Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Частные объекты исследования
Наряду с общим объектом, как правило, выделяются также частные объекты исследования. Частные объекты исследования представляют собой группы (или подмножества) единиц — носителей изучаемых примеров, выделяемые в выборочной совокупности. Если общий объект практически всегда определяется на стадии проектирования исследования, то частные объекты выделяются и на этой стадии, и на стадии анализа информации (априорный и апостериорный варианты выделения частных объектов исследования). Проблема репрезентативности имеет прямое отношение как к общим, так и к частным объектам исследования. Действительно, потребителя результатов изучения аудитории газет интересует репрезентативность не только данных о среднем читателе, но и сведения, характеризующие отдельные группы читателей. Поэтому на стадии проектирования во многих случаях важно четко определить те подмножества единиц исходной совокупности, которые будут выделяться для отдельного рассмотрения. Именно так и поступают, в частности, тогда, когда при определении объема выборки учитывают необхо- димую численность единиц совокупности по каждой категории, выделение которой представляет интерес. Хорошо известно, что в этой ситуации необходимый объем выборки начинает катастрофически расти. Если для получения средних характеристик иногда можно обойтись объемом вьгборки в 400—500 человек (даже если идет речь об исследовании в масштабе страны), то при стремлении выделить, скажем, 20 групп следует опросить уже несколько тысяч человек и т. д. Выделение частных объектов исследования на стадии проектирования важно не только в связи с планированием объема выборки. Следует учесть еще одно обстоятельство. Если частные объекты характеризуются хорошо формализованными признаками, например социально-демографическими, то выделение этих объектов уже после того, как материал собран, не представляет труда. Действительно, нет никаких препятствий для выделения среди респондентов — читателей газет таких групп, как лица определенного пола, возраста, занятий и т. д. Имея в виду именно такие частные объекты исследования, нет необходимости в процессе проектирования детально планировать все виды группировок, которые понадобятся в ходе анализа. Совсем иначе дело обстоит с теми частными объектами, которые отграничиваются друг от друга с помощью признаков конвенциального, условного характера, выделение которых осуществляет сам исследователь. В этом случае важно, чтобы выделение частных объектов было осуществлено уже на стадии проектирования выборки. Примером исследования, в котором выделению частных объектов придавалось первостепенное внимание, является книга «Человек и его работа». Исследование с самого начала было нацелено на выделение в выборке 6 групп рабочих с различным содержанием труда. Ради обеспечения репрезентативности данных по каждой группе рабочих исследователи применили «непропорциональную выборку» с тем, чтобы обеспечить по каждой группе численность на уровне 450—500 человек [195; 59—61]. Объекты исследования, являющиеся частными на одном этапе исследования, нередко превращаются в основной объект на следующем. Сошлемся на проведенное под руководством Т. И. Заславской исследование сель- ской миграции в Новосибирской области [181; 15]. В материалах первого этапа (1967 г.) были выделены в качестве частного объекта так называемые потенциальные мигранты, к которым были отнесены сельские жители, высказавшие тогда твердое намерение мигрировать в город и имевшие конкретные планы (они составили 37% ко всем опрошенным). В исследовании 1970 г. эта совокупность лиц превратилась в основной объект изучения. В ходе данного исследования выяснялась степень реализации планов потенциальных мигрантов. Выделение частных объектов исследования в последние годы приобрело особое значение из-за того, что социологи начали уделять гораздо больше внимания, чем раньше, проблеме «закрепления» отдельных признаков на постоянном уровне для получения надежных выводов [331]. Решению этой же задачи служит причинный анализ, роль которого в современной социологии в последние годы резко возросла. В связи с этим профессиональный уровень исследования в усиливающейся степени определяется числом признаков, использованных социологом для выделения отдельных групп. Ориентация на группировки по одному признаку, скажем, отдельно по полу, возрасту, образованию, роду занятий, все чаще и чаще отвергается социологом, начинающим уже на стадии проектирования планировать выделение частных объектов на основе 2, 3 и даже 4 признаков. Понимание важности «закрепления факторов» толкнуло Л. А. Гордона и Э. В. Клопова на выделение в их исследовании «Человек после работы» групп рабочих исходя из их семейного положения и пола. Оперирование в процессе анализа этими частными объектами позволило им получить ряд свежих и интересных выводов. О. М. Маслова, изучая читательское поведение библиотекарей РСФСР, предприняла попытку их сравнения с подписчиками центральных газет. Предварительно она «вы-равняла» библиотекарей по нескольким важным параметрам (пол, образование, местожительство) [104], [105]. При проектировании выборки чрезвычайно важно установить примерное число единиц, которое должен составить при данном объеме выборки частный объект исследования. Для различных частных объектов трудность решения этой задачи неодинакова.
Относительно просто эта задача решается применительно к объектам, выделяемым с помощью социально-демографических и административных признаков. Особенно легко определяется в этом случае размер частного объекта, если используется квотная выборка, которая как раз и предполагает априорное установление размеров групп, обладающих определенным сочетанием признаков. В то же время априорное определение размеров групп, обладающих иными признаками, часто вызывает большие трудности и требует осуществления специальных косвенных расчетов..Во многих случаях даже приблизительное определение численности групп, составляющих частный объект исследования, оказывается невозможным, и оно устанавливается только после завершения сбора информации. А это приводит нередко к тому, что после завершения опроса численность некоторых групп оказывается недостаточной для получения их репрезентативных характеристик. Так, при проектировании исследования аудитории «Известий» (1966 г.) планировалось выделение до 100 социально-профессиональных групп. После проведения опроса 25 тыс. человек оказалось, что около 30 групп имеет численность менее 50 человек. Недостаточная численность единиц, составляющих частный объект исследования, вызвала к жизни специальные приемы вторичного анализа. С их помощью возможно объединение данных, полученных разными исследователями, для формирования групп нужного объема. Такая практика получила широкое применение в США. В социологической литературе уже давно обсуждается вопрос о том, какова должна быть минимальная численность частного объекта исследования соответствующей ячейки (клетки) в разработочной таблице. Некоторые авторы ссылаются на величины порядка 10—15 единиц [240; 165]; 20—30 [333; 332], [335; 136]. Другие настаивают на 100 единицах [222; 284], а некоторые практики указывают на подвыборки объемом в 400 человек [117; II]. Теоретически не видно никаких различий в указанном отношении между общим и частным объектом исследования [324; 199]. Поэтому и в этом случае следует пользоваться обычным аппаратом математической статисти- ки для оценки репрезентативности соответствующих результатов. Заметим, что объем частных объектов в ряде исследований чрезвычайно мал для получения надежных выводов. Это обстоятельство следует обязательно учитывать при проектировании выборки.
|