Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Семинар 1. Введение. Происхождение славян, их окружение. Происхождения восточных славян.






    Цель: Цель: изучение специфики предмета, источников, методов, истории становления исторической географии, видов карт. Происхождение славян, их окружение. Происхождение восточных славян.

     

    Задачи: отработка ряда компетенций.

    Общекультурная компетенция (ОК – 1)

    Знает: правила постановки цели и выбора путей ее достижения.

    Умеет: анализировать и обобщать информацию.

    Владеет: культурой мышления.

    Общекультурная компетенция (ОК – 8)

    Знает: основные сайты, где имеется информации по «Исторической географии»;

    Умеет: находить и извлекать информацию в глобальных компьютерных сетях;

    Владеет: навыками критического подхода и анализа к извлекаемой информации.

    Общекультурная компетенция (ОК – 9)

    Знает: глобальные компьютерные сети, содержащие информацию по «Исторической географии».

    Умеет: находить и извлекать эту информацию

    Владеет: критическим анализом информации, содержащейся в глобальных компьютерных сетях.

    Общекультурная компетенция (ОК – 15).

    Знает: историко-географические факторы эпохи Великого переселения народов.

    Умеет: анализировать причины влияния этих факторов.

    Владеет: исторической терминологией, связанной с «Исторической географией»

    Общепрофессиональная компетенция (ОПК-2).

    Знает: основные историко-географические факты.

    Умеет: использовать основные историко-географические факты в образовательной и культурно-просветительской деятельности.

    Владеет: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания, полученные в курсе «Исторической географии» при решении социальных и профессиональных задач, владеет навыками работы с историческими картам и схемами.

     

    Вопросы для обсуждения:

    Предмет, задачи, источники исторической географии.

    Роль географических факторов в историческом развитии народов и государств.

    Виды исторических карт.

    Географическое размещение основных племен в Восточной Европе в I тыс. н.э.

    Восточные славяне (анты, венеды, склавины) и их соседи.

    Основные направления и динамика движения населения Восточной Европе в I тыс. н.э. Их влияние на этническую карту Восточной Европы.

    Территория размещения славянских племен.

    Основные отрасли сельского хозяйства славян.

    Этнонимы и территория расселения восточно-славянских племен.

    Темы докладов:

    Славяне и авары.

    Славянские этнонимы.

    Движение славян в V-VIII вв. н.э.

    Славяне и Византийская империя.

    Славяне и готы.

    Соотношение археологических культур и письменных данных о расселении восточных славян.

    Образовательные технологии:

    Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ специальной литературы, работа в группах, доклад, презентация.

     

    Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

    Балльно-рейтинговая система, проверка конспектов подготовки к семинарским занятиям. Промежуточная аттестация.

    Литература:

    Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып.1. Древнейшие народы и государства на территории СССР: Учеб. Пособие/под. Ред. А.Д.Горского. М., 1985.

    Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т.1: I-VI вв. М., 1995. Т.2: VII-IX вв.

    Муравьев А.В., Самаркин В.В. Историческая география эпохи феодализма (Западная Европа и Россия в V-XVII вв.). М.: Просвещение, 1973.

    Дробижев В.З., Ковальченко И.Д., Муравьев А.В. Историческая география СССР. М., 1971.

    Солнцев Н.И., Дорофеев Ф.А. Историческая география (Россия IX-XIX вв.). Нижний Новгород, 2004.

    Яцунский В.К. Историческая география. История ее возникновения и развития в XIV-XVIII вв. М., 1955.

    Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.

    Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей: история балтийских славян. М., 2010.

    Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.

    Енуков В.В. Славяне до Рюриковичей. Курск, 2005.

    Алексеев С.В. Славянская Европа V-VI вв. М., 2007.

    Алексеев С.В. Славянская Европа VII-VIII вв. М., 2007.

    Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М., 2004.

    Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // История, культура, этнография и фольклор слявянских народов. М., 1978.

    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

    Вязинин И.Н. " Русы живут на острове" // Вопросы истории. М., 1994. № 9. С. 152-156.

    Богуславский В.В. Держава Рюриковичей: Славяне- Русь- Россия: Энцикл. слов.: В 6 т. Тула, 1994. Т. 1: А-В. 1994.

    Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

    Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

    Историография Истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции / Под ред. В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева. М., 1971.

