Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Выделение объекта исследования
Проблема репрезентативности оказывается в центре внимания социологов сразу же после того, как определены цель и программа исследования. Именно тогда необходимо определить объект исследования. Эффективное решение этой важнейшей задачи предопределяется теоретической позицией авторов исследования, анализом накопленной ранее информацией. В самом общем виде объект можно характеризовать как совокупность единиц исследования, обладающих признаками, изучение которых является непосредственной целью (или предметом) исследования. Так как в рамках каждого конкретного исследования изучается только часть признаков, присущих его объекту, то с известной условностью можно утверждать, что один и тот же объект является обычно предметом разных исследований. Следует отметить, что единица исследования не всегда совпадает с единицей наблюдения, т. е. единицей, выступающей для социолога непосредственным источником информации 1. Единица наблюдения (в том случае, если она не совпадает с исследовательской единицей) может: 1) составлять элемент единицы исследования (член семьи, информирующий социолога, например, о жизни семьи, являющейся единицей исследования, руководитель или другой работник предприятия, информирующий о деятельности своей организации); 2) находиться в определенных отношениях с единицей исследования (учитель, отвечающий на вопросы, касающиеся его учеников; родители, информирующие социолога об интересах своих детей, и т. д.); 3) выступать в качестве внешнего наблюдателя единицы исследования в рамках включенного или невключенного наблюдения. Понятие объекта социологического исследования.трактуется в литературе по-разному. Одни исследователи склонны к очень широкому толкованию этого термина и к трактовке понятий «проблемы», «темы», «задачи» как элементов объектов исследования, другие (к ним присоединяется автор) прибегают к более узкому толкованию этого понятия [74], [61], [213], {96], [175]. Выделение объекта исследования предполагает его четкое отграничение во времени и в пространстве от тех объектов, которые находятся в данный момент вне интересов участников данного проекта. Можно привести не- 1 Термин «единица наблюдения», заимствованный из традиционной статистики, не вполне соответствует другим понятиям, используемым в социологии, и прежде всего потому, что наблюдение в социологии рассматривается более узко, чем в статистике, и связывается только с одним из методов сбора информации. В этой связи характерно стремление использовать в некоторых работах вместо «единица наблюдения» другой термин — «информатор», который особенно удобно применять во всех тех случаях, когда источник информации (эксперт, наблюдатель, владелец соответствующих документов) не совпадает с исследовательской единицей. Заметим, что в 20-е годы часто использовался термин «корреспондент». Так, объектом исследования ЦСУ в 1920 г. питания сельского населения считались семьи корреспондентов, т. е. семьи лиц, которые регулярно участвовали в обследованиях как информаторы, а также 1—2 семьи соседей корреспондента [52; 105]. мало примеров из социологической практики, демонстрирующих относительную простоту решения данной задачи. Объект исследования как бы само собой «естественно» выделяется сразу же после формулировки целей социологического проекта. Так, если целью исследования является изучение текучести, то его объектом становится совокупность принятых и уволенных за определенный период времени1. Некоторые неясности могут возникнуть лишь в связи с отграничением постоянных работников от временных и работающих по совместительству. Естественным образом выделяются такие объекты, как демобилизованные воины [147; 30], так называемые проблемные (или неблагополучные) семьи, находящиеся на учете в райисполкоме [177; 157], члены жилищных кооперативов [188; 137], посетители торгового предприятия или учреждения культуры [8; 38], [193; 12—13], совокупность лиц, вступающих в брак или подавших заявление о разводе [39; 30—31], работницы промышленного предприятия, являющиеся семейными, имеющими детей [192; 38], пассажиры, самолетов на авиалиниях, связывающих центр страны с Востоком [95], потенциальные зрители театров—лица старше 16 лет [146; 118; 168], верующие члены семьи [13]. Специальную разновидность объекта исследования составляет совокупность лиц, названных в той или иной связи респондентом, попавшим в выборку. Совокупности таких лиц формируются, в частности, при изучении человеческих взаимоотношений, так называемых референтных групп респондентов, их лучших друзей и т. д. Не следует полагать, что объектом исследования всегда является множество индивидуумов, обладающих определенными свойствами. Нередко объектами исследования являются совокупности неформальных и формальных групп, организаций, территориальные общности, ситуации и события, письменные материалы, различные документы и т. д. Из малых групп объектом изучения чаще всего являются семья, производственная бригада, студенческая группа2. Достаточно часто непосредственным объ- 1 Ряд исследователей миграции исключает из своего объекта лиц, уволенных за нарушения трудовой дисциплины [5; 16]. 