Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Упражнения для закрепления 1 страница
1) Определите, к какой части речи относятся следующие слова, и выучите их: ر َ ج ُ ل ٌ мужчина ذ َ ه َ ب َ уходить إ ِ ل َ ى к, в ر ِ ج ْ ل ٌ нога م ِ ن ْ из, от ع َ ق ْ ل ٌ разум أ َ ح ْ م َ ر ُ красный ق َ ت َ ل َ убивать ه ُ و َ он ر َ أ َ ى видеть ن َ ح ْ ن ُ мы م َ ع َ с, вместе ز َ ي ْ د ٌ Зейд ا ِ م ْ ر َ أ َ ة ٌ женщина ق َ ر َ أ َ читать م َ د ْ ر َ س َ ة ٌ школа خ َ ر َ ج َ выходить ك َ ل ْ ب ٌ собака ع َ ل َ ى на ح ِ ص َ ا ن ٌ конь ج َ ا ء َ приходить ع ِ ن َ ب ٌ виноград ق َ ص ْ ر ٌ дворец
2) Переведите с помощью словаря следующие слова и выделите имена: _______________ف ِ ي ل ٌ ن َ ظ َ ر َ ____________د َ خ َ ل َ ____________ ع َ ن ْ _______________ح ُ ب ّ ٌ ____________ ق َ ت َ ل َ ______________ ب ِ ن ْ ت ٌ ______________ك ِ ت َ ا ب ____________ ل َ م ْ _______________ ت ُ ف ّ َ ا ح ٌ ____________ س َ ك َ ن َ ____________ ل َ ن ْ _______________
3) Переведите следующие предложения на русский язык и найдите в них имена, глаголы и частицы: ض َ ر َ ب َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ك َ ل ْ ب ً ا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ذ َ ه َ ب َ أ َ ح ْ م َ د ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ج َ ا ء َ ر َ ج ُ ل ٌ م َ ع َ ا م ْ ر َ أ َ ة ٍ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ خ َ ر َ ج َ ع ُ ث ْ م َ ا ن ُ م ِ ن َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ت َ ع ْ ر ِ ي ف ُ ا ل ا ِ س ْ م ِ و َ ت َ ن ْ ك ِ ي ر ُ ه ُ
Мера названия («имя») в Арабском языке, как и в Русском языке, употребляется либо в состоянии определённости, либо в состоянии неопределённости. Для размерения смысловой нагрузки о состоянии определённости («имени») изпользуется смысловая Мера ا َ ل ْ («АЛЬ», «алиф-льэам»). Пример:
Мера названия («имя»), в случае присоединния к ней Меры определённости («Аль», ا َ ل ْ), утрачивает Частную Меру неопределённости (знак «танвин»).
Некоторые Меры («имена») уже изначально являются определёнными. Таковыми являются:
1) Имена собственные:
م ُ ح َ م ّ َ د ٌ Мухаммад ف َ ا ط ِ م َ ة ُ Фатима ر ُ س ْ ل ا َ ن ُ Руслан
2) Меры, обозначающие «участников-неучастников беседы», в том числе-условных, так называемые «местоимения»):
3) Меры точного целеуказания («указательные местоимения»):
ه َ ذ َ ا этот ه َ ذ ِ ه ِ эта ه َ ذ َ ا ن ِ эти (двойственное число, муж.). В родительном и винительном падеже: ه َ ذ َ ي ْ ن ِ
ه َ ا ت َ ا ن ِ эти (двойственное число, жен.). В родительном и винительном падеже: ه َ ا ت َ ي ْ ن ِ
ه َ ؤ ُ ل ا َ ء ِ эти (множественное число, муж., жен.) ذ َ ا ك َ или ذ َ ل ِ ك َ тот ت ِ ل ْ ك َ та ذ َ ا ن ِ ك َ те (двойственное число, муж.). В родительном и винительном падеже: ذ َ ي ْ ن ِ ك َ ت َ ا ن ِ ك َ те (для двойственного числа женского рода). В родительном и винительном падеже: ت َ ي ْ ن ِ ك َ أ ُ و ل َ ئ ِ ك َ те (для множественного числа обоих родов) 4) Относительные местоимения: م َ ا который; то, что م َ ن ْ который; тот, кто ا َ ل ّ َ ذ ِ ي который; тот, кто ا َ ل ّ َ ت ِ ي которая; та, кто ا َ ل ّ َ ذ َ ا ن ِ которые; те, кто (для двойственного числа мужского рода) ا َ ل ل ّ َ ت َ ا ن ِ которые; те, кто (для двойственного числа женского рода) ا َ ل ّ َ ذ ِ ي ن َ которые (для множественного числа мужского рода) ا َ ل ل ّ َ ا ئ ِ ى или ا َ ل ل ّ َ ا ت ِ ى которые (для множественного числа женского рода) 5) Имя, к которому направлено обращение:
ي َ ا ر َ ج ُ ل ُ О, мужчина!
