Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 10






Тема лекции: Основы публичного выступления

Цель лекции: ознакомить с особенностями публичного выступления.

Вопросы лекции:

1.1. Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория.

1.2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Поиск материала. Начало, завершение и развертывание речи.

1.3. Основные виды аргументов.

1.4. Способы словесного оформления публичного выступления.

1.5. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Литература:

1. Анисимова, Т.В., Гимпельсон, Е. Г. Современная деловая риторика. - М.: Флинта: Наука, 2004. – 624с.

2. Филиппов А. В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи. – М., 2005.

3. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2011.

4. https://cultrechi.narod.ru

1.1. Ораторское искусство – это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения. Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Ораторская речь – это речь устная, монологическая, публичная. Оратор должен: а) быть простым в общении; излагать ясным, простым, понятным всем языком; б) быть открытым и четким в выражении своей мысли; в) быть конкретным; г) быть понятным при изложении содержания темы ссылаться на факты и апеллировать к здравому смыслу; д) быть личностью; не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения; е) быть уравновешенным; использовать плавный ритм речи, не отвлекаться от раскрытия основной идеи выступления; ж) быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, громкие и идиоматические выражения употреблять в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями; з) быть целенаправленным; и) быть красноречивым; время от времени употреблять риторические фразы и выражения, что усилит эффект выступления; к) адаптироваться к ситуации; изучать слушательскую аудиторию, попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам.

1.2. При подготовке речи необходимо учитывать: 1) вид речи; 2) тему выступления; 3) цели и задачи, которые оратор ставит перед собой; 4) слушательскую аудиторию. В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению: 1) выбор темы; 2) конкретизация целей высказывания; 3) изучение материала по теме; 4) подготовка выступления в развернутом виде; 5) завершение речи (подведение итогов); 6) полное владение материалом. Тему следует выбирать такую, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Источники материала – научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы и др. Изучение материала – это определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершения речи). В основной части излагаются основные положения по проблеме, различные точки зрения, раскрывается и свое видение вопроса. В заключении оратор делает определенные выводы.

1.3. Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Исследователи выделяют в аргументации два аспекта — логический и коммуникативный. В логическом плане аргументация - это процедура отыскания оснований (доводов) для некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения. В коммуникативном плане аргументация - это процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса — формирование убеждения. Она достигается в том случае, если реципиент: а) воспринял, б) понял и в) принял тезис аргументатора. В целях формирования убеждения в процессе общения используются различные виды аргументов: а) логические аргументы (суждения: теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты; определения основных понятий конкретной области знаний;
утверждения о фактах); б) психологические доводы: довод к чувству собственного достоинства; довод от сочувствия; довод от обещания; довод от осуждения; довод от недоверия; довод от сомнения и т.п. Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает говорящему обращаться к низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить те.

1.4. При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения, исключить стилистические шероховатости, использовать средства речевой выразительности и т. д. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами и внести коррективы в соответствии с высказанными мнениями и замечаниями. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Поэтому стоит прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца. Не рекомендуется дословно произносить написанный текст. Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. Импровизация, экспромт возможны только на базе больших предварительно полученных знаний. Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

1.5. Публичное выступление – это особого рода искусство. Его отличительные черты: доступность изложения, информативность и выразительность. При подготовке доклада оратор должен учитывать: особенности слушательской аудитории, особенности речи, психологические моменты. Речь должна быть четкой, ясной, понятной, легко восприниматься на слух. При любом публичном выступлении главное – это передача основных идей и содержания доклада, его информативность. Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории. Если по окончании речи говорящему начинают задавать вопросы, можно считать выступление удачным, поскольку оратору удалось вызвать интерес к данной теме, сделать из слушателей собеседников. Выразительность публичной речи является важным моментом выступления. Речь должна быть четкой, яркой и экспрессивной, грамотной, что должно привлечь внимание публики, призвать не только к осознанию, но и к чувствам, эмоциям аудитории. Умелое использование различных стилистических и художественных приемов делает речь образной и эмоциональной. Тропы, пословицы, поговорки, фразеологизмы не только украшают выступление, но и придают ему глубокий смысл. Однако не следует в этом случае забывать о стиле повествования. К примеру, использование метафор, гипербол или сравнений в научном докладе будет неуместным.

 

 

 

Планы практических занятий

по дисциплине «Профессиональный русский язык»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.