Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Принципы организации территориальной выборки
Применительно ко всей стране территориальная выборка может быть организована по-разному и основываться на разном числе ступеней. Каждая ступень территориальной выборки обладает своими специфическими методическими проблемами, характер которых определяется имеющейся информацией, организационными и финансовыми возможностями ис- 1 В Японии, например, ежегодно проводится около 100 территориальных выборок в масштабе всей страны. 2 Часто «производственная выборка» предполагает использование территориальных единиц отбора на первых ступенях: вначале отбираются области и края, в них происходит отбор предприятий, где и осуществляется отбор респондентов. Примечательно, что опрос по месту работы проводился в 1970—1973 гг. в 90% всех обследований, а по месту жительства—только в 10% случаев. Даже в обследованиях проблем семьи в 50% случаев опрос проводился по месту работы. 3 Население страны, естественно, можно изучать и с помощью квотной выборки. Известное применение находят методы, сочетающие принципы случайной территориальной и квотной выборок. следователей1. Обычно в качестве единицы отбора на первой ступени общегосударственной или национальной выборки выступают край, область, республика (без областного деления). Основная задача на этой ступени связана со стратификацией указанных территориальных общ-ностей. Страты первой ступени образовываются на основе нескольких принципов. Чаще всего решающее значение придается географической близости населенных пунктов. В этом случае каждая страта состоит из территориальных единиц, граничащих друг с другом (принцип географической непрерывности). Наиболее простой вариант применения этого принципа реализуется тогда, когда регион состоит из граничащих друг с другом республик, областей, краев или районов, причем так, что каждая административная единица, выступающая одновременно как промежуточная единица исследования определенного уровня, входит только в одну страту, т. е. не расчленяется между несколькими регионами (принцип административной непрерывности). Например, в качестве страт в отечественных исследованиях нередко используют экономические районы, состоящие из республик, краев и областей 2. В некоторых случаях принцип географической непрерывности реализуется в условиях нарушения целочислен-ности. Это означает, что одна и та же административная единица расчленяется на отдельные части, которые включаются в разные страты. 1 Национальная территориальная выборка в США, осуществляемая центром опроса Мичиганского университета, предполагает выделение на первой ступени около 75 страт, каждая из которых объединяет в среднем 50 графств. На второй ступени из каждой страты отбирается одно графство. На последующих ступенях происходит отбор населенных пунктов, жилых кварталов и семей [291; 363—370]. Институт Дж. Гэллапа использует в качестве первой ступени 200 тыс. избирательных округов, из которых случайным образом отбирается 300 [265; 50—51]. В национальной выборке, созданной Л. Богартом для изучения аудитории американских газет, на первой ступени выделяется 200 регионов, в каждом из которых на последней ступени отбирается 15 семей. 2 Экономические районы СССР в качестве страт были использованы нами в исследовании библиотекой им. В. И. Ленина сельских читателей [88; 9—10]. В исследовании аудитории читателей «Правды» (1968 г.) в качестве страт были использованы «корреспондентские кусты», каждый из которых состоял из нескольких областей. С распространением идеи многомерного районирования исследователи при формировании страт начали отказываться от соблюдения принципа географической непрерывности. Отказ от этого принципа означает, что полный приоритет отдается близости территориальных единиц друг к Другу по различным параметрам, независимо от того расстояния, которое отделяет эти единицы друг от друга. В этом случае страта может формироваться, например, из областей или административных районов, расположенных в разных частях страны. Отказ от ориентации на существующее географическое районирование предполагает значительные усилия в сборе информации, характеризующей отдельные области, с целью обработки этой информации современными методами математической статистики. Известный опыт в этой области накоплен в рамках исследования аудитории «Литературной газеты» (1968г.), изучения читателей «Правды» (1976 г.) 1. Специальная проблема связана с методикой отбора областей и регионов из страт. На нынешней стадии развития теории выборки предпочтительнее, как нам кажется, случайный отбор. Этот способ отбора следует жестко применять и на всех других ступенях. Вторая ступень территориальной выборки обычно связана со стратификацией населенных пунктов в отобранных областях чаще всего на городские и сельские2. Третья ступень играет особую роль для отобранных городов. В том случае если идет речь о крупном городе, * Некоторые социологи, применяющие