Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Систематические ошибки
История социологических исследований, в частности, в США, где проводится огромное число всевозможных опросов, насчитывает немало примеров грубых система- тических ошибок репрезентативности, некоторые из них давно приобрели хрестоматийную известность. Одну из ошибок допускала американская газета «Литерари дайджест», которая с 1916 по 1936 г. занималась опросами общественного мнения. Во время избирательных кампаний газета рассылала по почте до 20 млн. талонов, при этом обычно тем лицам, чьи адреса значились в телефонных книгах и регистрационных списках владельцев автомашин. В 1936 г. прогноз исхода выборов оказался неудачным (вместо республиканца Лэндо-на, чей успех предсказывала газета, был избран Рузвельт). Это произошло потому, что владельцами телефонов и автомашин были в основном богатые люди, которые большей частью как раз и поддерживали республиканца Лэндона. Напомним о просчете, допущенном Институтом Дж. Гэллапа в Англии в 1970 г. Известно, что в начале 1970г. этот институт (как, впрочем, и другие организации по изучению общественного мнения) предсказывал английской лейбористской партии, находящейся тогда у власти, значительное преимущество над консерваторами в случае проведения досрочных выборов. Лидер партии и премьер-министр Г. Вильсон под влиянием этих прогнозов распустил досрочно парламент, где у лейбористов не было устойчивого большинства, и объявил новые выборы. Ко всеобщему удивлению и огорчению Г. Вильсона и его коллег по руководству партией внушительную победу одержали политические противники лейбористов. Неудача прогноза была столь велика, что была создана специальная комиссия для выяснения причин. Некоторые социологи высказали мнение, что важную роль в этой ошибке сыграли нарушения научных принципов выборки, другие ученые полагали, что ошибка произошла из-за того, что часть избирателей резко изменила свою позицию непосредственно перед выборами [313]. Можно привести еще немало других примеров ошибочных прогнозов. Выше шла речь о систематических ошибках непреднамеренного характера. Практика применения выборочного метода знает немало примеров, связанных с преднамеренными ошибками репрезентативности, в частности в США, главным образом из-за негативного влияния, которое оказывает на вы- борочные обследования конкуренция в сфере политики и экономики. В США и других капиталистических странах политики и бизнесмены проводят свои собственные опросы, сопровождающиеся нередко взаимно противоречащими друг другу результатами [314; 430], [230; 322]. Заказчики нередко откровенно требуют от организаторов опроса, чтобы были получены необходимые им данные. В случае, если итоги опроса все-таки оказываются невыигрышными, они хранятся в строжайшей тайне. Примечательным в этом отношении являются некоторые опросы в капиталистических странах по изучению состава и мнений аудитории средств массовых коммуникаций. В этих исследованиях нередко предпринимались прямые попытки преувеличить из-за престижных соображений, а также для заполучения рекламодателей число читателей журнала, газеты, радиослушателей и телезрителей [230; 224—225] и т. д. Пример использования нерепрезентативного исследования для преднамеренных выводов в другой сфере деятельности приводит американский социолог Л. Кейн [352; 158]. Речь идет об организованном Американской медицинской ассоциацией обследовании пожилых людей в США. На основе полученных материалов делался вывод о том, что указанная категория населения не нуждается в помощи со стороны общества для удовлетворения своих потребностей. Однако оказалось, что выборка была сильно смещена в сторону состоятельных слоев, не включала небелое население, а также лиц, живущих в домах для престарелых или получающих государственные пособия1. Выборочные опросы общественного мнения оказы- 1 Критически анализируя методы изучения общественного мнения в США, норвежский социолог И. Галтунг подвергает сомнению репрезентативность многих проведенных в 50—60-е годы опросов. Он считает, что в этих опросах нередко возникали смещения из-за применяемой методики, приводящей к тому, что американские социологи нередко имели дело не со всем населением страны, а только с ее определенной частью, главным образом со средними слоями. И. Галтунг считает, что фактически вне внимания социологов оказывались наиболее бедные и наименее образованные слои американского общества, равно как и господствующие его слои, а также интеллектуально наиболее развитая часть общества, которая негативно относится к заполнению анкет [266]. Аналогичная критика опросов, проводимых в США, резко усилилась с конца 60-х годов в значительной мере под влиянием леворадикального движения [320; 724].
