Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для закрепления 1 страница






 

1) Определите, к какой части речи относятся следующие слова, и выучите их:


ر َ ج ُ ل ٌ мужчина

ذ َ ه َ ب َ уходить

إ ِ ل َ ى к, в

ر ِ ج ْ ل ٌ нога

م ِ ن ْ из, от

ع َ ق ْ ل ٌ разум

أ َ ح ْ م َ ر ُ красный

ق َ ت َ ل َ убивать

ه ُ و َ он

ر َ أ َ ى видеть

ن َ ح ْ ن ُ мы

م َ ع َ с, вместе

ز َ ي ْ د ٌ Зейд

ا ِ م ْ ر َ أ َ ة ٌ женщина

ق َ ر َ أ َ читать

م َ د ْ ر َ س َ ة ٌ школа

خ َ ر َ ج َ выходить

ك َ ل ْ ب ٌ собака

ع َ ل َ ى на

ح ِ ص َ ا ن ٌ конь

ج َ ا ء َ приходить

ع ِ ن َ ب ٌ виноград

ق َ ص ْ ر ٌ дворец


 

2) Переведите с помощью словаря следующие слова и выделите имена:

_______________ف ِ ي ل ٌ ن َ ظ َ ر َ ____________د َ خ َ ل َ ____________

ع َ ن ْ _______________ح ُ ب ّ ٌ ____________ ق َ ت َ ل َ ______________

ب ِ ن ْ ت ٌ ______________ك ِ ت َ ا ب ____________ ل َ م ْ _______________

ت ُ ف ّ َ ا ح ٌ ____________ س َ ك َ ن َ ____________ ل َ ن ْ _______________

 

3) Переведите следующие предложения на русский язык и найдите в них имена, глаголы и частицы:

ض َ ر َ ب َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ك َ ل ْ ب ً ا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ذ َ ه َ ب َ أ َ ح ْ م َ د ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ج َ ا ء َ ر َ ج ُ ل ٌ م َ ع َ ا م ْ ر َ أ َ ة ٍ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

خ َ ر َ ج َ ع ُ ث ْ م َ ا ن ُ م ِ ن َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 


§ 2. Определённость и неопределенность Меры названия («имени»)

ت َ ع ْ ر ِ ي ف ُ ا ل ا ِ س ْ م ِ و َ ت َ ن ْ ك ِ ي ر ُ ه ُ

 

Мера названия («имя») в Арабском языке, как и в Русском языке, употребляется либо в состоянии определённости, либо в состоянии неопределённости.

Для размерения смысловой нагрузки о состоянии определённости («имени») изпользуется смысловая Мера ا َ ل ْ («АЛЬ», «алиф-льэам»).

Пример:
1) ط َ ا ل ِ ب ٌ)какой-то, некий, любой) учащийся, ученик;
2) ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ (известный, сей) учащийся, ученик

 

Мера названия («имя»), в случае присоединния к ней Меры определённости («Аль», ا َ ل ْ), утрачивает Частную Меру неопределённости (знак «танвин»).

 

Некоторые Меры («имена») уже изначально являются определёнными. Таковыми являются:

 

1) Имена собственные:

 

م ُ ح َ م ّ َ د ٌ Мухаммад

ف َ ا ط ِ م َ ة ُ Фатима

ر ُ س ْ ل ا َ ن ُ Руслан

 

2) Меры, обозначающие «участников-неучастников беседы», в том числе-условных, так называемые «местоимения»):

 

1 лицо 2 лицо жен. род 2 лицо муж. род 3 лицо жен. род 3лицо муж. род  
أ َ ن َ ا я أ َ ن ْ ت ِ ты أ َ ن ْ ت َ ты ه ِ ى َ она ه ُ و َ он ед.ч.
ن َ ح ْ ن ُ мы أ َ ن ْ ت ُ م َ ا вы أ َ ن ْ ت ُ م َ ا вы ه ُ م َ ا они ه ُ م َ ا они дв.ч.
ن َ ح ْ ن ُ мы أ َ ن ْ ت ُ ن ّ َ вы أ َ ن ْ ت ُ م ْ вы ه ُ ن ّ َ они ه ُ م ْ они мн.ч.

