َ ة ٌ ث َ ا ن ِ ي َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _________________________________

    م ص ْ ن َ ع ٌ ث َ ا ل ِ ث ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _____________________________

    م َ ك ْ ت َ ب َ ة ٌ ث َ ا ل ِ ث َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ________________________________

    ح ِ ز ْ ب ٌ ر َ ا ب ِ ع ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _______________________________

    ص َ ف ْ ح َ ة ٌ ر َ ا ب ِ ع َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ____________________________

    ط َ ي ْ ر ٌ خ َ ا م ِ س ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ______________________________

    ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ خ َ ا م ِ س َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ __________________________

    ض َ ا ب ِ ط ٌ س َ ا د ِ س ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ _________________________

    م ُ م َ ر ّ ِ ض َ ة ٌ س َ ا د ِ س َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ______________________

    ي َ و ْ م ٌ س َ ا ب ِ ع ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________________________

    س َ ن َ ة ٌ س َ ا ب ِ ع َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ________________________________

    د ُ ك ّ َ ا ن ٌ ث َ ا م ِ ن ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ________________________________

    س َ ي ّ َ ا ر َ ة ٌ ث َ ا م ِ ن َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ________________________________

    ح َ ي ّ ٌ ت َ ا س ِ ع ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ___________________________________

    م َ ح َ ط ّ َ ة ٌ ت َ ا س ِ ع َ ة ٌ و َ ع ِ ش ْ ر ُ و ن َ ____________________________

    م ل ْ ع َ ب ٌ ث َ ل ا َ ث ُ و ن َ __________________________________________________

    م َ ك ْ ت َ ب ٌ أ َ ر ْ ب َ ع ُ و ن َ _______________________________________________

    م ُ د َ ر ّ ِ س َ ة ٌ خ َ م ْ س ُ و ن َ ___________________________________________

    د َ ف ْ ت َ ر ٌ س ِ ت ّ ُ و ن َ ________________________________________________________

    ل َ ج ْ ن َ ة ٌ س َ ب ْ ع ُ و ن َ ____________________________________________________

    م َ س ْ ج ِ د ث َ م َ ا ن ُ و ن َ _______________________________________________

    ح َ د ِ ي ق َ ة ٌ ت ِ س ْ ع ُ و ن َ _______________________________________________

    م ُ ؤ ْ ت َ م َ ر ٌ م ِ ئ َ ة ٌ _________________________________________________________


     

    2) Переведите следующие словосочетания на арабский язык:


    тридцать первый студент

    _____________________________________________________

    тридцать второй мужчина

    _____________________________________________________

    тридцать третья страна

    _____________________________________________________

    тридцать четвёртая мечеть

    _____________________________________________________

    тридцать пятый дом

    _____________________________________________________

    тридцать шестой мальчик

    ____________________________________________________

    тридцать седьмой номер

    _____________________________________________________

    тридцать восьмая тетрадь

    _____________________________________________________

    тридцать девятый стол

    _____________________________________________________

    тридцать первая студентка

    _____________________________________________________

    тридцать вторая женщина

    _____________________________________________________

    тридцать третий город

    _____________________________________________________

    тридцать четвёртая школа

    _____________________________________________________

    тридцать пятое дерево

    _____________________________________________________

    тридцать шестая девочка

    _____________________________________________________

    тридцать седьмая курица

    _____________________________________________________

    тридцать восьмая страница

    _____________________________________________________

    тридцать девятая роза

    _____________________________________________________



    сороковая книга

    _____________________________________________________

    пятидесятый телевизор

    _____________________________________________________

    шестидесятый день

    _____________________________________________________

    семидесятый банк

    _____________________________________________________

    восьмидесятая лампочка

    _____________________________________________________

    девяностый стул

    _____________________________________________________

    сотая ручка

    _____________________________________________________

    сороковая газета

    _____________________________________________________

    пятидесятый журнал

    _____________________________________________________

    шестидесятый холодильник

    _____________________________________________________

    семидесятый шкаф

    _____________________________________________________

    восьмидесятая машина

    _____________________________________________________

    девяностый велосипед

    _____________________________________________________

    сотый утюг

    _____________________________________________________


     

    3) Переведите предложения на русский язык:

    ح َ ف ِ ظ َ أ َ خ ِ ي َ ا ل ص ّ َ غ ِ ي ر ُ ا ل س ّ ُ و ر َ ة َ ا ل ْ م ِ ئ َ ة َ و َ ا ل ْ ح َ ا د ِ ي َ ة َ ع َ ش ْ ر َ ة َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ق َ ر َ أ َ ت ْ ع َ م ّ َ ت ِ ي ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ث ّ َ ا ن ِ ي َ و َ ا ل ع ِ ش ْ ر ِ ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ن َ ا م َ ع َ م ّ ِ ي ف ِ ي ا ل ْ غ ُ ر ْ ف َ ة ِ ا ل ث ّ َ ا ل ِ ث َ ة ِ و َ ا ل ث ّ َ ل ا َ ث ِ ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ق َ ت َ ل َ خ َ ا ل ِ ي ث َ ع ْ ل َ ب ً ا خ َ م ْ س ِ ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ز َ ا ر َ و َ ز ِ ي ر ُ ا ل ص ّ ِ ح ّ َ ة ِ ا ل ْ ع ُ م ُ و م ِ ي ّ َ ة ِ ح َ ي ّ ً ا ث َ ا ن ِ ي ً ا و َ أ َ ر ْ ب َ ع ِ ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ب َ ا ع َ ا ل ت ّ َ ا ج ِ ر ُ ف ِ ي ا ل س ُ و ق ِ س َ م َ ك َ ة ً س َ ا د ِ س َ ة ً و َ ع ِ ش ْ ر ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    د َ ف َ ع َ ا ل ْ م ُ ح َ ا س ِ ب ُ ا ل ْ م ُ ر َ ت ّ َ ب َ إ ِ ل َ ى ا ل ْ ع َ ا م ِ ل ِ ا ل ْ م ِ ئ َ ة ِ و َ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع ِ و َ ا ل س ّ ِ ت ّ ِ ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ر َ أ َ ي ْ ت ُ ذ َ ل ِ ك َ ا ل ْ م ُ ف َ ت ّ ِ ش َ ف ِ ي ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ ا ل ْ م ِ ئ َ ة ِ و َ ا ل ت ّ َ ا س ِ ع َ ة ِ و َ ا ل س ّ َ ب ْ ع ِ ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ص َ ن َ ع َ ا ل ص ّ َ ا ئ ِ غ ُ خ َ ا ت ِ م ً ا م ِ ئ َ ة ً و َ ث َ ا م ِ ن ً ا و َ ت ِ س ْ ع ِ ي ن َ

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4) Переведите следующие предложения на арабский язык:

    Мы отремонтировали сегодня семидесятый мотоцикл

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Эта шестьдесят первая передача о животных

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Офис моей фирмы в двадцать первом доме

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Это произошло в сорок четвертом году

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Тот известный ученый учился в пятьдесят девятой школе

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Писатель разговаривал вчера с тридцатым рабочим

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мой родственник живет в пятьдесят шестой квартире

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

     

    § 38. Сложные предложения

    ا ل ْ ج ُ م َ ل ُ ا ل ْ م ُ ر َ ك ّ َ ب َ ة ُ

     

    Как вы узнали из §§ 9 и 10, арабское предложение бывает или именным (ج ُ م ْ ل َ ة ٌ ا ِ س ْ م ِ ي ّ َ ة ٌ) или глагольным (ج ُ م ْ ل َ ة ٌ ف ِ ع ْ ل ِ ي ّ َ ة ٌ). Например:

    ا ل ْ ف َ ر َ س ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ر َ ك ِ ب ْ ت َ ه ُ أ َ م ْ س ِ ج َ م ِ ي ل ٌ Конь, на которого ты сел вчера, красив (именное предложение)

    ص َ ل ّ َ ت ْ أ ُ م ّ ِ ي ص َ ل ا َ ة َ ا ل ْ ع ِ ش َ ا ء ِ Моя мама прочитала ночной намаз (глагольное предложение)

    Арабское предложение – так же как и русское – бывает простым и сложным. Вспомним из школьного курса, что простое предложение имеет одну грамматическую основу, а сложное – две или несколько грамматических основ. Например:

     

     

    Простые предложения.

    Зима.

    Вечереет.

    Моя родина – Башкортостан.

    В комнату вошел высокий мужчина.

     

    Сложные предложения.

    Свет погас, и начался спектакль.

    Когда свет погас, начался спектакль.

    Сложные предложения бывают сложносочиненными (в которых два или несколько предложений следуют друг за другом – см. 1. пример выше) и сложноподчиненными (в которых одно простое предложение (придаточное) подчинено другому (главному) – см. 2. пример выше).

     

    Хотя арабские учебники не подразделяют предложения на простые и сложные, мы рассмотрим далее сложные предложения и поясним их структуру. (Частично мы уже касались сложных предложений в гл I, § 29).

    Второе предложение, данное в начале темы (ص َ ل ّ َ ت ْ أ ُ م ّ ِ ي ص َ ل ا َ ة َ ا ل ْ ع ِ ش َ ا ء ِ), относится к простым предложениям. Приведем далее примеры сложных предложений:

     

    أ َ ب ِ ي ي َ ق ْ ر َ أ ُ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن َ و َ أ ُ م ّ ِ ي ت ُ ع ِ د ّ ُ ا ل ط ّ َ ع َ ا م َ و َ أ َ خ ِ ي ي ُ ذ َ ا ك ِ ر ُ د ُ ر ُ و س َ ه ُ Отец читает Коран, мама готовит еду, а брат учит свои уроки (Сложносочиненное предложение)

     