вают огромное влияние на политическую жизнь в капиталистических странах. Поэтому манипулирование методикой этих опросов уже давно вызывает беспокойство общественности [265], [231]. Под ее влиянием еще в 1968г. в американском конгрессе обсуждался специальный законопроект, требующий от организаторов опроса сообщать, кто финансирует опрос, какие были использованы методы интервьюирования, каковы объем выборки и методы отбора, сколько ответило на анкету и как формулировались вопросы1. Указывая на то, что в США, как и в других странах Запада, получаемая социологическая информация нередко содержит серьезные ошибки репрезентативности, необходимо подчеркнуть, что в то же время там реализовано немало исследований, опиравшихся на хорошо отработанную методику выборки. В последние годы методика выборочных обследований заметно улучшилась, главным образом благодаря отказу от неправомерного использования в ряде-случаев квотной выборки. В США, а также Англии, Швеции, Индии издан ряд фундаментальных работ по проблемам применения выборки в социологических исследованиях2. Другое дело, что социальные условия капиталистической страны не всегда позволяют твердо следовать требованиям, вытекающим из теории выборки и позволяющим избежать систематических ошибок репрезентативности3. В то же время было бы неверным полагать, что от опасности систематических ошибок свободны выборочные- 4 Важность контроля за качеством многочисленных опросов, проводимых в США, подчеркнули в своих президентских адресах, обращенных к членам Американской ассоциации по изучению общественного мнения, П. Шитсли (май 1968 г.) и Р. Бауэр (май 1970 г.). Заметим, что печатный орган этой ассоциации опубликовал еще в 1960 г. специальный «Кодекс» о проведении исследований. 2 Среди них особо выделяются исследования М. Хансена, У. Гер-витца, У. Мэдоу, Т. Махаланобиса, У. Кокрена, Т. Далениуса, У. Деминга, Ф. Йетса, Л. Киша, Д. Раза. 3 Следует отметить, что систематические ошибки особенно характерны для выборочных обследований, проводимых в развивающихся странах. Эти ошибки — в значительной мере результат неслучайного отбора гнезд (для опроса часто отбираются, например, только села, находящиеся вблизи столиц), отсутствия необходимой документации для проведения случайной выборки на последней ступени, низкого качества применяемой квотной выборки, высокого процента уклонения от ответов [245; 209—212], [235; 73—76]. обследования, которые осуществляются в нашей стране. Конечно, социальные условия создают благоприятные объективные условия для реализации методик, обеспечивающих минимальные ошибки репрезентативности. Тем не менее просчеты при проектировании выборки, неудовлетворительная реализация запланированных процедур, отсутствие в некоторых случаях необходимого уровня компетентности по проблемам выборки приводят к тому, что систематические ошибки репрезентативности нередко встречаются и в исследованиях советских социологов. Довольно часто систематические ошибки возникают в работах наших социологов из-за того, что отбор объектов на первой ступени выборки (областей, городов, предприятий, учебных заведений) осуществляется, как уже отмечалось, не в соответствии с требованиями случайной выборки, а на основе различного рода соображений, не подкрепляемых точными расчетами. В отечественных социологических публикациях чрезвычайно редко вскрываются и анализируются систематические ошибки, возникающие в процессе отбора, как, впрочем, и на других стадиях исследований. Проведенный анализ этих работ за 1968—1973 гг. показал, что эта проблема была затронута менее чем в 5—7% публикаций социологических исследований. Социологи крайне редко обсуждают свои и чужие ошибки репрезентативности. Это обстоятельство заметно мешает повышению качества проводимых выборочных обследований в нашей стране.
|