Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Описание объекта исследования
Выделение объекта исследования является предварительным условием для осуществления такой важной работы, как его статистическое описание. Без тщательного изучения объекта на основе ранее накопленной информации невозможно правильно проектировать выборочное обследование и максимизировать при заданных ресурсах репрезентативность результатов исследования. Для изучения объекта исследования необходимо широко использовать материалы государственной статистики и ведомственного учета, различных справочных изданий и т. д.1. Одним из самых важных элементов информации об объекте исследования являются сведения о его объеме, т. е. число элементов, рассматриваемых как единицы исследования (или наблюдения). Данные об объеме необходимы для решения множества задач при проектировании выборки. Конечно, сведения об объеме совокупности в известном смысле теряют свою ценность, если очевидно, что объем генеральной совокупности во много раз превышает возможный объем выборки, т. е. если — является очень малой величиной, скажем, составляет сотые доли процента. Однако даже в этом случае эти данные необходимы, 4 Анализ социологических публикаций за 1970—1973 гг. показал, что материалы государственной статистики использовались в 25% всех публикаций, ведомственного учета—63%. чтобы распространять многие результаты выборочного обследования на изучаемую совокупность. Очевидно, что для определения доли читателей, полностью читающих отдельные материалы газеты, можно обойтись без данных об общем числе подписчиков. В то же время эти сведения необходимы, чтобы рассчитать такие важные показатели, как объем отдельных социально-демографических групп среди читателей газеты, число лиц, читающих отдельные материалы, и т. д. Для некоторых исследований получение информации об объеме генеральной совокупности является достаточно легкой задачей. В частности, так дело обстоит тогда, когда объектом исследования является население или его отдельные социально-демографические группы, выделенные в материалах переписи или текущего учета. Сведения о численности подписчиков газет имеются в органах «Союзпечати», а данные о численности учащихся выпускных классов — в органах народного образования и т. д. Однако нередко получить прямые данные об объеме генеральной совокупности очень трудно, а порой и невозможно. Данные о численности читателей отдельных изданий могут быть получены только на основе самих выборочных исследований, равно как и сведения о численности телезрителей, лицах, посещающих кинотеатры, и т. д. В такой ситуации исследователь в своих расчетах рассматривает в качестве объекта исследования не совокупность тех единиц, которые он непосредственно изучает (например, телезрителей), а тот сверхобъект, куда включается в качестве отдельной части исследуемая совокупность (в данном примере население, численность которого известна). Сведения об изучаемой совокупности необходимы чаще всего для того, чтобы составить списки единиц, входящих как в промежуточные, так и конечные объекты исследования. Только тем, кто не занимался серьезно проектированием выборки, может показаться, что эта методическая задача не заслуживает специального рассмотрения. Конечно, нередко составление списков действительно не представляет особых трудностей. Во многих случаях социолог может использовать либо «естественные» списки единиц наблюдения, либо списки в виде карточек, каждая из которых отведена на отдельную единицу наблюдения 1. Преимущество карточек состоит в том, что они дают возможность постоянно учитывать изменения, происходящие в составе данной совокупности, не прибегая к вычеркиванию всех бывших единиц наблюдения из натурального списка и освобождаясь в связи с этим от необходимости постоянно менять нумерацию и т. д. Еще более важно то, что использование карточной системы дает возможность более эффективно использовать вычислительную технику для их обработки. В тех случаях, когда в качестве единицы исследования выступает индивидуум, наиболее часто используются списки работников предприятий и учреждений, учащихся школ, студентов вузов. Это особенно характерно для исследований текучести кадров, профессиональной ориентации молодежи, жизни студентов и т. д. Эти же списки используются ЦСУ СССР при проведении различных выборочных обследований рабочих и служащих. В исследованиях указанного вида используются также списки избирателей (исследование функционирования средств массовой информации в Таганроге [159; 149], исследование кинозрителей в Эстонии в 1966 г.). Известное применение в этих целях находят списки жителей, имеющиеся в адресных бюро. Они были использованы во время обследования подписчиков «Известий» в 1973 г. в Киеве, Минске и Ленинграде. Распространение получило использование домовых и нехозяйственных книг. Эти источники используются активно прежде всего в тех исследованиях, в которых в качестве единицы наблюдения выступает семья. Указанные материалы были 'основой для составления списков, например, в исследовании потребителей массовой информации в Новосибирске (1970 г.), сельской миграции в Новосибирской области (1968 г.) и др.2. Значительное применение находят также в качестве основы выборки формуляры читателей библиотек, чита- * В зарубежной литературе сведения о единицах исходной совокупности называются часто «основой выборки». 2 Домовые книги были использованы в исследовании эффективности правовой пропаганды в Ленинграде. Авторы ее логично считали, что домовые книги являются более полными по сравнению со списками избирателей, в которые не включены лица моложе 18 лет [84; 33].