2 Согласно результатам контент-анализа социологических публикаций за 1970—1973 гг. в качестве единицы исследования выступали: личность — 80%, семья — 12%, другие группы — 8%. ектом изучения выступают предприятия, учебные и научно-исследовательские учреждения. В последние десятилетия существенно возросло число исследований, в которых объектом является совокупность стран. Такие исследования обычно называют сравнительными [107]. Совокупность документов (например, номеров газет или журналов, статей определенной тематики, писем трудящихся и т. д.) является объектом изучения во всех тех случаях, когда используется контентанализ [141; 147]. В качестве специфических объектов исследований выступают также совокупности фильмов, театральных постановок, литературных произведений и т. д. Наконец, определенной спецификой обладают объекты, представляющие документы, которые относятся к отдельной личности (отрывные листы паспортных столов, личные карточки рабочих, в частности, уволенных, трудовые книжки, аттестационные характеристики и т. д.) [114; 104]. Обобщая особенности исследований, в которых определение объекта не составляло особых трудностей, можно высказать предположение, что такая ситуация имеет место всякий раз, когда для выделения объекта использовались социально-демографические признаки (пол, возраст, профессия) или же признаки институциональные (административные) и поэтому также легко фиксируемые социологами. Социологу очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда выделение объекта исследования сопряжено со значительными трудностями. Тогда становится особенно ясной зависимость объекта исследования от решения теоретических проблем, с которыми сталкивается социолог. Именно при определении объекта исследования можно четко провести различия между социологами, разделяющими и не разделяющими марксистскую теорию социального процесса. Теоретически сложный характер определения объекта исследования хорошо виден на примере такого объекта, как интеллигенция. В нашей стране осуществлено немало исследований, в которых объектом выступал именно этот социальный слой. Отметим прежде всего, что при наличии общепринятого определения «интеллигенции» как совокупности лиц, занимающихся квалифицированным умственным трудом 1, отсутствуют четкие формальные критерии для выделения этого социального слоя. Не менее сложным является определение такого объекта социологических исследований, как молодежь. Возрастные границы молодежи определяются самым различным образом [18; 59—69], {78; 45—53]. Это обстоятельство весьма негативно влияет на сопоставимость выборочных обследований. Далеко не простым делом является отграничение друг от друга таких часто встречающихся объектов исследования, как город и село, городское и сельское население. Вопрос об отграничении друг от друга этих объектов был тщательно изучен Т. И. Заславской и Р. В. Рывки-ной. Они рассмотрели различные критерии, используемые для определения типа поселения демографами, экономистами, социологами, градостроителями и архитекторами. Новосибирцы сумели выделить 8 используемых критериев и связанных с ними 36 показателей. Авторы пришли к выводу, что выработка однозначных критериев, позволяющих всегда обоснованно определять тип поселения, —дело будущего [71; 247]. Известные проблемы возникают и при определении объекта исследования миграции населения. В этом случае в качестве объекта обычно выделяется совокупность лиц, прибывающих на постоянное местожительство или же выбывающих навсегда. От этого объекта отграничиваются субъекты маятниковой и кратковременной миграции (командировки, туризм, поездки на отдых, лечение и т. д.) [34; 42], [134; 9-34]. Существенно более условный характер носит определение такого объекта в ряде исследований, как «потенциальный мигрант». Некоторые авторы определяют этот объект как совокупность лиц, принявших решение изменить место работы или место жительства [5; 68]. Другие полагают, что при этом потенциальный мигрант должен иметь конкретный план изменения своего положения [181]. Столь же условный характер присущ такому объекту исследования, как «новоселы» [69; 20]. Специального рассмотрения заслуживает выделение таких объектов исследования, как «квалифицированные» 4 См. об этом [7; 925], [151; 67], [152; 51—55]. 