территориальную случайную выборку в масштабе страны, не прибегают к стратификации областей и краев и осуществляют отбор непосредственно городов и сел. В этих целях можно воспользоваться географической картой и отбирать населенные пункты, расположенные на определенных мери-дианах и параллелях [54; 366—367], или же отбирать города и села, оказавшиеся в круге, центр которого находится в точке пересечения тех же меридианов и параллелей. Такой же отбор можно осуществить из списков городов и сельских районов, содержащихся в различного рода справочниках. Экспериментальные расчеты, осуществленные Т. М. Ярошенко, показали, в частности, что случайная выборка всего из 50 городов СССР (отбор городов производился с учетом их размера) обеспечивает (благодаря механизму самовзвешивания) охват в среднем 20 из 27 географических зон страны. 2 Проблемы стратификации населенных пунктов в рамках области рассматриваются М. Козленке [89]. то исследователь нередко идет на выделение центра города, старых (нецентральных) районов, районов новой застройки, промышленных районов, пригородов и городов-спутников. Кроме того, нередко выделяются районы, в которых расположены одноквартирные дома, находящиеся в личной собственности граждан. Отбор различных типов городских районов применялся во многих советских исследованиях [197], [85]. Следует заметить, что применение такой стратификации (из-за необходимости соблюдения принципа пропорциональности отбора размеру гнезд) допустимо только при условии, что в выборку включаются все выделенные районы (аналогично стратификации в одноступенчатой выборке) или если имеются данные о численности населения выделенных районов. Так как подобная информация чаще всего отсутствует, то в качестве единиц на этой ступени отбора можно воспользоваться микрорайонами, прикрепленными к отделениям милиции, отделениям связи и т. д. В качестве единиц отбора могут выступать также избирательные округа, «счетные кварталы», образованные в связи с переписью населения, и т. д. В сельских районах в качестве единицы отбора естественнее всего использовать, вслед за новосибирцами и другими социологами, сельсоветы. Четвертую ступень в городах можно организовать различным образом. Один из вариантов предполагает использование в качестве единиц отбора домоуправления (ЖЭК). Наличие информации о численности лиц, проживающих на территории домоуправления, позволяет обеспечить соблюдение принципа отбора, пропорционального размеру гнезда 1. Другой вариант предполагает использование в качестве единиц отбора непосредственно жилых зданий, находящиеся на территории отобранного микрорайона. Эти здания можно предварительно стратифицировать, например, по этажности, по принадлежности жилого фонда * Такая организация третьей ступени предполагает специальное решение вопроса об отборе лиц, проживающих в общежитиях (они обычно не включены в ЖЭК), находящихся в санаториях и домах отдыха и т. д., а также лиц, находящихся в длительном отсутствии по постоянному месту жительства, проживающих вне семьи, но сохраняющих с ней материальные связи и т. д. (местных органов власти, ведомственный и частный). Однако такой подход требует получения предварительной информации о численности жителей в каждом доме или по крайней мере о числе квартир. Эта информация необходима для того, чтобы люди, проживающие в больших и малых домах, имели равные шансы попасть в выборку. Информацию о жилых зданиях можно получить либо с помощью «натурного» обхода микрорайона (этот прием чаще всего применяется в США), либо используя имеющуюся в районных учреждениях, например в бюро инвентаризации жилого фонда, документацию. Профессиональный уровень выборочных обследований, основывающихся на территориальном принципе, четко проявляется в степени внимания, уделяемого размерам микрорайонов, кварталов, отдельных зданий и т. д. В связи с использованием жилых зданий в качестве единиц отбора социологическая практика нередко прибегает к так называемой сегментации жилищных массивов и зданий на примерно одинаковые компактные части с тем, чтобы в каждом из сегментов, попавших в выборки, произвести отбор в одинаковой пропорции. Каждый сегмент получает номер. Затем с помощью таблицы случайных чисел или иным образом производится отбор сегментов непосредственно для выборочного обследования. Такой прием дает основания считать, что в выборке будут представлены пропорционально числу квартир жилые дома различных типов. Конечно, выделение сегментов и их последующий отбор ведут к дополнительным затратам, которые должны окупиться повышением уровня репрезентативности. Технике сегментации американские социологи уделяют большое внимание. Ими разработаны приемы сегментации, рассчитанные на районы застройки односемейных домов и районы многоэтажных домов1. На пятой ступени происходит отбор семей. Он может ' Сегментация жилых зданий выделяется в отдельную операцию, осуществляемую специальными лицами, обычно не интервьюерами, до начала сбора