Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Репрезентативность экспериментальных исследований
Выше отмечалось, что проблема выявления «сверхобъекта» органически присуща монографическим исследованиям. Особенно остро она стоит для социального эксперимента, а также для обследований, основанных на наблюдении и глубинном интервьюировании. И дело не только в том, что ограниченные ресурсы не могут позволить экспериментатору или наблюдателю использовать выборку большого объема. Не меньшее значение имеет и другое обстоятельство. Пытаясь выявить взаимосвязи между определенными признаками, экспериментатор или наблюдатель вправе существенно снизить обычные требования теории выборки. Это он может сделать при условии, что основные, скажем, социально-демографические и контекстуальные (условия жизни, социальное окружение, общий культурный фон и др.) факторы следует рассматривать как «закрепленные» на постоянном уровне. При выполнении этого условия (из него часто исходят также биологи, медики) экспериментатор и наблюдатель вправе, мотивируя свое решение ограниченными возможностями и поисковым характером исследования, формировать свой объект из наиболее доступных единиц, обладающих нужным ему свойством, с тем чтобы распространять полученные выводы на совокупность, обладающую общими признаками с элементами выборки. При этом ученый отказывается в этих условиях — даже если методика безупречна и если он, в частности, свел до минимума воздействие условий исследования на его участников—от стремления выяснить при этом степень распространенности выявленных закономерностей. В такой ситуации социолог может оценить относительную надежность полученных им результатов не через вычисление ошибок репрезентативности (соответствующие расчеты не имели бы никакого смысла), а через организацию повторных исследований (особенно на фоне переменных, не «закрепленных» в первичном эксперименте), сравнение сформированных различным образом подгрупп изучаемых единиц1, выяснение прогностических возможностей полученных результатов, а также через установление наличия (или отсутствия) опровергающих примеров (так называемый метод фальсификации)2. В качестве специальной методической проблемы выделяется в связи с этим определение степени близости объекта эксперимента и тех объектов, на которые предполагается распространение результатов эксперимента [102]. Заметим, что методы по оценке ошибок репрезентативности, статистической надежности выдвигаемых гипотез в рамках монографического обследования можно использовать только внутри изучаемого объекта, для оп- 4 В этой связи заслуживает внимание методика проверки полученных выводов в монографическом обследовании, осуществленном А. финифтер [260]. 2 Разумно в этой связи разграничение на «теоретическую» (или целевую) и «статистическую» (или репрезентативную) выборки. Теоретическая выборка определяет круг единиц, необходимых для проверки гипотезы, в то время как статистическая выборка используется для выяснения степени распространенности различных признаков. Первый вид выборки связывается с методом «фальсификации», другой — «верификации» [267; 105—114], [354; 105—109], [238; 73—74]. ределения внутренней, но не внешней обоснованности (или валидности) получаемых результатов *. Примером эксперимента, который опирается на ослабленные требования к выборке, может служить исследование по определению понимания печатного текста лицами с разным уровнем образования. Здесь предполагается, что образование является основной переменной, определяющей усвоение содержания печатных материалов, и что другие социально-демографические и контекстуальные факторы могут с определенным риском не учитываться. Руководствуясь, видимо, этими соображениями, исследователь данной проблемы М. С. Мацковский, проверяя влияние различных факторов на понимание текста (длины фраз, числа слов в фразах и т. д.), сформировал в рамках осуществленного им эксперимента под-выборки из представителей различных образовательных групп (по 29—32 в каждой) [111; 21]. Из соображений, приведенных выше, видно, что автор не разделяет ту крайнюю точку зрения, согласно которой принципы построения выборки для лабораторного или даже полевого эксперимента, наблюдения, глубинного интервьюирования должны быть столь же жесткие, как для массовых опросов2. Однако он считает, что отход от этих принципов должен всегда строго оговариваться. Особое значение при этом имеет доказательство того, что факторы, не учитываемые в эксперименте, не окажут влияния на его внешнюю валидность, т. е. на распространение выводов на другие объекты. Однако исследователи, применяющие указанные выше методы сбора информации, далеко не всегда уделяют аспекту репрезентативности должное внимание. Это особенно касается социальных психологов, которые чаще, чем представители других общественных наук, работают с небольшими совокупностями. Низкий уровень репрезентативности был характерен 1 Даже биологические эксперименты и наблюдения (например, осуществляемые в этологии — науке о поведении животных) далеко не всегда дают надежные, воспроизводимые результаты, что можно установить из книги Р. Хайнда [191] и К. Лоренца [295]. Видимо, контекстуальные факторы и здесь сильно влияют на репрезентативность результатов. 