132 и «неквалифицированные» работники, «постоянные» и «непостоянные» работники [179; 136], (198; 136]. Во многих исследованиях определение объекта является еще более условным, чем это было в примерах, приведенных выше. В качестве примера сошлемся на такой объект, как читатели. Отграничение читателей от «нечитателей» требует выработки определенных и четких правил, соблюдение которых должно помочь избежать неоднозначность толкования соответствующих понятий. В зависимости от того, как будет трактоваться респондент, в качестве читателя или «нечитателя», определяется число читателей, что имеет большое значение не только для обеспечения репрезентативности, но и для решения других исследовательских задач1. Трудности, подстерегающие социолога при определении объекта исследования, чрезвычайно разнообразны. Даже простое перечисление всех казусов, возникающих на этой стадии, потребовало бы много времени. Между тем от тщательности решения этой теоретической и методической задачи во многом зависит дальнейший ход событий, связанных с формированием уровня репрезентативности информации2. Теоретический, планируемый и реальный объекты исследования В известном смысле объект на всех его ступенях исследования остается абстракцией, идеализированным обобщением индивидуально-конкретных явлений действительности [61; 10—II], [161; 30—34]. Вместе с тем объекты одного и того же исследования существенно меня- 1 Подробнее об определении понятия «читатель» см. нашу книгу [202], а также [221], [278], [337]. 2 С трудностями отграничения объектов исследования часто сталкиваются и зарубежные социологи. Один из них предпринял попытку определить такой объект исследования, как «туристы». Автор считает, что для отграничения «туристов» от других категории следует иметь в виду, что туристы—это лица: 1) являющиеся «временными путешественниками» и имеющие постоянное местожительство; 2) обладающие возможностью закончить путешествие в любой момент времени; 3) «совершающие «круговое турне»» (начальная и конечная точки путешествия совпадают); 4) находящиеся в пути более или менее длительное время; 5) не повторяющие в процессе передвижения одних и тех же маршрутов; 6) не получающие от путешествия материальных выгод [243; 527—533]. ются на его различных этапах, главным образом из-за различной степени их конкретности (отсюда различие чисто теоретических и эмпирических объектов), а также из-за изменения их объема. Размер объекта исследования заметно меняется при переходе от теоретического рассмотрения к реальной социологической практике. Очевидно, что на теоретическом уровне объект исследования имеет максимальный объем, так как в этом случае исследователь не принимает в расчет соображений организационного характера. В исследовании аудитории газет «Труд» и «Литературная газета» теоретическим объектом изучения была совокупность всех подписчиков этих газет на территории СССР. Однако при переходе к стадии проектирования выборки и трансформации теоретического объекта в планируемый совокупность единиц, подлежащих изучению, нередко уменьшается. Так, в упомянутом уже исследовании аудитории «Труда» и «Литературной газеты» планируемый объект был сокращен за счет отсечения подписчиков, проживающих в сельской местности. Необходимость такого сокращения диктовалась имеющимися ресурсами, не позволявшими организации интервьюирования сельских читателей. Оправданием для такого решения были данные, свидетельствующие о том, что в селах проживало менее 5% подписчиков этих газет. Стремление же провести выборочный опрос и этой категории подписчиков могло негативно, и при этом существенно, повлиять на уровень репрезентативности всей информации. Совсем иначе обстояло дело при определении планируемого объекта для исследования аудитории «Правды». Доля подписчиков этой газеты в сельской местности в период сбора информации (1968 г.) составляла Vs. В этих условиях планируемый и теоретический объекты исследования практически совпали. ^Наряду с теоретическим и планируемым объектами выделяется также реальный, или фактический, объект исследования. Необходимость в этом возникает главным образом из-за того, что определенная доля единиц оказывается недоступной организаторам исследования, а также из-за того, что некоторая часть охваченных исследованием отказалась, полностью или частично, сообщить необходимую информацию. Важно отметить, что социологи далеко не всегда четко разграничивают указанные три вида объекта, из-за чего возникает ошибочная интерпретация полученных результатов. Особенно часто такая ситуация возникает тогда, когда теоретический объект заведомо содержит значительную часть недоступных единиц. По существу, исходной совокупностью часто является доступная часть теоретического объекта. (Распространяя в то же время полученные результаты на теоретический объект, исследователь допускает грубейшую ошибку. Именно такая ситуация нередко имеет место (об этом уже шла речь) при использовании квотного метода или в условиях случайного отбора, когда интервьюер получает право заменять лиц, уклонившихся от беседы, другими. -
|