тельские требования на книги, истории болезней, анкеты поступающих на работу, дела учащихся в школе4. Во многих исследованиях в качестве промежуточного объекта наблюдения выступают предприятия и учреждения. В этих случаях «естественным» списком могут оказаться (кроме материалов органов ЦСУ) телефонные справочники. Ведь практически не существуют такие организации, которые не имели бы телефонов. Телефонные справочники были использованы нами при проектировании опроса инженеров и техников Москвы по поводу их отношения к материалам дискуссии «Литературной газеты» о роли инженера на современном предприятии (1969г.). Если в качестве единиц исследования оказываются населенные пункты, то чаще всего используются справочники административно-территориального деления. К особого рода «естественным» спискам относятся архивные списки различных источников. Эти списки используются при применении историками выборочного метода в источниковедческих исследованиях. Специфический характер носило составление списков, необходимых для проведения выборочного изучения документов. Для их составления используются разнообразные справочники библиографического характера, в том числе об издававшихся и издаваемых периодических изданиях, каталоги ведущих библиотек и т. д. [194; 167—168]. Известное применение может найти и метод «снежного кома». Его использование предполагает составление первичного списка изданий, подлежащих изучению. Затем в каждом издании, попавшем в список, выделяются ссылки на публикации, относящиеся к объекту исследования, и составляется список второго яруса и т. д. Этот метод был использован нами при изучении с помощью контент-анализа современной экологической литературы [207]. Одна из трудностей, возникающих при использовании «естественных» списков, связана с обеспечением его качества. Дело в том, что в списки нужных единиц наблю- * Известны случаи использования в качестве источника для составления списка энциклопедических справочников и аналогичных изданий. Справочное издание об известных людях было использовано для составления списка респондентов (в целях последующего случайного отбора) в исследовании о престиже профессий [236; 416]. дения включаются элементы, не относящиеся к объекту исследования. Так, например, телефонные справочники содержат, очевидно, телефоны организаций, которые не являются объектом данного исследования. В картотеке отдела кадров предприятия содержатся сведения не только о недавно принятых работниках, что интересует исследователей текучести кадров, но и работниках с большим стажем, которые могут в данный момент быть вне поля зрения социологов. Эти же справочники нередко относятся к территории, не совпадающей с объектом исследования. Необходимость использования смешанных списков, т. е. содержащих ненужные элементы, предполагает составление списков второго порядка, включающих только 'элементы, относящиеся к объекту исследования. Другой проблемой, возникающей при использовании; «естественных» списков, является их полнота. Достижение полноты списка бывает иногда настолько сложной задачей, что исследователь подчас вынужден видоизменить первоначальный объект исследования для того, чтобы обеспечить его соответствие тому списку, который он мог составить. В связи с этим возникает вопрос о пригодности для,. использования в конкретном исследовании в качестве списков единиц исходной совокупности тех или иных источников. Это приходится учитывать в тех исследованиях, в которых конечной единицей исследования являются не только семьи или индивидуальный респондент, но и организации 1. Наиболее важной причиной неполноты списков является неизбежный процесс их устаревания. Практически нет таких конкретных списков, которые бы не теряли свою ценность с течением времени. Неудивительно, что многие из упомянутых выше справочников переиздаются с той или иной степенью регулярности. Так, краткие телефонные справочники в Москве переиздаются прак- * При проектировании двухступенчатого выборочного обследования подписчиков «Правды» в Москве возникла необходимость в составлении списка почтовых отделений города. Телефонный справочник не мог служить непосредственной основой выборки, так как он не позволял отграничить друг от друга почтовые отделения, занимающиеся и не занимающиеся доставкой газет и журналов населению. В связи с этим для составления чистого списка потребовалась дополнительная информация. тически ежегодно. Однако далеко не всегда социолог имеет возможность пользоваться списками новейшего издания. Возникает в связи с этим вопрос, каковы возможности использования списков, составленных определенное время тому назад. Универсальный ответ на этот вопрос отсутствует. Очевидно, что темпы изменения явлений существенно различны. На основе имеющейся практики можно утверждать, например, что при отборе учреждений различного типа можно пользоваться телефонными справочниками, изданными за 2—3 года до проведения проектирования исследований. Вместе с тем списки избирателей, составленные через такой временной интервал от момента выборки, явно были бы непригодны для отбора респондентов. Существует немало ситуаций, когда составление хорошего исходного списка является трудным и даже невозможным делом, и исследователь обращается (об этом приеме уже шла речь) к объекту более высокого уровня и только в ходе его изучения находит нужные ему единицы. При подготовке уже упоминавшегося исследования миграции подписчиков «Известий» в качестве объектов исследования выступали «бывшие» и «новые» подписчики газеты. Если бы почта сохраняла карточки подписчиков, то тогда составление списков «бывших» и «новых» подписчиков было бы трудоемкой, но реальной задачей. Исследование миграции подписчиков «Известий» нами осуществлялось в марте, после того как карточки подписчиков за прошлый год были за ненадобностью уничтожены. В этих условиях интересующие категории подписчиков могли быть выявлены только в процессе самого выборочного опроса жителей отобранных населенных пунктов. Похожая ситуация имела место при исследовании мнений о размере семьи (1966 г.) [14; 37]. Объектом исследования были женщины, находящиеся в первом браке, в возрасте до 45 лет. Социологи на основе материалов отделов кадров предприятий могли составить первоначально только, описки женщин в нужном возрасте. Затем после предварительного опроса возникла возможность выделить женщин с нужным сочетанием признаков. В последние годы предварительное описание объекта исследования связывается не только с составлением основы выборки, но и предварительным изучением связей между признаками, характеризующими этот объект. Изучение этих связей, как отмечалось выше, имеет первостепенное значение для использования возможностей стратификации генеральной совокупности. Именно поэтому резко возрос спрос социологов на самую различную информацию, которую они могут получить об изучаемом объекте до проведения исследования. С этим же связано резкое возрастание роли вторичного анализа, т. е. изучения ранее полученных результатов. В заключение заметим, что изучение объекта на предварительной стадии исследования относится к числу слабо разработанных методологических и методических проблем.
|