6) Имя, присоединённое к одному из перечисленных видов имён в качестве первого члена идафы (см. гл. I, §. 7):
ك ِ ت َ ا ب ُ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ِ книга студента ك ِ ت َ ا ب ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ книга Мухаммада ك ِ ت َ ا ب ُ ه ُ его книга ك ِ ت َ ا ب ُ ه َ ذ َ ا книга этого (человека) ك ِ ت َ ا ب ُ ا َ ل ّ َ ذ ِ ى ج َ ا ء َ книга того, кто пришел
1) Придайте определённость следующим именам:
ك َ ل ْ ب ٌ собака _________________________________________ ك ِ ت َ ا ب ٌ книга _________________________________________ ق َ ل ْ ب ٌ сердце ________________________________________ د َ ف ْ ت َ ر ٌ тетрадь _______________________________________ س ِ ك ّ ِ ي ن ٌ нож ___________________________________________
2) Определите, какие из следующих имён являются определёнными, какие – неопределёнными.
ا ل ر ّ ِ ج ْ ل ُ нога ر َ ج ُ ل ٌ мужчина أ َ ح ْ م َ د ُ Ахмад ط َ ا ل ِ ب ٌ студент ا ِ م ْ ر َ أ َ ة ٌ женщина ه ُ و َ он ا ل ك ِ ت َ ا ب ُ книга أ َ ن َ ا я ح ُ ب ّ ٌ любовь ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ُ школа ع ِ ن َ ب ٌ виноград ه َ ذ َ ا это ك َ ل ْ ب ٌ собака ا َ ل ّ َ ذ ِ ي который ح ِ ص َ ا ن ٌ конь
3) Переведите с помощью словаря следующие предложения и подчеркните определённые имена.
ن َ ح ْ ن ُ ف ِ ي ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ ________________________________________________________________________ ه ُ و َ ف ِ ي ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ________________________________________________________________________ أ ح ْ م َ د ُ ط َ ا ل ِ ب ٌ م ِ ن ْ ر ُ و س ِ ي َ ا ________________________________________________________________________ ا َ ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ك َ ب ِ ي ر ٌ ________________________________________________________________________ أ َ ن ْ ت َ ر َ ج ُ ل ٌ ش ُ ج َ ا ع ٌ ________________________________________________________________________ ه َ ذ َ ا ط َ ا ل ِ ب ٌ و َ ه َ ذ ِ ه ِ ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ ________________________________________________________________________ ا َ ل ر ّ َ ج ُ ل ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ف ِ ي ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ م ُ د َ ر ّ ِ س ٌ ________________________________________________________________________ ي َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ ت َ ع َ ا ل َ! ________________________________________________________________________ ق َ ل َ م ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ ج َ م ِ ي ل ٌ ________________________________________________________________________
