Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль сплошных и несплошных обследованийСтр 1 из 43Следующая ⇒
ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Социология прибегает к самым различным видам обследований. Они отличаются друг от друга способом сбора информации (опрос, изучение документов, эксперимент, наблюдение), территориальными масштабами обследования (общегосударственные, или национальные, региональные и монографические), временными критериями (однофазовые и многофазовые обследования), степенью компетентности аудитории (массовые и экспертные опросы) и, наконец, методами отбора единиц исследования (сплошные и несплошные обследования). Социология наиболее тесно связана с такой разновидностью несплошного обследования, как выборка, однако немалое значение для нее имеют и другие разновидности отбора единиц исследования. Роль сплошных и несплошных обследований Практически все объекты социологических исследований представляют собой определенные совокупности (или множества) элементов. Так, при изучении профессиональной ориентации молодежи в качестве объекта часто выделяют совокупность выпускников школ. Множество, состоящее из потенциальных покупателей, составляет объект исследования для тех, кто хочет изучать и прогнозировать спрос на потребительские товары.По естественным причинам социологи особенно охотно используют информацию, основывающуюся на изучении практически всех элементов, образующих объект исследования, т. е. всех школьников, всех покупателей, всех семей и т. д.Такие данные, как интенсивность посещений кинотеатров населением СССР, процент женщин среди работников различных отраслей народного хозяйства, средний размер вклада в сберегательных кассах страны, численность книг и журналов в библиотеках страны, собираются органами государственной статистики в процессе оплошного учета соответствующих явлений. Данные, например, о посещаемости кино, публикуемые в изданиях ЦСУ СССР, основываются на непрерывном учете платных посещений во всех кинотеатрах всех населенных пунктов страны, а сведения о размерах книжно-журнальных фондов — на отчетах, представляемых регулярно всеми массовыми, а также научными, учебными, техническими и другими специальными библиотеками страны. К сплошному обследованию прибегают непосредственно не только органы ЦСУ СССР, но и социологи. Исследование профессиональной ориентации выпускников школ Новосибирской области (1962—1969гг.) основывалось на опросе всех выпускников школ.Многие опросы, проводимые при подготовке планов социального развития, охватывают всех работников соответствующих предприятий и учреждений.Особенно часто сплошному обследованию в промышленной социологии подвергаются лица, уволившиеся с предприятия или вновь принятые, представители отдельных профессий и др.Статистические данные, полученные с помощью сплошных обследований, являются, как правило, наиболее надежными.Но, как ни привлекательно использование материалов сплошных обследований, социолог очень часто вынужден отказаться от надежд на их получение. Во многих случаях сплошное обследование требует огромных материальных затрат, привлечения армии интервьюеров и счетчиков, длительных сроков на обработку первичной информации. Неудивительно, что переписи населения страны осуществляются не чаще одного раза в 10 лет.Если бы наука не разработала специальные методы, позволяющие обойтись без сплошных обследований, то тогда эффективность социологических исследований, и сейчас нас далеко не всегда удовлетворяющая, была бы еще ниже, так как социологам пришлось бы обходиться весьма скудной информацией. К счастью, они могут рассчитывать на использование различных разновидностей несплошных обследований. К ним прибегают не только социологи, но и в возрастающей степени органы государственной статистики, стремящиеся наилучшим образом сочетать сплошные и несплошные методы обследования.При определенных обстоятельствах несплошное обследование может обеспечить даже более точные и глубокие результаты, чем сплошное. Такая ситуация возникает тогда, когда меньший объем изучаемой совокупности позволяет более тщательно изучить ее каждый элемент.Возможность подробно и глубоко, а часто и на протяжении длительного времени изучать небольшую совокупность единиц исследования, даже если они сконцентрированы в одном «гнезде» (населенном пункте, предприятии и т. д.), может обеспечить получение результатов, превосходящих по своей ценности данные, собираемые в ходе массовых и в то же время поверхностных опросов.Основными разновидностями несплошного наблюдения являются метод большого массива, случайная и неслучайная выборки. Метод большого массиваМетод большого массива предполагает, что изучению подвергается либо большая часть элементов, либо элементы, играющие главную роль в том явлении, которое выступает в качестве объекта исследования. В силу этих обстоятельств предполагается, что результаты, полученные на большом массиве, должны мало отличаться от данных, собранных при сплошном обследовании. В качестве примера применения указанного метода можно указать на проведенное Т. М. Ярошенко изучение с помощью контент-анализа 147 публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований [215]. Автором было просмотрено 668 работ, которые приводились в библиографическом бюллетене «Новая советская философская литература за 1971 год». Конечно, даже в этом самом авторитетном библиографическом издании бывают пропуски, однако имеются всё основания полагать, что в бюллетене фиксируется основная масса соответствующих изданий. Другой пример использования указанного метода также связан с контент-анализом. В. Н. Дмитриевский и А. Н. Алексеев, изучая театральный репертуар, пришли к выводу, что из всего списка пьес, включенных в репертуар 300 театров страны, для анализа достаточно взять за каждый год 50 пьес, имевших в течение года наибольший успех у зрителей. На эти пьесы-лидеры» приходится 50 тыс. представлений, или половина всех спектаклей [114; 36]. В качестве примера другого типа можно указать на разнообразные экспертные опросы, к участию в которых привлекается основная масса ведущих специалистов в определенной области или руководителей предприятий или учреждений. Например, польские социологи провели в 1969 г. опрос руководителей предприятий и учреждений Вроцлавского региона о проблемах индустриализации. В выборку было включено 80% всех высших руководителей указанных организаций [224; 229—231]. Специфической сферой применения метода большого массива является изучение так называемых редких единиц (например, представителей редких профессий) в случае, если эти единицы концентрируются в отдельных регионах, предприятиях и т. д. Тогда целесообразно изу-
чить большинство единиц в таких гнездах [273; 107—109] (подробнее об этом см. ниже). Метод большого массива наиболее часто сочетается с другими процедурами несплошного обследования, в том числе и с выборочными. В частности, он находит применение при многоступенчатом отборе, когда на первых ступенях отбирается большинство гнезд или когда в отобранных больших гнездах изучению подвергаются все единицы. Так, например, в исследовании текучести рабочих в хлопчатобумажной промышленности СССР (1965 г.) в качестве объекта была взята совокупность 58 прядильных и 64 ткацких производств, на которые приходилось 44% всех рабочих, занятых в этих производствах [57, 93]1.
|