Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 5






Тема лекции: Стилевые и жанровые особенности научного стиля. Термин и дефиниция в научной речи. Терминология специальности.

Цель лекции: дать представление о лексико-грамматических средствах и внутристилевой дифференциации научного стиля.

Вопросы лекции:

1.1. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля речи. Подстили научного стиля, их особенности.

1.2. Точность и логичность как доминирующие качества научного стиля речи. Научный текст как способ общения между специалистами. Специфика языка научных текстов.

1.3. Первичные и вторичные тексты. Законы компрессии как основа построения вторичных текстов.

1.4. Языковое различие устной и письменной форм научной речи.

1.5. Монологические жанры научной речи (доклад, реферат, выступление), диалогические жанры научной речи (беседа, дискуссия).

1.6. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов по специальности. Толкование (дефиниция) терминов.

Литература:

1. Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат) / Под ред. К.К.Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. – Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2008. – 226с.

2. Язык современной науки: Языковые портреты. Учимся искусству научной речи. Учебное пособие / Под ред. Л.К.Жаналиной. – Алматы: Print-S, 2010. - 344c.

3. Основы научной речи: Учеб. пособие для студентов нефилол. высш. учеб. заведений / Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. - М.: Академия, 2003. – 272с.

4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2011.

1.1. Лексические особенности научного стиля речи: термины существуют не поодиночке, они образуют терминологические системы. Морфологические особенности научного стиля речи: самую большую частоту употребления имеют существительные, а среди них - существительные с абстрактным значением. Синтаксические особенности научного стиля: высокая активность словосочетаний, простых распространенных предложений разных типов; повествовательный характер изложения; активность однородных членов предложения, высокая продуктивность бесподлежащных предложений (инфинитивных, обобщенно-личных) и пассивных конструкций, активность сложных союзных многокомпонентных предложений. В научном стиле выделяются три подстиля: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный. Собственно-научный подстиль объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Этомуподстилюпротивопоставлен научно-популярный подстиль. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко - в занимательной форме. Особенностью научно-популярногоподстиля является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. Если используются термины, они, как правило, объясняются и толкуются. Жанры научно-популярногоподстиля: очерк, книга, лекция, статья. Научно-учебныйподстиль соединяет в себе черты собственно-научного и научно-популярного подстиля. Здесь специалист обращается к будущему специалисту. С собственно научным подстилем его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными - доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебногоподстиля относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене, курсовая работа, реферативное сообщение и др.

1.2. Наука обращена к интеллекту, к логике. В связи с чем к основным чертам языка науки относятся: точность логичность и объективность. Способ изложения является способом доказательства.Объективность подразумевает, что информация не зависит от прихоти конкретного лица, не является результатом его чувств и эмоций. Требование объективности определяет особенности манеры повествования: отказ от повествования в первом лице. Важной чертой науки является точность, которая достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью. Логичность представляет собой упорядоченную систему связей между частями высказывания, изложение в этом случае непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи. Научный текст - результат вербального мышления человека, исследующего при помощи понятийного аппарата какой-либо науки определенную научную проблему. С лингвистической точки зрения научные тексты репрезентируют в естественно-языковой форме некое знание о действительности, т.е. они имеют знаковый характер.

1.3. Цель первичных научных текстов - передача первичных научных сведений, получаемых в процессе научных исследований. Вторичные научные документы содержат только конечные результаты аналитико-синтетической переработки первичных научных документов. Жанры трех подстилей научного стиля относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. К вторичным жанрам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация, рецензия, отзыв и др. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации (компрессия текста) в целях сокращения объёма текста.

1.4. Устные научные жанры объединяют: а) коммуникативная задача - передать в устной форме определенную информацию; б) публичный характер высказываний; в) дробная, порционная подача информации, ее членение на сегменты, которые содержат одну порцию нового; г) учет того, что слушатели будут фиксировать (по-разному) значимую для них информацию в форме записи отдельных положений и т.д.; д) подготовленный характер высказываний; е) монологический характер жанров. Исконная форма существования научной речи – письменная. Письменная форма долговременно фиксирует информацию, а наука требует именно этого. В письменной форме значительно легче оперировать сложными структурами, которые используются в научном мышлении. Письменная форма дает возможность обращаться к информации многократно. Устная форма так же имеет преимущества (синхронность массового общения, оперативность ориентировки на конкретный тип адресата и др.), но она временна, а письменная – постоянна.

1.5. В научной речи господствует монолог, который приобретает форму произведения с продуманным отбором содержания, четкостью построения, оптимальностью речевого оформления. В области науки основными монологическими жанрами являются статья, монография, выступление, доклад, так как именно с их помощью передаётся новая научная информация, другие жанры вторичны: реферат, аннотация, тезисы, рецензия, отзыв. К диалогическим (полилогическим) речевым жанрам устного научного общения относят дискуссию, диспут, беседу, круглый стол.

1.6. Термин (от лат. terminus 'граница, предел') - слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Терминология — совокупность (набор) терминов для использования в какой-либо области деятельности. Различаются терминологии — естественно сложившиеся совокупности терминов определенных областей знания или их фрагментов и терминосистемы - упорядоченные терминологии с зафиксированными отношениями между терминами, отражающими отношения между называемыми этими терминами понятиями. Термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Примеры терминов: анабиоз, численные методы алгебры, призма, светотень, керметы и др. Лексическое значение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки. В основе каждого термина обязательно лежит определение (дефиниция) обозначаемой им реалии. Дефиниция — это суть, значение термина, его точное толкование. В любом терминологическом, профессиональном или научном словаре словарная статья — это и есть дефиниция.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.