    ز َ ي ْ ن َ ب ُ ت ِ ل ْ م ِ ي ذ َ ة ٌ م ُ ج ْ ت َ ه ِ د َ ة ٌ ل َ ك ِ ن ّ َ أ َ خ َ ا ه َ ا ر ُ س ْ ت ُ م َ ت ِ ل ْ م ِ ي ذ ٌ ك َ س ْ ل ا َ ن ُ Зейнаб старательная ученица, но ее брат Рустем ленивый ученик (Сложносочиненное предложение)

    ك َ س َ ر َ ا ل ْ ب َ ا ب َ ا ِ ب ْ ن ِ ي أ َ ح ْ م َ د ُ أ َ و ْ ك َ س َ ر َ ت ْ ه ُ ب ِ ن ْ ت ِ ي خ َ د ِ ي ج َ ة ُ Дверь сломал мой сын Ахмад или ее сломала моя дочка Хадиджа (Сложносочиненное предложение)

     

    أ َ و َ ح ْ د َ ك َ ت َ أ ْ ت ِ ي ن ِ ي أ َ م ْ م َ ع َ ا ب ْ ن ِ ك َ ؟ Ты придешь ко мне один или со своим сыном? (Сложносочиненное предложение)

     

    ا ل ن ّ َ ا س ُ إ ِ م ّ َ ا أ َ غ ْ ن ِ ي َ ا ء ُ و َ إ ِ م ّ َ ا ف ُ ق َ ر َ ا ء ُ Люди или богаты, или бедны (Сложносочиненное предложение)

     

    د َ خ َ ل َ ا ل ْ م ُ د َ ر ّ ِ س ُ ف َ ق َ ا م َ ا ل ت ّ َ ل ا َ م ِ ي ذ ُ Вошёл учитель и ученики встали (Сложносочиненное предложение)

     

    ص َ ل ّ َ ى أ َ ب ِ ي ص َ ل ا َ ة َ ا ل ْ ع ِ ش َ ا ء ِ ث ُ م ّ َ ن َ ا م َ Мой отец совершил ночной намаз, потом уснул (Сложносочиненное предложение)

     

    Как видно из примеров, сложносочиненные предложения соединяются друг с другом посредством следующих частиц:

    و َ «и, а»

    ل َ ك ِ ن ّ َ «но, однако»

    أ َ و ْ «или»

    أ َ م ْ «или» (в вопросительном предложении)

    إ ِ م ّ َ ا... و َ إ ِ م ّ َ ا... «или... или...»

    ف َ ـ... «и; затем сразу» (для выражения непрерывной последовательности действий)

    ث ُ م ّ َ «потом» (для выражения последовательности действий, между которыми имеется какой-либо промежуток времени).

     

    *****

    أ َ ع ْ ر ِ ف ُ أ َ ن ّ َ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ ق ِ ص ّ َ ة َ م ُ م ْ ت ِ ع َ ة ٌ

    Я знаю, что эта история интересная

    (Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным).

    أ َ ر ِ ي د ُ أ َ ن ْ ت َ ك ْ ت ُ ب َ ا ل ر ّ َ س َ ا ئ ِ ل َ إ ِ ل َ ى أ ُ م ّ ِ ك َ

    Я хочу, чтоб ты писал письма своей матери (Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным).

    Придаточное дополнительное предложение присоединяется к главному посредством частиц أ َ ن ّ َ «что» (см. гл. I, § 11) и أ َ ن ْ «что, чтобы» (см. гл. I, §. 21).

    *****

    د َ ر َ س َ ا ل ل ّ ُ غ َ ة َ ا ل ْ ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة َ ج َ ي ّ ِ د ً ا ل أ َ ن ّ َ ه َ ا ل ُ غ َ ة ُ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ِ

    Он изучал арабский язык хорошо, потому что он – язык Корана

    (Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

    Придаточное предложение причины присоединяется к главному посредством частицы ل ِ أ َ ن ّ َ «потому что; так как» (см. гл. I, §. 11).

     

    *****

    ذ َ ه َ ب ْ ت ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ ك ْ ت َ ب َ ة ِ ك َ ي ْ آ خ ُ ذ َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ف ِ ي ا ل ت َ ا ر ِ ي خ ِ

    Я пошёл в библиотеку, чтоб взять книгу по истории (Сложноподчиненное предложение с придаточным цели).

    ذ َ ه َ ب ْ ت ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ ك ْ ت َ ب َ ة ِ ل ِ آ خ ُ ذ َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ف ِ ي ا ل ت َ ا ر ِ ي خ ِ

    Я пошёл в библиотеку, чтоб взять книгу по истории (Сложноподчиненное предложение с придаточным цели).

    ذ َ ه َ ب ْ ت ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ ك ْ ت َ ب َ ة ِ ح َ ت ّ َ ى آ خ ُ ذ َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ف ِ ي ا ل ت َ ا ر ِ ي خ ِ

    Я пошёл в библиотеку, чтоб взять книгу по истории (Сложноподчиненное предложение с придаточным цели).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.