 

3) Меры точного целеуказания («указательные местоимения»):

 

ه َ ذ َ ا этот

ه َ ذ ِ ه ِ эта

ه َ ذ َ ا ن ِ эти (двойственное число, муж.).

В родительном и винительном падеже: ه َ ذ َ ي ْ ن ِ

 

ه َ ا ت َ ا ن ِ эти (двойственное число, жен.).

В родительном и винительном падеже: ه َ ا ت َ ي ْ ن ِ

 

ه َ ؤ ُ ل ا َ ء ِ эти (множественное число, муж., жен.)

ذ َ ا ك َ или ذ َ ل ِ ك َ тот

ت ِ ل ْ ك َ та

ذ َ ا ن ِ ك َ те (двойственное число, муж.).

В родительном и винительном падеже: ذ َ ي ْ ن ِ ك َ

ت َ ا ن ِ ك َ те (для двойственного числа женского рода).

В родительном и винительном падеже: ت َ ي ْ ن ِ ك َ

أ ُ و ل َ ئ ِ ك َ те (для множественного числа обоих родов)

4) Относительные местоимения:

م َ ا который; то, что

م َ ن ْ который; тот, кто

ا َ ل ّ َ ذ ِ ي который; тот, кто

ا َ ل ّ َ ت ِ ي которая; та, кто

ا َ ل ّ َ ذ َ ا ن ِ которые; те, кто (для двойственного числа мужского рода)

ا َ ل ل ّ َ ت َ ا ن ِ которые; те, кто (для двойственного числа женского рода)

ا َ ل ّ َ ذ ِ ي ن َ которые (для множественного числа мужского рода)

ا َ ل ل ّ َ ا ئ ِ ى или ا َ ل ل ّ َ ا ت ِ ى которые (для множественного числа женского рода)

5) Имя, к которому направлено обращение:

 

ي َ ا ر َ ج ُ ل ُ О, мужчина!

 

6) Имя, присоединённое к одному из перечисленных видов имён в качестве первого члена идафы

(см. гл. I, §. 7):

 

ك ِ ت َ ا ب ُ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ِ книга студента

ك ِ ت َ ا ب ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ книга Мухаммада

ك ِ ت َ ا ب ُ ه ُ его книга

ك ِ ت َ ا ب ُ ه َ ذ َ ا книга этого (человека)

ك ِ ت َ ا ب ُ ا َ ل ّ َ ذ ِ ى ج َ ا ء َ книга того, кто пришел

 


Упражнения для закрепления

 

1) Придайте определённость следующим именам:

 

ك َ ل ْ ب ٌ собака _________________________________________

ك ِ ت َ ا ب ٌ книга _________________________________________

ق َ ل ْ ب ٌ сердце ________________________________________

د َ ف ْ ت َ ر ٌ тетрадь _______________________________________

س ِ ك ّ ِ ي ن ٌ нож ___________________________________________

 

 

2) Определите, какие из следующих имён являются определёнными, какие – неопределёнными.

 


ا ل ر ّ ِ ج ْ ل ُ нога

ر َ ج ُ ل ٌ мужчина

أ َ ح ْ م َ د ُ Ахмад

ط َ ا ل ِ ب ٌ студент

ا ِ م ْ ر َ أ َ ة ٌ женщина

ه ُ و َ он

ا ل ك ِ ت َ ا ب ُ книга

أ َ ن َ ا я

ح ُ ب ّ ٌ любовь

ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ُ школа

ع ِ ن َ ب ٌ виноград

ه َ ذ َ ا это

ك َ ل ْ ب ٌ собака

ا َ ل ّ َ ذ ِ ي который

ح ِ ص َ ا ن ٌ конь


 

3) Переведите с помощью словаря следующие предложения и подчеркните определённые имена.

