Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Особенности пород трехбуквенного глагола






    خ َ ص َ ا ئ ِ ص ُ ا ل أ َ ف ْ ع َ ا ل ِ ا ل ث ّ ُ ل ا َ ث ِ ي ّ َ ة ِ ا ل م َ ز ِ ي د َ ة ِ

     

    Каждая из перечисленных пород трехбуквенного глагола имеет свои особенности в силу морфологической структуры:

     

    I ف َ ع َ ل َ. Вторая коренная буква трёхбуквенного первообразного глагола может иметь все три огласовки: ف َ ع َ ل َ, ف َ ع ِ ل َ, ف َ ع ُ ل

     

    Глагол формулы ف َ ع َ ل َ может быть как переходным (например: ض َ ر َ ب َ (и) бить), так и непереходным (например: ج َ ل َ س َ (и) сидеть).

     

    Глагол формулы ف َ ع ِ ل َ в большинстве случаев бывает непереходным (например: ف َ ر ِ ح َ (а) радоваться), реже – переходным (например: ح َ س ِ ب َ (и) считать).

     

    Глагол формулы ف َ ع ُ ل َ бывает только непереходным и указывает на постоянно присущее качество. Например:

     

    ك َ ب ُ ر َ (у) быть большим

    ص َ غ ُ ر َ (у) быть маленьким

    ك َ ر ُ م َ (у) быть благородным

     

     

    II ف َ ع ّ َ ل َ. Глагол этой породы

     

    а) указывает на тот же смысл, что и первообразная форма, но его действие многократно или более интенсивно. Например:

     

    ق َ ط َ ع َ (а) рубить, резать Š ق َ ط ّ َ ع َ рубить на куски

    ك َ س َ ر َ (и) разбивать Š ك َ س ّ َ ر َ разбивать вдребезги

     

    б) придает непереходному глаголу переходность. Например:

     

    ح َ ز ِ ن َ (а) печалиться Š ح َ ز ّ َ ن َ опечалить

    ه َ د َ أ َ (а) успокаиваться Š ه َ د ّ َ أ َ успокаивать

    د َ ر َ س َ (а) учиться Š د َ ر ّ َ س َ учить

     

    в) имеет значение «считать кем-либо». Например:

     

    ك َ ف َ ر َ (у) быть неверным Š ك َ ف ّ َ ر َ считать неверным

    ك َ ذ َ ب َ (и) лгать Š ك َ ذ ّ َ ب َ считать лжецом

     

    г) имеет значение «превращать в кого-либо»

     

    ت َ ر ّ َ ك َ превращать в турка, отуречивать

    ع َ ر ّ َ ب َ превращать в араба, арабизировать

    ر َ و ّ َ س َ превращать в русского, русифицировать

     

    III ف َ ا ع َ ل َ. Глагол этой породы бывает всегда переходным и имеет такое прямое дополнение, которое выполняет аналогичное действие по отношению к действующему лицу. Например:

    ق َ ا ت َ ل َ ز َ ي ْ د ٌ ع َ ل ِ ي ّ ا ً Зейд воюет с Али (Али, в свою очередь, также воюет с Зейдом)

     

    IV أ َ ف ْ ع َ ل َ. Глагол этой породы превращает непереходный глагол в переходный. Например:

     

    خ َ ر َ ج َ (у) выходить Š أ َ خ ْ ر َ ج َ выводить

     

    Если первообразный глагол является переходным, то при образовании из него IV породы он обретает двойную переходность. Например:

     

    ع َ ل ِ م َ (а) знать Š أ َ ع ْ ل َ م َ

    давать знать, сообщать кому-либо что-либо

     

    V ت َ ف َ ع ّ َ ل َ. Глагол этой породы

     

    а) является возвратным по отношению к однокоренному глаголу II породы. Например:

     

    ع َ ل ّ َ م َ учить Š ت َ ع َ ل ّ َ م َ учить ся

     

    б) иногда бывает переходным. Например:

     

    ت َ ق َ ب ّ َ ل َ принимать

     

    в) указывает на выполнение чего-либо с усердием, старанием. Например:

     

    ت َ ع َ ب ّ َ د َ усердно поклоняться, блюсти благочестие

     

     

    VIت َ ف َ ا ع َ ل َ. Глагол этой породы

     

    а) выражает какое-либо совместное действие. В этом случае его действующим лицом не может быть имя единственного числа. Например:

     

    ت َ ض َ ا ر َ ب َ ز َ ي ْ د ٌ و َ أ َ ح ْ م َ د ُ Подрались Зейд и Ахмад

     

    б) имеет значение «притворяться кем-либо». Например:

     

    م َ ا ت َ умирать Š ت َ م َ ا و َ ت َ притворяться мёртвым

    م َ ر ِ ض َ (а) болеть Š ت َ م َ ا ر َ ض َ притворяться больным

     

