Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 1






Тема лекции: Предмет и задачи курса «Профессиональный русский язык». Стратегия и тактика профессионального речевого общения

Цель лекции: дать представление о предмете и задачах курса«Профессиональный русский язык», об особенностях профессионального речевого общения

Вопросы лекции:

1.1. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина

1.2.Основные единицы речевого общения

1.3. Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический

1.4.Условия успешного общения

Литература:

1.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.. 2002.

2.Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.

3. Смелкова, З. С. Деловой человек: культура речевого общения. - М., 1997.

4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2011.

1.1. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина. Дисциплина «Профессиональный русский язык» обеспечивает реализацию принципа профессиональной направленности обучения, формирование у студентов коммуникативной компетенции, необходимой для адекватного профессионального общения в сфере их деятельности.

Объектом изучения данного учебного предмета является стратегия и тактика профессионального речевого общения.

1.2.Основные единицы речевого общения. О сновные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие.

1.3. Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический. Культура речи включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Норма - общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Возможны три степени соотношения «норма – вариант»: а) норма обязательна, а вариант (прежде всего – разговорный) запрещен; б) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и нежелателен; в) норма и вариант равноправны.

Высокая культура речи заключается в: а) точности; б) доходчивости, доступности; (т. е. самое подходящее для данного случая); в) правильности (отражение соотношения «речь – язык»); г) логичности («речь – мышление»); д) точности («речь – действительность»); е) лаконизме («речь – общение»); ж) ясности («речь – адресат»); з) богатстве («речь – языковая компетенция автора»); и) выразительности («речь – эстетика»); к) чистоте («речь – нравственность»); л) уместности («речь – адресат», «речь – ситуация общения»).

В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения.Этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения.

1.4.Условия успешного общения. Эффективность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия. Условия успешного общения: А) Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность. Б) Настроенность на мир собеседника. В) Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.