информации. Детальнейшие инструкции обращают внимание лиц, занимающихся сегментацией, на все детали, связанные с поисками границ, отличительных знаков, способных отделить одну группу домов от других и в то же время легко различимых интервьюером в период непосредственного опроса. быть осуществлен либо на основе списка семей, составленного с помощью предварительного обхода домов, включенных в выборку, либо на основе документации, имеющейся в домоуправлениях и сельсоветах. Шестая ступень отбора касается отбора членов семей. На ней мы остановимся подробнее. Особенности шестой ступени зависят от того, является ли объектом исследования совокупность семей или же совокупность индивидуумов. Если объектом исследования является непосредственно семья, то тогда возникает вопрос о том, какой именно член семьи может и должен выступать в качестве источника информации. В свое время эта проблема встала в первых обследованиях бюджетов семей, осуществленных Ле Пле. Наиболее строго эта задача решается для бюджетных обследований, где одна и та же семья длительное время подвергается изучению. В этом случае выделяется (естественно, на добровольных началах) тот член семьи, который наиболее информирован о вопросах, интересующих исследователя. В других исследованиях выбор представителя семьи осуществляется иначе. Чаще всего практика склонна считать таковым любого взрослого члена семьи, оказавшегося дома в момент прихода интервьюера. Именно так поступали интервьюеры Центра по изучению общественного мнения ИКСИ АН СССР (руководитель Б. А. Грушин), когда выясняли обеспеченность семей товарами длительного пользования, спортивным инвентарем и т, д. Чрезвычайно редко социологи ориентируются в подобных исследованиях на главу семьи, учитывая крайнюю неопределенность этого понятия в настоящее время1. Рассмотрим теперь исследования, в рамках которых изучаются поведение и мнение отдельного человека, а семья является только промежуточной единицей отбора. В одних исследованиях в качестве респондента может выступить любой взрослый (если отвлечься от исследований детей и подростков) член семьи, в другом — тот член семьи, который обладает определенными свойствами, интересующими социолога. * Во время опросов, в которых семью представляет любой ее «ответственный» взрослый представитель, необходимая информация становится в американских условиях доступной уже при первом посещении в 70—80% случаев. В исследованиях первой разновидности основная задача социолога состоит в том, чтобы не допустить систематических ошибок, которые могут возникнуть в связи с различиями в размере семьи. В связи с этим социологи применяют различные приемы, имеющие целью не допустить возникновение указанных ошибок. Один из них предполагает располагать взрослых членов семьи по возрасту и отбирать в одной семье первого по списку, в следующей — второго и т. д. Другая процедура предполагает в одних семьях опрашивать первого члена (главу семьи), в других — второго члена семьи (чаще всего жену), затем родителей, детей и т. д. Наиболее развитая методика отбора членов семьи в практике советской социологии была использована во время изучения бюджетов времени в Пскове. Она обеспечивала представительство всех категорий населения с учетом размера семьи. В соответствии с классификацией, установленной в программе международного обследования бюджетов времени, была предусмотрена следующая ранжировка чле-4 нов семьи: 1. Глава семьи; 2. Супруг (или супруга); 3. Дети старше 18 лет (в порядке возраста); 4. Родители (в порядке возраста); 5. Другие члены. Затем были составлены списки включенных в выборку семей, состоящих из одного человека, двух человек, трех человек и т. д. Отбор членов семей производился по каждому списку отдельно. Очевидно, что опросу были подвергнуты все одиночки. Отбор из второго списка производился следующим образом: в первой семье для опроса отбирался первый член семьи, во второй семье — второй, в третьей — снова первый, в четвертой — второй и т. д. Отбор из третьего списка (семьи из 3 человек) производился по такой схеме (лица, которые подлежали опросу, подчеркнуты): 1 1 1, 1 1 1, 1 1 1, 1 1 1, 1 1 1, 1 1 1 и т. д. Аналогичным образом производился отбор из списка семей с 4 членами и т. д. [22; 58]. Правила отбора члена семьи детально разработаны Л. Кишем в Центре массовых опросов Мичиганского университета (США). Они состоят в следующем. Сначала интервьюер составляет список взрослых членов семьи с указанием пола и возраста. Затем каждому члену семьи присваивается номер по следующему правилу: номер первый получает старший по возрасту мужчина, номер второй — следующий по возрасту мужчина и т. д. Потом присваиваются следующие номера в таком же порядке женщинам. Завершив эту операцию, интервьюер обращается к таблице, врученной ему исследовательским центром. Один из вариантов этой таблицы имеет такой вид: Номер члена семьи, Число взрослых в семье которого необходимо проинтервьюировать 1 1 2 2 3 2 4 3 5 4
|