Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Пути повышения репрезентативности почтовых опросов
Выше рассматривались способы трактовки материалов почтовых опросов в том виде, в каком их обычно получают социологи, не имеющие возможности затратить серьезные дополнительные усилия на повышение уровня их репрезентативности. Однако если исследователь имеет 4 Этот методический прием используется в международных сравнительных исследованиях. Так, норвежец С. Роккен, изучая отношение населения западноевропейских стран к экономическим проблемам, выделил из выборок по Италии и Дании лиц с наиболее высоким уровнем образования и установил известную общность позиций этих групп [246; 19]. возможность пойти на специальные затраты, то он может воспользоваться различными приемами, разработанными практикой. Первая группа этих приемов предназначена для увеличения степени возврата почтовых анкет. Конечно, увеличение этого показателя далеко не всегда способствует преодолению смещений, возникающих при использовании этого способа опроса. Однако в случае доведения возврата анкет до 70—80% опасность больших систематических ошибок имеет тенденцию уменьшаться. Рассмотрим методы увеличения возврата анкет. Первый из них предполагает использование персонального обращения к респонденту с указанием его фамилии. Применение этого метода при изучении аудитории центральных газет, в частности «Литературной газеты», позволило нам (даже без использования напоминания) довести возврат почтовых анкет до 15%. Лаборатория демографии НИИ ЦСУ СССР разослала женщинам в возрасте до 40 лет в 1969 г. 62 тыс. анкет. В каждой анкете было обращение по имени и отчеству. Анкета была получена 60, 9 тыс. женщинами (3% анкет не дошло до адресата), 55, 2% женщин вернули анкеты заполненными *. Существенно больший возврат фиксируется тогда, когда почтовая анкета персонально направляется лицам, уже проявившим социальную активность2. Второй метод основывается на зафиксированном факте влияния пропаганды проводимого социального обсле- 1 Источником сведений о респондентах явились материалы выборочного обследования 250 тыс. семей рабочих и служащих в 1967 г. [14; 35—36]. 2 Вопрос об эффективности персонального обращения активно обсуждается в зарубежной социологической литературе. Существует мнение о том, что такое обращение может действовать и в противоположном направлении, главным образом из-за отказа от анонимности [257; 254—257]. Интересный эксперимент был осуществлен Э. Карпентером (1973 г.). Он направил четырем группам лиц, отобранных из одной и той же совокупности, четыре различных вида почтовых отправлений, содержащих письмо-обращение, анкету и конверт с маркой для возвращения анкеты. Эти отправления отличались друг от друга тем, в какой степени на всех документах подчеркивались персональный характер обращения к респонденту и интенсивность личного участия социологов (в представлении респондентов) в оформлении этих документов. В максимально «персонализированном» варианте было сделано все для того, чтобы респондент считал, что все полученные дования средствами массовых коммуникаций на возврат анкет. Специальный эксперимент был осуществлен во время опроса читателей «Известий» в 1966 г. Для этой цели была отобрана Липецкая область, которая по многим показателям была типичной для' европейской части РСФСР. Направленный в эту область сотрудник «Известий» организовал публикацию о предстоящем опросе в местной прессе, выступления по радио и телевидению, предварительное ознакомление будущих респондентов с анкетой на стендах, используя содействие киоскеров, почтовых работников и т. д. В результате этих мероприятий возврат почтовых анкет из Липецкой области составил 15%, что в 3 раза превышает обычную норму возврата [143]1. Третий метод получил название «волнового» опроса. Он предполагает рассылку анкет одним и тем же лицам несколько раз. Такая настойчивость организаторов демонстрирует респонденту серьезное значение, которое придается его участию и всему исследованию в целом. В то же время даже «волновой» почтовый опрос намного дешевле интервьюирования. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что таким путем можно довести возврат почтовых анкет до 80—90% 2. им материалы подготовлены «вручную» и что они лично подписаны организатором исследования. Итоги эксперимента показали, что «пер-сонализация» обращения действительно увеличивает существенным образом возврат анкет (вплоть до a^t), однако дополнительные усилия в указанном направлении, начиная с определенной границы, перестают давать заметный эффект [321; 614—621]. 1 За рубежом применяют и другие способы стимулирования возврата почтовых анкет, в том числе и материальные. Некоторые вкладывают в конверты деньги, губную помаду, авторучку [239; 264—265], [339; 249]. Изучалась также роль таких факторов, как время рассылки, предварительное сообщение респонденту о предстоящем опросе, оформление анкеты и конверта, тип почтового отправления, вид наклеиваемой марки. Специальный эксперимент (выборка 2000 человек) о факторах, влияющих на почтовый опрос, показал, что в условиях США возврат почтовых анкет увеличивается, если: используются заказные почтовые отправления; вместе с анкетой респондент получает специальное письмо-обращение; посылается конверт с маркой для возвращения анкеты; респондент получает 25 центов, вложенных в конверт. 