Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из устава императорского Казанского экономического общества, утвержденного 21 ноября 1839 г.






Казанское экономическое общество (КЭО) I образовалось в 1839 г. Это было первое в Казани научное экономическое общество. В его состав вхо-| дили A.M. Бутлеров, Н.И. Лобачевский, М.Н. Му-| син-Пушкин, К. Ф. Фукс, ряД крупных казанских купцов и предпринимателей- В 1840 г. при КЭО | были открыты депо земледельческих орудий и машин, показательные учебные фермы и библио­тека. В 1845 г. КЭО организовало первую Казан­скую выставку «сельскохозяйственных произведе­ний». Общество издавало св£ > и журнал.

§ 1. Цель Общества состоит в принятии деятель­нейших мер ко введению усовершенствованных сель­ских хозяйств.

§ 2. Средства, которыя Общество полагает в ру­ководство к достижению своей цели, суть:

а) Открытие публичного V губернском городе Казани чтения: физики, химий и науки о сельском хозяйстве, без всякого платежа со стороны слушате­лей.



б) Распространение употребления улучшенных орудий полеводства и садоводства, дешевою их про­дажею за наличные деньги и отдачею в долг, с пла­тежом в года, на основании е£ УД деньгами, делае­мых в банках.

в) Поощрение и вспомоществование помещикам, кои завели уже на землях своих плодопеременное земледелие, отдачею им в года учеников для обуче­ния их таковому хозяйству.

г) Назначение из сумм Общества наград за удов­летворительное решение задач, руководствующих к цветущему состоянию в Казанской губернии земле­делия, художеств и промышленности.

д) При постепенном усовершенствовании в сель­ском хозяйстве и в рукоделиях обращать внимание и попечение на предметы, обещающие предпочтитель­но пользу, как то: по земледелию, на обороты посе­вов, травосеяние, на усовершенствование сельских орудий, на осушение и так далее; по рукоделию, на обороты посевов, на травосеяние, на усовершенство­вание сельских орудий, на осушение болот и так да­лее, по рукоделию, на суконное и льняное изделия и пр.

е) Поверять опытом правила, в сельском хозяй­стве полезными признанные.

ж) Испытывать иовоизобретаемые орудия и ма­шины, облегчающие в земледелии и художествах работу человеческую.

з) Устраивать на счет Общества таковые орудия и машины, как изобретаемые, так и известные уже, но в Казанской губ. еще неупотребляемые, и содей­ствовать ко введению оных в употребление.

и) Извещать публику о всех наблюдениях и от­крытиях, которых польза самым опытом будет до­знана.

к) Собирать модели всех полезных орудий и машин, могущих служить жить образцами для же­лающих построить таковые в заведениях своих.

л) Завести образцовую земледельческую усадьбу.

м) Покровительствовать и делать пособия под­визающимся в трудах, к цели Общества направляе­мых.

Средства сии Общество приводит в действие, по мере обладаемых оным способом и по количеству возрастающего денежнаго своего капитала.

7. Из «Дневников» Л.Н. Толстого

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) —

I граф, писатель, почетный академик Петербургской академии наук. Будучи студентом Казанского уни­верситета (1844—1847) начал составлять «прави-I ла жизни» в отношении к людям и самому себе,; вести дневник, который потом займет тринадцать томов. В Казани для Л.Н. Толстого началась пер­вая литературная школа, здесь он избрал для себя путь самовоспитания, нравственного самосовершен­ствования.

1847. 24 марта. [Казань].

Я много переменился; но все еще не достиг сте­пени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хоро­шо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь неко­торые правила, которые, мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1) Что назна­чено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь по­стоянно ум твой действовать со всею ему возмож­ною силою. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают; сначала дай почувствовать, а ежели он не понимает, то извинись и скажи ему это.

8. О составе и содержании студентов Казан­ского университета. 1857 г.

Всего по положению казенных воспитанников и пансионеров 100. Наконец, по высочайшему повелению, полагается для образования врачей из маго­метан Оренбургского края, до 20 воспитанников в разных учебных заведениях, в том числе и в уни­верситете.

На содержание казенного воспитанника отпус­кается в год 142 руб. 85 коп. именно: на стол 43 р. 80 коп.; на одежду, обувь, белье и проч. 99 руб. 5 коп.

За право слушания лекций каждый своекошт­ный1 студент платит 40 руб. в год. Освобождаются от этой платы только самые бедные.

Бедные студенты, по усмотрению начальства, сверх того, получают денежное пособие от универси­тета, из сумм, собираемых за слушание лекций... те­чение последних 10 лет, 1848-1858 г., студентов было до 3.400...

По вероисповеданию студенты распределяются так:

православных  
лютеран  
католиков  
магометан  

9. К.Ф. Фукс «о распространении грамотности среди казанских татар

 

Всякому заезжему, без сомнения, странно по­кажется найти в казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками, и, как гражданин, не пользуется уважением других. По сему-то вся­кой отец старается, как можно ранее записать де­тей своих в училище, где бы они выучились, по край­ней мере, читать, писать и узнали бы начала своей религии. Для споспешествования сему при каждой мечети полагается училище, состоящее под особен­ным надзором ахуна; мулла мечети здесь учитель, ежедневно занимающийся обучением всем этим предметам. В здешних двух татарских слободах находится 8 мечетей, и при них только 4 училища, в коих однако ж много учеников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.