§ 3. Род имени ا ل ت ّ َ ذ ْ ك ِ ي ر ُ و َ ا ل ت ّ َ أ ْ ن ِ ي ث ُ
В арабских именах различают два рода: мужской и женский. ص َ ح ْ ر َ ا ء ُ пустыня ك ِ ب ْ ر ِ ي َ ا ء ُ гордость ذ ِ ك ْ ر َ ى воспоминание د َ ع ْ و َ ى иск م َ د ْ ر َ س َ ة ٌ школа م َ ك ْ ت َ ب َ ة ٌ библиотека Однако эти окончания не всегда являются показателями женского рода, так как слово может указывать на лицо мужского пола, следовательно, являться именем мужского рода. Например:
ح َ م ْ ز َ ة ُ Хамза (мужское имя) م ُ ع َ ا َ و ِ ي َ ة ُ Муавия (мужское имя) خ َ ل ِ ي ف َ ة ٌ халиф ع َ ل ا ّ َ م َ ة ٌ выдающийся учёный ا ل ف َ ت َ ى юноша Если слово указывает на лицо женского пола, то оно является именем женского рода, даже если не имеет окончания женского рода. Например:
أ ُ م ّ ٌ мать ب ِ ن ْ ت ٌ девочка ح َ ا م ِ ل ٌ беременная Также в арабском языке имеется ряд имён, которые являются именами женского рода лишь по употреблению, то есть у них отсутствуют окончания женского рода, и они не указывают на лиц женского пола. К таким именам относятся: 1) Названия племён, народов, городов и стран. Например:
ق ُ ر َ ي ْ ش ٌ курайшиты ا ل ر ّ ُ و س ُ русские م ُ و س ْ ك ُ و Москва س ُ و ر ِ ي َ ا Сирия
2) Названия парных органов тела. Например:
ي َ د ٌ рука ر ِ ج ْ ل ٌ нога ع َ ي ْ ن ٌ глаз أ ُ ذ ُ ن ٌ ухо ذ ِ ر َ ا ع ٌ локоть
3) Следующие имена существительные:
ن َ ا ر ٌ огонь ح َ ر ْ ب ٌ война ن َ ف ْ س ٌ душа أ َ ر ْ ض ٌ земля ش َ م ْ س ٌ солнце خ َ م ْ ر ٌ вино أ َ ر ْ ن َ ب ٌ заяц ب ِ ئ ْ ر ٌ колодец ج َ ح ِ ي م ٌ ад ج َ ن ُ و ب ٌ южный ветер ج َ ه َ ن ّ َ م ُ ад, геенна ح َ ر ُ و ر ٌ знойный ветер د َ ا ر ٌ дом د َ ب ُ و ر ٌ западный ветер س َ ق َ ر ُ ад, преисподняя 1س ِ ن ٌ возраст س ِ ن ٌ 2 зуб ش ِ م َ ا ل ٌ северный ветер ص َ ب ً ى восточный ветер ض َ ب ُ ع ٌ гиена ر ِ ي ح ٌ ветер ك ِ ر ْ ش ٌ желудок; живот ك َ أ ْ س ٌ чаша, бокал ن َ ع ْ ل ٌ сандалия; обувь ي َ م ِ ي ن ٌ клятва; присяга ه َ ي ْ ف ٌ знойный ветер ف َ أ ْ س ٌ топор, мотыга ع َ ص ً ا палка ع َ ر ُ و ض ٌ просодия (наука, изучающая стихотворные размеры)
Упражнения для закрепления
1) Определите род следующих имён и выучите их:
ج َ ا م ِ ع َ ة ٌ университет ع َ ا ل ِ م ٌ учёный د َ ع ْ و َ ى иск م ِ ص ْ ب َ ا ح ٌ лампа ك ِ ب ْ ر ِ ي َ ا ء ُ гордость م ُ س َ د ّ َ س ٌ пистолет ف َ ا ط ِ م َ ة ُ Фатима م ُ ع َ ا و ِ ي َ ة ُ Муавия ا ل ْ ي َ ه ُ و د ُ евреи ج ِ ل ْ د ٌ кожа ب َ غ ْ د َ ا د ُ Багдад ب َ ح ْ ر ٌ море م ِ ص ْ ر ُ Египет ن َ ه ْ ر ٌ река أ ُ م ّ ٌ мать ق َ د َ م ٌ ступня ب ِ ن ْ ت ٌ девочка ن َ ا ر ٌ огонь
2) Какое из следующих имён является именем мужского рода?
