Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Причины смещения результатов почтового опроса
Как показывают результаты многочисленных почтовых опросов, возврат почтовых анкет во много раз превышает возврат анкет, опубликованных в периодическом издании. Однако доля возвращаемых анкет чаще всего тяготеет к 4—6% 1 (если не используются специальные методы, позволяющие существенно активизировать респондентов). Но каковы бы ни были причины различного отношения респондентов к заполнению почтовых, а также публикуемых в печати анкет, очевидно, что по своему составу совокупность авторов этих анкет должна резко отличаться от совокупности всех читателей (частично об этом уже шла речь выше)." Интерес в связи.с этим представляет сравнение состава генеральной совокупности читателей «Правды» (1968 г.) с составом тех, кто прислал почтовую анкету2 (в % к общему числу всех читателей; без неответивштих). (пропущены данные) Сравнение показывает, что состав приславших почтовую анкету сильно отличается от аудитории подписчиков. Возврат почтовых анкет заметно нарастает с повы- шением уровня образования, возраста, и он заметно выше у мужчин, чем у женщин. Аналогичные результаты получены 3. Гостковским, изучавшим с помощью интервью состав лиц, не ответивших на анкету газеты «Голос Щецина» (1964 г.). Доля лиц с высшим образованием среди вернувших анкету составила 32%, среди всех читателей — 13%, мужчин — соответственно 80 и 54% [222; 57—83]. Точно такие же выводы о резких отличиях состава обеих совокупностей получены и болгарскими социологами [121; 201]. Сильные различия между совокупностью лиц, вернувших анкеты, и всей совокупностью получателей анкеты объясняется тем, что потенциальный респондент гораздо чаще, чем лицо, избранное интервьюером, принимает негативное решение, касающееся своего участия в опросе. Положительные стороны эффекта интервьюера, делающие для многих людей невозможным без веских причин отказаться от беседы, здесь не могут сыграть свою роль. Решение 'потенциального респондента о заполнении и отправке анкеты зависит: от значения, которое потенциальный респондент придает обследованию, его интереса к тематике опроса, от социальной активности респондента, от степени анонимности опроса (в представлении респондента), от готовности потенциального респондента пойти на определенные временные и денежные затраты там, где это необходимо в связи с заполнением и отправкой анкеты. Особое значение имеют первые два фактора. Их влияние во многом связано с представлениями людей о социологии, ее общественном значении, предполагаемых потенциальным респондентом целях исследования, их практической реализации и последствиях для общества и той социальной группы, коллектива, к которому принадлежит респондент. Перечисленные выше факторы, влияющие на возврат анкет, зависят, естественно, в разной степени от социально-демографических и социально-психологических характеристик респондентов. Так, например, уровень социальной активности, наличие свободного времени заметно зависят от пола и возраста респондента, его образования и т. д. Примечательным в этом отношении является анализ состава лиц, ответивших на открытый вопрос, помещен- ный в конце анкеты «Правды», — «Для дополнительных замечаний и предложений». Заполнение этого раздела анкеты является также самостоятельным индикатором активности респондентов. Если исходить из того, что почтовые анкеты возвращает наиболее активная часть подписчиков газеты, то можно предположить, что среди заполнивших почтовую анкету должно быть относительно большим по сравнению с проинтервьюированными число лиц, откликнувшихся на указанный выше вопрос-предложение. Так оно и оказалось. Среди проинтервьюированных на высказанные предложения и замечания ответило 9%, а среди заполнивших и вернувших почтовую анкету в 3 раза больше—27%. Особое значение для социолога имеет сравнение социально-демографической структуры лиц, продемонстрировавших максимальную активность (вернули почтовую анкету и ответили на соответствующий вопрос), среднюю активность (вернули почтовую анкету) и проявивших только благожелательное отношение к беседе (проинтервьюированные). Если взять, например, уровень образования, в первой группе доля лиц с законченным высшим образованием составила 49%, во второй — 37, н третьей — 32%. Функции и трактовка результатов почтового опроса Приведенные выше сведения показывают, что почтовые обследования не являются репрезентативными по отношению ко всей аудитории читателей и подписчиков. Однако социологическая практика их использует довольно интенсивно. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, к почтовым обследованиям как варианту доступной выборки приходится прибегать в условиях весьма ограниченных ресурсов, не позволяющих провести интервьюирование и использовать другие методы опроса, при которых выбор респондентов осуществляет организатор обследования. В известном смысле социолог стоит перед дилеммой — провести интервьюирование очень небольшого объема или организовать почтовый опрос со всеми вытекающими отсюда последствиями. В одном случае социолог рискует получить сильно смещенные данные из-за того, что ограниченный командировочный фонд позволил направить ин- •гервьюеров только в несколько пунктов такой большой страны, как СССР. В другом случае есть веские основания полагать, что почтовые анкеты, полученные в количестве, намного превышающем число интервью, будут отражать мнения особых категорий лиц, склонных к заполнению анкет и имеющих для этого необходимые условия. Во-вторых, почтовый опрос может быть использован как вспомогательный метод в условиях, когда основная информация может быть получена с помощью интервью. В частности, почтовый опрос необходим для того, чтобы получить дополнительное количество анкет для обеспечения репрезентативности относительно малочисленных групп населения, представляющих, однако, особый интерес для социологов или заказчиков. Такую роль почтовый опрос играл во время изучения аудитории центральных газет. Например, во время обследования одной из газет удалось проинтервьюировать только 35 работников юстиции и милиции. Почтовое обследование обеспечило дополнительно 56 анкет этой категории читателей, что уже позволяет делать некоторые выводы4. В-третьих, следует указать на то, что в почтовом обследовании в отличие от интервьюирования респонденты заполняют анкету самостоятельно. «Эффект» интервьюера здесь отсутствует. При этом во многих случаях респонденты, заполняя самостоятельно анкеты, дают более продуманные и обстоятельные ответы по сравнению с их ответами на вопросы интервьюера. В-четвертых, от заполнения почтовой анкеты особо выигрывают ответы на вопросы, требующие известного напряжения памяти. Это объясняется тем, что респондент для заполнения анкеты выбирает наиболее подходящее для себя время. Не оказывает на него и негативного влияния торопливость интервьюера. Это преимуществе почтовых опросов особенно сказывается на открытых вопросах, требующих активной мобилизации памяти. В-пятых, почтовый опрос (и это обстоятельство для нас сейчас имеет особое значение) позволяет из-за указанных выше причин в ряде случаев получить достаточно * Следует заметить, что эффективное использование почтовых опросов в указанных целях предполагает детальное изучение корреляции результатов почтового опроса и интервью. репрезентативные данные о составе и взглядах.inu, проявивших по отношению к данному опросу наибольшую заинтересованность. Мы рассматривали этот вопрос чуть раньше, а здесь только заметим, что для выявления групп читателей с разной направленностью социальной активности используется сравнение почтовых опросов с различным содержанием, осуществляемых в одной и той же аудитории1. Этот прием, по существу, активно использует редакция «Литературной газеты», публикующая на своих страницах анкеты разного тематического содержания и получающая ответы от совершенно разной аудитории. В ответ на опубликованную в «Литературной газете» анкету об аттестации научных работников откликнулось 6 тыс. человек, в том числе около 800 докторов наук и 3200 кандидатов наук. Таким образом, Уз всех ответивших оказались лица, имеющие степень. Среди читателей «ЛГ» таких лиц не более 5—7%. На другую анкету о пропаганде медицинских знаний откликнулось 1360 человек. Примечательно, что среди них оказалось 28% пенсионеров, особенно интересующихся проблемами здоровья (среди подписчиков их 6%). Результаты почтового опроса как одного из вариантов доступной выборки не могут рассматриваться репрезентативными по отношению к той совокупности лиц, среди которых распространялась почтовая анкета. Было ' Это обстоятельство отмечают и зарубежные исследователи, в частности П. Чэмпион и А. Сир [239; 263]. Эти авторы осуществили такой эксперимент: часть почтовых анкет они сопроводили обращениями, в которых подчеркивалось значение опроса для самих респондентов (они называли атот вариант «эгоистичным»). Вместе с другой частью анкет в конверт было вложено «альтруистическое» обращение, в