2 Такой позиции придерживаются авторы книг [94; 86—88], [339; 233—236]. до последнего времени для результатов многих социально-психологических исследований, осуществленных на Западе1. Причина этого явления лежит в одних случаях в специфических условиях исследования, в других — в применении необоснованных методов отбора, в-третьих, — в небольшом объеме выборки, а чаще всего—во всех трех факторах одновременно. Классическим примером экспериментов, результаты которых оказалось невозможным распространить, главным образом из-за условий проведения, за их пределы, стали иельские исследования К. Ховлэнда и Дж. Клэп-пера. В 40-е и 50-е годы эти американские ученые провели серию лабораторных экспериментов для выяснения эффективности отдельных средств массовой информации. Эксперименты показали, что средства массовой информации способны существенным образом влиять на позиции и мнения лиц, оказавшихся под их воздействием. В процессе этих исследований был зафиксирован ряд «эффектов», например, характеризующих воздействие средств массовой информации в условиях сильного и слабого различия между позициями коммуникатора и реципиента информации, роль авторитета коммуникатора и др. Однако исследования этих же проблем на базе массовых опросов (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, В. Мак Фи, С. Липсет) не подтвердили результаты иельских экспериментов [228], [284]. В связи с этим возникла (вероятно, в таком масштабе впервые) проблема сравнения результатов социально-психологического эксперимента и массовых опросов. Детальный анализ причин резких различий между двумя типами исследований был дан К. Ховлэндом [283]. Ему удалось выявить причины, объясняющие, по его мнению, почему лабораторные эксперименты свидетельство- 1 Примечательны в этом отношении многие доклады, представленные на Московский международный конгресс психологов (1966г.) [112]. Безразличие многих западных социальных психологов к проблемам репрезентативности в 50—60-е годы демонстрирует книга западногерманского социального психолога Г. Малецке «Психология массовых коммуникаций». Автор сделал обзор практически всех известных к началу 60-х годов на Западе работ в соответствующей области социальной психологии. В подавляющем большинстве случаев вопросы репрезентативности в этих работах даже не ставятся [297]. вали о сильном воздействии средств массовой коммуникации на ориентации людей, в то время как массовые опросы демонстрировали обратное. Некоторые из этих причин связаны с поведением людей в специфических условиях лабораторного эксперимента, другие — с резким отличием состава участников эксперимента и массового опроса (см. также 305а). Низкий уровень репрезентативности многих исследований в буржуазной социологии и социальной психологии в значительной степени объясняется также ориентацией исследователя на доступные ему категории лиц. По данным, приводимым Э. Боргаттой и Дж. Борнштедтом, 70% всех экспериментов, результаты которых опубликованы в 2 ведущих американских психологических журналах, основываются на выборке, состоящей из студентов. Более того, оказалось, что в большинстве экспериментов участвовали только женщины [232; 112—113]. Принципы формирования выборок для монографических исследований многие социологи совершенно не затрагивают, в то время как структура состава участников эксперимента или глубинного интервью чаще всего решающим образом сказывается на результатах. Наконец, немаловажную роль играет и объем выборки, нередко чрезвычайно малый для серьезных выводов [351], [348], [259]. Нерепрезентативный характер многих социальных экспериментов, осуществленных на Западе, отмечают и многие буржуазные социологи1. Следует отметить, что в последнее время зарубежные социальные психологи начинают все чаще и чаще отдавать отчет в значении проблемы репрезентативности. В изданной в начале 70-х годов книге о новых результатах в американской социальной психологии в методике каждого исследования значительное внимание также уделено выборке [341 а]. Появляются работы, в которых специально рассматриваются проблемы репрезентативности социально-психологической информации [276], [272], [247], [342]. Вопросы репрезентативности результатов социально-психологических исследований еще далеко не всегда беспокоят и отечественных ученых. Можно привести множе- 1 С резкой критикой этих экспериментов выступал в свое время П. Сорокин [345]. См. также [227; 713—716], [280; 963—966], [353; 31—57], [332; 90]. ство примеров, иллюстрирующих высказанное положение. Обратимся, например, к материалам второго Тбилисского международного коллоквиума по социальной психологии (1970 г.) [45]. На нем было заслушано 33 доклада, основанных на результатах наблюдений и экспериментов, однако только в трех докладах были сообщены более или менее ясные сведения, касающиеся репрезентативности результатов. В б докладах не приводится вообще никаких сведений о характере выборочного обследования, несмотря на то, что эти доклады содержат разнообразные обобщения. Примерно такое же положение характерно и для материалов Всесоюзной конференции по социальным потребностям [145], для изданных недавно книг о личности [90], [173].
|