2 «Волновой» метод был использован нами совместно с Т. М. Яро-шенко во время почтового опроса социологов о методических проблемах измерений социально-демографических характеристик в анкетах. «Волновой» опрос требует тщательно разработанной методики. Особое значение имеет определение числа «волн», т. е. повторных обращений, и интервалов между волнами. Большинство исследователей этой методической проблемы склоняется к 3-кратному отправлению анкет (не считая первичной) 1. Что же касается интервалов между «волнами», то здесь единого мнения не существует. Предлагаемые интервалы колеблются от 2—3 недель до нескольких дней. Особая модификация «волнового» метода предусматривает, что повторные анкеты по размеру должны быть меньше, чем первичные [218; 650]2. Некоторые исследователи полагают, что все описанные выше методы повышения возврата почтовых анкет являются дорогостоящими и лишают почтовый опрос его главного достоинства — дешевизны. Поэтому они считают, что в ряде случаев его целесообразно заменить таким не менее экономичным способом, как телефонные интервью, или же использовать оба метода сбора информации вместе. В пользу телефонного интервью приводятся прежде всего данные о низком проценте отказов от беседы. В частности, американские социологи утверждают, что этот показатель не превышает 4—5% при том, что не удается разыскать 12% всех респондентов [339; 250], [314]. Позитивный опыт использования телефонных интервью имеется у отечественных социологов3. Вместе с тем важно указать и на слабые стороны телефонного интервьюирования с точки зрения репрезентативности: 4 Некоторые социологи предлагают до начала почтового опроса направить респондентам специальное письмо, в котором предупреждается о предстоящей присылке анкеты и рассказывается о значении исследования. 2 Эта модификация основывается на предположении, что возврат анкет прямо пропорционален времени, необходимому для ее заполнения, и, следовательно, ее размерам. В пользу этого тезиса говорят материалы наших экспериментов, связанных с рассылкой в одни и те же жилые массивы больших и малых анкет. Возврат вторых был вдвое больше, чем первых (8% и 4%). На такие же данные опираются и другие авторы [268; 170—180]. Однако противоположный результат получен в некоторых других исследованиях [239; 264, 267]. 3 У нас его использовал Ю. Вооглайд во время исследований аудитории газеты «Эдази» [189], Н. Осьмакова и С. Арбатова — в рамках обследования радиослушателей (1969 г.) [161а]. опасность смещений из-за корреляции между наличием телефона и социально-демографическими факторами. Вторая группа приемов, используемая для повышения репрезентативности почтовых анкет, предназначена для изучения состава лиц, не приславших почтовую анкету. Некоторые из этих приемов уже упоминались в разделе, посвященном изучению труднодоступных единиц. Широкое применение получило выборочное интервьюирование состава лиц, уклонившихся от присылки почтовой анкеты. Этот прием был использован 3. Гостковским. В его исследовании аудитории журналов (1961 г.) киоскеры, вручая покупателю номер журнала, одновременно просили его написать на специальном бланке, остававшемся у киоскера, его адрес. При этом бланки и врученные анкеты имели одинаковый номер. Сличив полученные анкеты с бланками, польский социолог установил состав неответивших. Затем к этим респондентам были направлены интервьюеры для беседы [221; 124—125]. Изучение состава лиц, не вернувших почтовую анкету, было предпринято и нами во время пробного обследования читателей «ЛГ» (1967 г.). Естественно, что объем выборки и в этом случае зависит от имеющихся ресурсов. В этой связи разработаны специальные методики по определению предполагаемого возврата почтовых анкет и числа интервью, которое (с учетом издержек) необходимо осуществить с лицами, не вернувшими анкету [251; 296—297]. Среди других приемов выделяется предложение по аналогии с уже упоминавшимся методом Политца рассматривать респондентов, позже всех приславших анкету, как лиц, представляющих тех, кто вообще отказался это сделать [217; 273]1. , Существуют и другие приемы, используемые для коррекции результатов почтовых опросов на основе изучения состава " неответивших. Например, использование ' Возврат почтовых анкет продолжается в течение весьма длительного времени. Во время почтового опроса подписчиков «Правды» он продолжался почти 4 месяца. Причем 2/» всех анкет поступило в течение первых 2 недель. Во время почтового опроса читателей «ЛГ», проживающих в Ленинграде (1970 г.), за первые 10 дней поступила в редакцию */з всех анкет и за первые 3 недели — 3/4. Похожий характер имеют данные зарубежных исследователей. В первую неделю многие из них получали в среднем 50—75% всех возвращенных анкет. результатов изучения состава лиц, не вернувших анкету в предшествующих опросах, схожих по тематике с данным исследованием, и др. Третьей группой приемов повышения репрезентативности опроса является метод корректировки массива получения анкет.
|