ش َ م ْ س ٌ солнце أ َ ر ْ ض ٌ земля خ َ ل ِ ي ف َ ة ٌ халиф ي َ د ٌ рука خ َ م ْ ر ٌ вино أ ُ م ّ ٌ мать
3) Переведите следующие предложения и определите род подчёркнутых имён: ج َ ا ء َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ و َ ح َ م ْ ز َ ة ُ ________________________________________________________________________ ب َ غ ْ د َ ا د ُ م َ د ِ ي ن َ ة ٌ ق َ د ِ ي م َ ة ٌ ________________________________________________________________________ ا َ ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ب َ ع ِ ي د ٌ و َ ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ُ ق َ ر ِ ي ب َ ة ٌ ________________________________________________________________________ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ ب ِ ن ْ ت ٌ ص َ غ ِ ي ر َ ة ٌ ________________________________________________________________________ ر ُ و س ِ ي َ ا د َ و ْ ل َ ة ٌ ك َ ب ِ ي ر َ ة ٌ ________________________________________________________________________ ب َ د َ أ َ ت ِ ا ل ْ ح َ ر ْ ب ُ ا ل ْ و َ ط َ ن ِ ي ّ َ ة ُ ا ل ْ ع ُ ظ ْ م َ ى ________________________________________________________________________ ج َ ا ء َ ت ِ ا ل ْ أ ُ م ّ ُ م َ ع َ ا ِ ب ْ ـ ن َ ـ ت ِ ـ ه َ ا ________________________________________________________________________ ق َ ت َ ا د َ ة ُ ع َ ل ا ّ َ م َ ة ٌ م َ ش ْ ه ُ و ر ٌ ________________________________________________________________________
4) Выучите арабскую пословицу: ا َ ل ْ ع َ ي ْ ن ُ ب َ ص ِ ي ر َ ة ٌ و َ ا ل ْ ي َ د ُ ق َ ص ِ ي ر َ ة ٌ
§ 4. Склонение имён إ ِ ع ْ ر َ ا ب ُ ا ل أ َ س ْ م َ ا ء ِ
Имена в арабском языке склоняются по трём падежам:
1) ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ именительный падеж. Например: ر َ ج ُ ل ٌ ا ل ر ّ َ ج ُ ل ُ 2)ا ل ج َ ر ّ ُ родительный падеж. Например: ر َ ج ُ ل ٍ ا ل ر ّ َ ج ُ ل ِ 3) ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ винительный падеж. Например: ر َ ج ُ ل ا ً ا ل ر ّ َ ج ُ ل َ
Следует заметить, что перевод падежей ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ, ا ل ج َ ر ّ ُ и ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ весьма условный, так как родительный и винительный падежи арабского языка включают такие имена, которые при переводе могут стоять в каком-либо из оставшихся трёх падежей русского языка:
ق َ ط َ ع َ ز َ ي ْ د ٌ ا َ ل ْ ح َ ب ْ ل َ ب ِ ا ل س ّ ِ ك ّ ِ ي ن ِ (ا ل ج َ ر ّ ُ) Зейд отрезал веревку ножом (творительный падеж) ت َ ك َ ل ّ َ م ْ ن َ ا ع َ ن ْ ا َ ل د ّ َ ر َ ا س َ ة ِ (ا ل ج َ ر ّ ُ) Мы говорили об учёбе (предложный падеж) ق ُ ل ْ ل ِ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ (ا ل ج َ ر ّ ُ) Скажи Мухаммаду (дательный падеж) ق َ ا و َ م َ ا َ ل ش ّ َ ع ْ ب ُ ا َ ل ْ م ُ س ْ ت َ ع ْ م ِ ر ِ ي ن َ (ا َ ل ن ّ َ ص ْ ب ُ) Народ боролся с колонизаторами (творительный падеж)
Признаки, по которым распознается падеж, различны и они зависят от морфологических особенностей имени.
Упражнения для закрепления
1) Просклоняйте по падежам следующие имена:
ب َ ي ْ ت ٌ дом ا َ ل ْ ب ِ ن ْ ت ُ девочка م َ ك ْ ت َ ب َ ة ٌ библиотека ا َ ل ش ّ َ م ْ س ُ солнце د َ ف ْ ت َ ر ٌ тетрадь ا َ ل ْ ك َ ل ْ ب ُ собака
2) Определите падеж подчёркнутых имён:
ه َ ذ َ ا ا ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ج َ م ِ ي ل ٌ Этот дом красивый ر َ أ َ ي ْ ت ُ ز َ ي ْ د ً ا ف ِ ي ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ Я видел Зейда в школе ك َ ت َ ب َ أ َ ح ْ م َ د ُ ر ِ س َ ا ل َ ة ً َ Ахмад написал письмо خ َ ر َ ج َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ م ِ ن َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ Мухаммад вышел из мечети ض َ ر َ ب َ ع ُ م َ ر ُ ز َ ي ْ د ً ا Омар ударил Зейда ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل س ّ َ ي ّ َ ا ر َ ة َ أ َ م َ ا م َ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ Я видел машину перед домом ق َ ط َ ع َ ت ْ أ ُ م ّ ِ ي ا َ ل ْ خ ُ ب ْ ز َ ب ِ ا ل س ّ ِ ك ّ ِ ي ن ِ Мама нарезала хлеб ножом
|