 

ن َ ح ْ ن ُ ف ِ ي ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ

________________________________________________________________________

ه ُ و َ ف ِ ي ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ

________________________________________________________________________

أ ح ْ م َ د ُ ط َ ا ل ِ ب ٌ م ِ ن ْ ر ُ و س ِ ي َ ا

________________________________________________________________________

ا َ ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ك َ ب ِ ي ر ٌ

________________________________________________________________________

أ َ ن ْ ت َ ر َ ج ُ ل ٌ ش ُ ج َ ا ع ٌ

________________________________________________________________________

ه َ ذ َ ا ط َ ا ل ِ ب ٌ و َ ه َ ذ ِ ه ِ ط َ ا ل ِ ب َ ة ٌ

________________________________________________________________________

ا َ ل ر ّ َ ج ُ ل ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ف ِ ي ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ م ُ د َ ر ّ ِ س ٌ

________________________________________________________________________

ي َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ ت َ ع َ ا ل َ!

________________________________________________________________________

ق َ ل َ م ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ ج َ م ِ ي ل ٌ

________________________________________________________________________

 

§ 3. Род имени

ا ل ت ّ َ ذ ْ ك ِ ي ر ُ و َ ا ل ت ّ َ أ ْ ن ِ ي ث ُ

 

В арабских именах различают два рода: мужской и женский.
Имена женского рода выделены окончаниями...ـ َ ا ء ُ,...ـ َ ى и ة ٌ.Например:


ص َ ح ْ ر َ ا ء ُ пустыня

ك ِ ب ْ ر ِ ي َ ا ء ُ гордость

ذ ِ ك ْ ر َ ى воспоминание

د َ ع ْ و َ ى иск

م َ د ْ ر َ س َ ة ٌ школа

م َ ك ْ ت َ ب َ ة ٌ библиотека


Однако эти окончания не всегда являются показателями женского рода, так как слово может указывать на лицо мужского пола, следовательно, являться именем мужского рода. Например:

 

ح َ م ْ ز َ ة ُ Хамза (мужское имя)

م ُ ع َ ا َ و ِ ي َ ة ُ Муавия (мужское имя)

خ َ ل ِ ي ف َ ة ٌ халиф

ع َ ل ا ّ َ م َ ة ٌ выдающийся учёный

ا ل ف َ ت َ ى юноша

Если слово указывает на лицо женского пола, то оно является именем женского рода, даже если не имеет окончания женского рода. Например:

 

أ ُ م ّ ٌ мать

ب ِ ن ْ ت ٌ девочка

ح َ ا م ِ ل ٌ беременная

Также в арабском языке имеется ряд имён, которые являются именами женского рода лишь по употреблению, то есть у них отсутствуют окончания женского рода, и они не указывают на лиц женского пола. К таким именам относятся:

1) Названия племён, народов, городов и стран. Например:

 


ق ُ ر َ ي ْ ش ٌ курайшиты

ا ل ر ّ ُ و س ُ русские

م ُ و س ْ ك ُ و Москва

س ُ و ر ِ ي َ ا Сирия


 

2) Названия парных органов тела. Например:

 


ي َ د ٌ рука

ر ِ ج ْ ل ٌ нога

ع َ ي ْ ن ٌ глаз

أ ُ ذ ُ ن ٌ ухо

ذ ِ ر َ ا ع ٌ локоть


 

3) Следующие имена существительные:

 