котором подчеркивалась польза опроса для исследовательской организации. На жителей штата Теннеси (США), где проводился опрос, большое влияние оказал «эгоистический» вариант (возврат, 36, 8% против 33, 2% для альтруистического варианта). Приблизительно тот же- прием был использован С. Милгремом, разбросавшим по одному американскому городу 400 писем с разными адресами. Каждая сотня писем адресовалась частному лицу, медицинской организации и штаб-квартирам двух политических партий. Письма были оставлены в равном количестве в магазинах, автомашинах и телефонных будках. Общий возврат писем составил 48%. При этом медицинской организации и частным лицам было возвращено 71—72%, а штаб-квартирам политических партий—по 25%. Чаще всего возвращались письма, оставленные в магазинах, меньше всего — в телефонных будках [330; 357—358]. бы однако поспешным и неоправданным отказаться от использования материалов почтового опроса как абсолютно нерепрезентативных. Задача социолога состоит в том, чтобы найти способы, позволяющие извлечь из указанных материалов сведения, обладающие репрезентативностью по отношению к определенным объектам, «восстановление» которых и является задачей профессионального анализа. Первый из этих способов предполагает выделение из материалов почтовых опросов тех показателей, которые из-за 'присущей им в данных конкретно-исторических условиях низкой дисперсии являются в определенном смысле инвариантными к методам сбора информации. Конечно, для того чтобы социолог мог считать, что полученные им материалы почтового опроса репрезентативны к совокупности, в которой распространялись анкеты, он должен знать, какие именно показатели являются инвариантными к методам сбора информации. В ряде случаев при трактовке материалов почтового опроса особое значение приобретает последняя из выделенных его функций, а именно его способность собрать воедино из множества получателей анкет тех, кто особенно заинтересован в тематике опроса и проявляет в в связи с этим в данных условиях высокую активность. „Это положение служит основой для использования второго способа, позволяющего определить репрезентативную ценность материалов почтового опроса. Применение этого способа предполагает выделение среди авторов почтовых анкет той однородной по ряду параметров совокупности лиц, которая составляет большинство или значительную часть всего множества ответивших. Повышенный по сравнению с другими интерес этой группы лиц к тематике почтового опроса обычно связан с корреляцией между социально-демографическими характеристиками группы и целями опроса. Третий прием связан с выравниванием результатов почтовых и других репрезентативных в традиционном смысле обследований. Выравнивание предполагает закрепление в сравниваемых массивах информации ключевых переменных на постоянном уровне. В качестве таких переменных следует выбирать, в частности, факторы, влияющие на возврат почтовых анкет (образование, воз
раст, профессию и др.). Отказываясь от максимализма» т. е. от стремления сравнивать «все со всем», мы получаем возможность сопоставлять друг с другом результаты почтовых и основывающихся на случайной выборке обследований. Это означает, что в качестве объекта сравнения могут выступать отдельные половозрастные, по уровню образования, профессиональные группы. Сопоставимость существенно повысится, если сравниваемые группы будут «выравнены» не по одному, а по нескольким ключевым признакам1. Такой прием значительно уменьшает несопоставимость показателей благодаря преодолению диспропорций, вызванных разным представительством в сравниваемых массивах различных социально-демографических групп. Однако следует учесть, что при описанном выравнивании не удается преодолеть несопоставимость, вызванную тем, что лица, - скажем, одной и той же профессии по-разному реагируют на заполнение и возврат анкет. Ведь трудно представить себе такой признак, наличие которого у респондента гарантировало бы стопроцентный возврат анкет. А если этого не происходит, значит, опять-таки возникают смещения под влиянием различных незакрепленных факторов. Вероятно, для некоторых ситуаций это обстоятельство не играет серьезной роли. Вряд ли эти смещения важны при изучении, скажем, общественного мнения о работе предприятий связи. Однако еще легче представить себе ситуации, когда дело обстоит не так. И конечно, рекомендуемый прием не может преодолеть несопоставимость, вызванную теми особыми условиями, при которых респондент заполняет почтовую анкету.
|