    в) указывает на действие, которое совершается постепенно. Например:

     

    ت َ ر َ ا ك َ م َ собираться, постепенно копиться

     

    г) в редких случаях бывает переходным. Например:

     

    ت َ ن َ ا و َ ل َ затрагивать (тему, проблему); принимать (пищу)

     

    VIIا ِ ن ْ ف َ ع َ ل َ. Глагол этой породы бывает всегда непереходным и возвратным. Например:

     

    ا ِ ن ْ ك َ س َ ر َ разбивать ся

    ا ِ ن ْ د َ م َ ج َ ассимилировать ся

     

    VIIIا ِ ف ْ ت َ ع َ ل َ. Глагол этой породы может быть и переходным, и непереходным. Например:

     

    ا ِ ح ْ ت َ ر َ م َ уважать (переходный)

    ا ِ ب ْ ت َ ع َ د َ удаляться (непереходный)

    IX ا ِ ف ْ ع َ ل ّ َ.

    Глагол этой породы бывает всегда непереходным и указывает на цвет или дефект. Например:

     

    ا ِ ح ْ م َ ر ّ َ краснеть

    ا ِ ع ْ و َ ج ّ َ быть кривым

     

    X ا ِ س ْ ت َ ف ْ ع َ ل َ.

    Глагол этой породы

    а) указывает на требование. Например:

     

    ا ِ س ْ ت َ ف ْ س َ ر َ требовать разъяснения

    ا ِ س ْ ت َ ع ْ ل َ م َ требовать информации, справляться

     

    б) имеет значение «считать кем-либо, чем-либо, каким-либо». Например:

     

    ا ِ س ْ ت َ ب ْ ع َ د َ считать далеким, невозможным

    ا ِ س ْ ت َ ح ْ س َ ن َ считать хорошим

     

    в) может быть возвратным. Например:

     

    ا ِ س ْ ت َ ي ْ ق َ ظ َ проснуть ся

    ا ِ س ْ ت َ س ْ ل َ م َ сдавать ся

     

    Остальные пять пород трёхбуквенного глагола (так называемые «мёртвые породы») используются крайне редко, поэтому ограничимся анализом первых десяти пород.

    Упомянутые породы могут образовываться как из правильных, так и из неправильных первообразных глаголов. Например:

    ا ِ ق ْ ت َ ض َ ى требовать (VIII порода).

    Образуется от недостаточного глагола ق َ ض َ ى (и) судить

    ت َ ق َ و ّ َ ل َ наговаривать (на кого-либо ع َ ل َ ى) (V порода).

    Образуется от пустого глагола ق َ ا ل َ (у) сказать

    ت َ و َ ض ّ َ أ َ совершать омовение (V порода).

    Образуется от подобноправильного глагола و َ ض ُ ؤ َ быть чистым.

     

    Иногда бывает трудно найти смысловую связь между первообразным глаголом и его производным. Это связано с тем, что глаголы на протяжении всей истории языка претерпевают изменения, приобретая новые значения или утрачивая старые, так что производность породы – понятие чисто морфологическое. Что касается смысла производного глагола, то он может быть почти обособленным. Например:

     

    ض َ ر َ ب َ (и) бить Š أ َ ض ْ ر َ ب َ оставлять (что ع َ ن ْ)

    ك َ ل ِ ب َ (а) быть бешенным, болеть бешенством Š ك َ ل ّ َ ب َ дрессировать.

     

     

    Упражнения для закрепления

    1) Переведите с помощью словаря следующие глаголы и выучите их. Определите их породу и особенность:

    ق َ ب ُ ح َ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    س َ ق َ ط َ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

    س َ م ِ ع َ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ذ َ ب ّ َ ح َ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    ن َ ص ّ َ ر َ _____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ف َ س ّ َ ق َ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ن َ ك ّ َ ر َ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    ك َ ا ت َ ب َ _________________________________________________________________________________________________________________________________

    ع َ ا ن َ ق َ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    أ َ ن ْ ط َ ق َ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    أ َ س ْ ق َ ط َ _________________________________________________________________________________________________________________________________

    ت َ ك َ ل ّ َ ف َ _________________________________________________________________________________________________________________________________

    ت َ ح َ س ّ َ ن َ ________________________________________________________________________________________________________________________________

    ت َ ط َ ل ّ َ ب َ _________________________________________________________________________________________________________________________________

    ت َ ش َ ا ت َ م َ __________________________________________________________________________________________________________________________________

    ت َ ظ َ ا ه َ ر َ _________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ِ ن ْ ت َ ق َ ل َ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ِ ن ْ د َ ر َ س َ ________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ِ ر ْ ت َ ع َ د َ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ِ ل ْ ت َ ق َ م َ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ِ ب ْ ي َ ض ّ َ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ِ س ْ ت َ ع ْ ب َ د َ ________________________________________________________________________________________________________________________________