    Историческая география России / Сб. статей. М., 1970.

    Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т.- М., 1956. Т.1: Курс русской истории. Ч. 1. Лекция I.

    Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М., 1996.

    Любавский Л.И. Историческая география России в связи с колонизацией. СПб., 2000.

    Максаковский В.П. Историческая география мира. М., 1997.

    Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

    Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. - Петрозаводск: Карелия, 1990.

    Пашков Б. Россия и движение ее территории: Как менялась карта нашей страны с 862 по 1917 год // Родина. 1995. № 10. С. 40-44.

    Петрухин В.Я. Славяне, варяги и хазары на Юге Руси. К проблеме формирования территории Древнерусского государства // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. М., 1995. С. 117-125.

    Пчелов Е.В. Историко-географическая ситуация Северо-Восточной Руси накануне образования древнерусского государства // Молодая наука на рубеже веков. М., 1997. С. 52-64.

    Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970.

    Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

    Седов В.В. Восточные славяне в VI- XIII вв. М., 1982.

    Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В.Д. Баран, Е.В. Максимов и др. Киев, 1990.

    Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. М., 1952.

    Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 1. История России с древнейших времен. Т. 1-2. М., 1988.

    Татищев В.Н. Избранные труды по географии России. М., 1950.

    Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь: к итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.

     

    Семинар 2. Тема: Историческая география Древней Руси.

    Цель: изучение географических условий истории происхождения и развития Древнерусского государства, работа с картами.

    Задачи: отработка компетенций:

    Общекультурная компетенция (ОК – 1)

    Знает: правила постановки цели и выбора путей ее достижения.

    Умеет: анализировать и обобщать информацию.

    Владеет: культурой мышления.

    Общекультурная компетенция (ОК – 8)

    Знает: основные сайты, где имеется информации по «Исторической географии»;

    Умеет: находить и извлекать информацию в глобальных компьютерных сетях;

    Владеет: навыками критического подхода и анализа к извлекаемой информации.

    Общекультурная компетенция (ОК – 9)

    Знает: глобальные компьютерные сети, содержащие информацию по «Исторической географии».

    Умеет: находить и извлекать эту информацию

    Владеет: критическим анализом информации, содержащейся в глобальных компьютерных сетях.

    Общекультурная компетенция (ОК – 15).

    Знает: историко-географические факторы, влияющие на развитие государственности Древней Руси.

    Умеет: анализировать причины влияния этих факторов.

    Владеет: исторической терминологией, связанной с «Исторической географией»

    Общепрофессиональная компетенция (ОПК-2).

    Знает: основные историко-географические факты.

    Умеет: использовать основные историко-географические факты в образовательной и культурно-просветительской деятельности.

    Владеет: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания, полученные в курсе «Исторической географии» при решении социальных и профессиональных задач, владеет навыками работы с историческими картам и схемами.

    Вопросы для обсуждения:

    География формирования Древней Руси. Проблема определения территории Начальной Руси. Границы Киевской Руси.

    Волго-Камская Болгария. Этногенез. Территория.

    Природно-географические особенности Древней Руси и особенности размещения и развития хозяйства (земледелие, животноводство, ремесло, бортничество, охота, рыбная ловля).

    Особенности формирования русских городов. Посад.

    Основные центры Древней Руси.

    Пути сообщения.

    Темы докладов:

    Реки на территории Древней Руси.

    Качество и районирование почв Древней Руси.

    Природные пояса в пределах Древней Руси.

    Промыслы в Древней Руси.

    Образовательные технологии:

    Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ специальной литературы, работа в группах, доклад, презентация.

     

    Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

    Балльно-рейтинговая система, проверка конспектов подготовки к семинарским занятиям. Промежуточная аттестация.

    Литература:

    Муравьев А.В., Самаркин В.В. Историческая география эпохи феодализма (Западная Европа и Россия в V-XVII вв.). М.: Просвещение, 1973.

    Дробижев В.З., Ковальченко И.Д., Муравьев А.В. Историческая география СССР. М., 1971.

    Солнцев Н.И., Дорофеев Ф.А. Историческая география (Россия IX-XIX вв.). Нижний Новгород, 2004.

    Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып.2. Древнейшие народы и государства на территории СССР: Учеб. Пособие/под. Ред. А.Д.Горского. М., 1987.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.