ن َ ا ر ٌ огонь

ح َ ر ْ ب ٌ война

ن َ ف ْ س ٌ душа

أ َ ر ْ ض ٌ земля

ش َ م ْ س ٌ солнце

خ َ م ْ ر ٌ вино

أ َ ر ْ ن َ ب ٌ заяц

ب ِ ئ ْ ر ٌ колодец

ج َ ح ِ ي م ٌ ад

ج َ ن ُ و ب ٌ южный ветер

ج َ ه َ ن ّ َ م ُ ад, геенна

ح َ ر ُ و ر ٌ знойный ветер

د َ ا ر ٌ дом

د َ ب ُ و ر ٌ западный ветер

س َ ق َ ر ُ ад, преисподняя

1س ِ ن ٌ возраст

س ِ ن ٌ 2 зуб

ش ِ م َ ا ل ٌ северный ветер

ص َ ب ً ى восточный ветер

ض َ ب ُ ع ٌ гиена

ر ِ ي ح ٌ ветер

ك ِ ر ْ ش ٌ желудок; живот

ك َ أ ْ س ٌ чаша, бокал

ن َ ع ْ ل ٌ сандалия; обувь

ي َ م ِ ي ن ٌ клятва; присяга

ه َ ي ْ ف ٌ знойный ветер

ف َ أ ْ س ٌ топор, мотыга

ع َ ص ً ا палка


ع َ ر ُ و ض ٌ просодия (наука, изучающая стихотворные размеры)

 

Упражнения для закрепления

 

1) Определите род следующих имён и выучите их:

 


ج َ ا م ِ ع َ ة ٌ университет

ع َ ا ل ِ م ٌ учёный

د َ ع ْ و َ ى иск

م ِ ص ْ ب َ ا ح ٌ лампа

ك ِ ب ْ ر ِ ي َ ا ء ُ гордость

م ُ س َ د ّ َ س ٌ пистолет

ف َ ا ط ِ م َ ة ُ Фатима

م ُ ع َ ا و ِ ي َ ة ُ Муавия

ا ل ْ ي َ ه ُ و د ُ евреи

ج ِ ل ْ د ٌ кожа

ب َ غ ْ د َ ا د ُ Багдад

ب َ ح ْ ر ٌ море

م ِ ص ْ ر ُ Египет

ن َ ه ْ ر ٌ река

أ ُ م ّ ٌ мать

ق َ د َ م ٌ ступня

ب ِ ن ْ ت ٌ девочка

ن َ ا ر ٌ огонь


 

2) Какое из следующих имён является именем мужского рода?

 


ش َ م ْ س ٌ солнце

أ َ ر ْ ض ٌ земля

خ َ ل ِ ي ف َ ة ٌ халиф

ي َ د ٌ рука

خ َ م ْ ر ٌ вино

أ ُ م ّ ٌ мать


 

3) Переведите следующие предложения и определите род подчёркнутых имён:

ج َ ا ء َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ و َ ح َ م ْ ز َ ة ُ

________________________________________________________________________

ب َ غ ْ د َ ا د ُ م َ د ِ ي ن َ ة ٌ ق َ د ِ ي م َ ة ٌ

________________________________________________________________________

ا َ ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ب َ ع ِ ي د ٌ و َ ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ُ ق َ ر ِ ي ب َ ة ٌ

________________________________________________________________________

ف َ ا ط ِ م َ ة ُ ب ِ ن ْ ت ٌ ص َ غ ِ ي ر َ ة ٌ

________________________________________________________________________

ر ُ و س ِ ي َ ا د َ و ْ ل َ ة ٌ ك َ ب ِ ي ر َ ة ٌ

________________________________________________________________________

ب َ د َ أ َ ت ِ ا ل ْ ح َ ر ْ ب ُ ا ل ْ و َ ط َ ن ِ ي ّ َ ة ُ ا ل ْ ع ُ ظ ْ م َ ى

________________________________________________________________________

ج َ ا ء َ ت ِ ا ل ْ أ ُ م ّ ُ م َ ع َ ا ِ ب ْ ـ ن َ ـ ت ِ ـ ه َ ا

________________________________________________________________________

ق َ ت َ ا د َ ة ُ ع َ ل ا ّ َ م َ ة ٌ م َ ش ْ ه ُ و ر ٌ

________________________________________________________________________

 

4) Выучите арабскую пословицу:

› ا َ ل ْ ع َ ي ْ ن ُ ب َ ص ِ ي ر َ ة ٌ و َ ا ل ْ ي َ د ُ ق َ ص ِ ي ر َ ة ٌ š
«Глаз видит, да рука коротка»

 

§ 4. Склонение имён

إ ِ ع ْ ر َ ا ب ُ ا ل أ َ س ْ م َ ا ء ِ

 

Имена в арабском языке склоняются по трём падежам:

 

1) ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ именительный падеж. Например: ر َ ج ُ ل ٌ ا ل ر ّ َ ج ُ ل ُ

2)ا ل ج َ ر ّ ُ родительный падеж. Например: ر َ ج ُ ل ٍ ا ل ر ّ َ ج ُ ل ِ

3) ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ винительный падеж. Например: ر َ ج ُ ل ا ً ا ل ر ّ َ ج ُ ل َ

 

Следует заметить, что перевод падежей ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ, ا ل ج َ ر ّ ُ и ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ весьма условный, так как родительный и винительный падежи арабского языка включают такие имена, которые при переводе могут стоять в каком-либо из оставшихся трёх падежей русского языка:

 

ق َ ط َ ع َ ز َ ي ْ د ٌ ا َ ل ْ ح َ ب ْ ل َ ب ِ ا ل س ّ ِ ك ّ ِ ي ن ِ (ا ل ج َ ر ّ ُ)

Зейд отрезал веревку ножом (творительный падеж)

ت َ ك َ ل ّ َ م ْ ن َ ا ع َ ن ْ ا َ ل د ّ َ ر َ ا س َ ة ِ (ا ل ج َ ر ّ ُ)

Мы говорили об учёбе (предложный падеж)

ق ُ ل ْ ل ِ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ (ا ل ج َ ر ّ ُ)

Скажи Мухаммаду (дательный падеж)

ق َ ا و َ م َ ا َ ل ش ّ َ ع ْ ب ُ ا َ ل ْ م ُ س ْ ت َ ع ْ م ِ ر ِ ي ن َ (ا َ ل ن ّ َ ص ْ ب ُ)

Народ боролся с колонизаторами (творительный падеж)

 

Признаки, по которым распознается падеж, различны и они зависят от морфологических особенностей имени.

 

 

Упражнения для закрепления

 

1) Просклоняйте по падежам следующие имена:

 


ب َ ي ْ ت ٌ дом

ا َ ل ْ ب ِ ن ْ ت ُ девочка

م َ ك ْ ت َ ب َ ة ٌ библиотека

ا َ ل ش ّ َ م ْ س ُ солнце

د َ ف ْ ت َ ر ٌ тетрадь

ا َ ل ْ ك َ ل ْ ب ُ собака


 

ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ      
ا َ ل ْ ج َ ر ّ ُ      
ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ      

 

ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ      
ا َ ل ْ ج َ ر ّ ُ      
ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ      

 

2) Определите падеж подчёркнутых имён:

 

ه َ ذ َ ا ا ل ْ ب َ ي ْ ت ُ ج َ م ِ ي ل ٌ Этот дом красивый

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ز َ ي ْ د ً ا ف ِ ي ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ Я видел Зейда в школе

ك َ ت َ ب َ أ َ ح ْ م َ د ُ ر ِ س َ ا ل َ ة ً َ Ахмад написал письмо

خ َ ر َ ج َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ م ِ ن َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ Мухаммад вышел из мечети

ض َ ر َ ب َ ع ُ م َ ر ُ ز َ ي ْ د ً ا Омар ударил Зейда

ر َ أ َ ي ْ ت ُ ا ل س ّ َ ي ّ َ ا ر َ ة َ أ َ م َ ا م َ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ Я видел машину перед домом

ق َ ط َ ع َ ت ْ أ ُ م ّ ِ ي ا َ ل ْ خ ُ ب ْ ز َ ب ِ ا ل س ّ ِ ك ّ ِ ي ن ِ Мама нарезала хлеб ножом






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.