    ا ِ س ْ ت َ خ ْ ر َ ج َ ____________________________________________________________________________________________________________________________

     

    2) Переведите текст и найдите в нем глаголы. Определите их породу и особенность:

     

    ا ِ س ْ ت َ ي ْ ق َ ظ َ ر ُ س ْ ل ا َ ن ُ ف ِ ي ا ل س ّ َ ا ع َ ة ِ ا ل س ّ َ ا د ِ س َ ة ِ ف َ أ َ ي ْ ق َ ظ َ أ َ خ َ ا ه ا ل ص ّ َ غ ِ ي ر َ ف َ ت َ و َ ض ّ َ أ َ. ث ُ م ّ َ خ َ ر َ ج َ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ل ِ ي َ ق ْ ر َ أ َ ا ل ْ ق ُ ر آ ن َ و َ ي َ د ْ ع ُ و َ و َ ي ُ ص َ ل ّ ِ ي َ ص َ ل ا َ ة َ ا ل ْ ف َ ج ْ ر ِ ف ِ ي ا ل ْ ج َ م َ ا ع َ ة ِ. ف ِ ي ا ل س ّ َ ا ع َ ة ِ ا ل س ّ َ ا د ِ س َ ة ِ و َ ا ل ن ّ ِ ص ْ ف ِ أ َ ذ ّ َ ن َ م ُ ؤ َ ذ ّ ِ ن ٌ ل ل ص ّ َ ل ا َ ة ِ ف َ ب َ د َ أ َ ا ل ر ّ ِ ج َ ا ل ُ ي َ ج ْ ت َ م ِ ع ُ و ن َ. ب َ ع ْ د َ ا ل إ ِ ق َ ا م َ ة ِ ق َ ا م َ ا ل ر ّ ِ ج َ ا ل ُ ل ل ص ّ َ ل ا َ ة ِ ف َ ا ف ْ ت َ ت َ ح َ ا ل إ ِ م َ ا م ُ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ ب ِ ا ل ْ ف َ ا ت ِ ح َ ة ِ ث ُ م ّ َ ق َ ر َ أ َ س ُ و ر َ ة َ ا ل ْ ف ِ ي ل ِ. ب َ ع ْ د َ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة ِ ق َ ا ب َ ل َ ر ُ س ْ ل ا َ ن ُ ص َ د ِ ي ق َ ه ُ ح َ م ْ ز َ ة َ ف َ ت َ ع َ ا ن َ ق َ ا ا ل ر ّ َ ج ُ ل ا َ ن ِ م ِ ن ْ س ُ ر ُ و ر ٍ. ت َ ك َ ل ّ َ م َ ر ُ س ْ ل ا َ ن ُ و َ ح َ م ْ ز َ ة ُ ط َ و ِ ي ل ا ً ع َ ن ِ ا ل ْ إ ِ س ْ ل ا َ م ِ و َ ا ل ْ م ُ س ْ ل ِ م ِ ي ن َ. ب َ ع ْ د َ ن ِ ص ْ ف ِ ا ل س ّ َ ا ع َ ة ِ ا ح ْ م َ ر ّ َ ت ْ س َ م َ ا ء ُ ا ل ْ م َ ش ْ ر ِ ق ِ ف َ ب َ د َ أ َ ت ِ ا ل ش ّ َ م س ُ ت َ ط ْ ل ُ ع ُ. ت َ ع َ ا ن َ ق َ ا ل ص ّ َ د ِ ي ق َ ا ن ِ ث َ ا ن ِ ي َ ة ً ف َ ا ن ْ ط َ ل َ ق َ ر ُ س ْ ل ا َ ن ُ إ ِ ل َ ى ب َ ي ْ ت ِ ه ِ و َ ب َ ق ِ ي َ ح َ م ْ ز َ ة ُ ف ِ ي ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ل ِ ي ُ د َ ر ّ ِ س َ ا ل ْ أ َ ط ْ ف َ ا ل َ ا ل ت ّ َ ج ْ و ِ ي د َ.

    ________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    3) Образуйте подходящую по смыслу породу от следующих глаголов:

     

    ك َ ب ُ ر َ (у) быть большим Š

     

    ________________ делать большим, увеличивать

     

    ل َ ع َ ن َ (а) проклинать Š

     

    ________________ проклинать друг друга

     

    ح َ ر ُ م َ (у) быть священным, запретным Š

     

    ________________ делать священным, запретным

     

    و َ ق َ ف َ (и) остановиться Š

     

    ________________ требовать остановиться

     

    س َ ك ِ ر َ (а) пьянеть Š

     

    ________________ притворяться пьяным

     

    ع َ ك َ س َ (и) отражать Š

     

    ________________ отражать ся

     

    ج َ ل َ س َ (и) сидеть Š

    ________________ сажать

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.