Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О профессоре Казанского университета Н.Н. Зинине






 

Темная сводчатая комната едва озарена тусклым мерцанием сальных свечей. В воздухе стоит слад­коватый запах. Тишина. Слышно, как где-то капа­ет вода.

Небольшая группа студентов всецело поглоще­на химическим опытом. Они внимательно следят за процессом перегонки. Рукава их потрепанных виц­мундиров выжжены кислотой. В центре группы — профессор Николай Николаевич Зинин. Это чело­век среднего роста, с широкими плечами и грудью. Его умное лицо, полное воодушевления и энергии, раскраснелось, черные, довольно длинные волосы откинуты назад. Он сбросил сюртук. Временами он заглядывает в химический журнал и потом снова обращается к ретортам.

Эти вечерние лабораторные занятия чрезвычай­но популярны среди студентов. Ходят сюда не толь­ко химики. И трудно сказать, что их привлекает сильнее — пробуждающийся интерес к науке, кото­рая сулит увлекательные открытия, или обаяние личности профессора. Широко известна его беско­рыстная любовь к знаниям, его разносторонний ум, его простота и приветливый общительный харак­тер. Лекции его необыкновенно увлекательны. «Его живая образная речь, — вспоминает ученик Н.Н. Зи-нина великий русский химик М. Бутлеров, — все­гда ярко рисовала в воображении слушателей все им излагаемое; высокий, как бы слегка крикливый тон, чрезвычайно отчетливая дикция, удивительное уменье показать рельефно важные стороны предме­та — все это увлекало слушателей, постоянно буди­ло и напрягало их внимание... Он говорил обыкно­венно стоя и с начала до конца держал слушателей под обаянием своей речи».В лаборатории царит товарищеская непри­нужденная атмосфера. Николай Николаевич обра­щается со студентами без церемоний. Случается, что незадачливого экспериментатора он награждает дру­жескими колотушками. Он любит померяться си­лой, не прочь вызвать любителей на единоборство. Но охотников мало — известна железная хватка его крепких рук.

Нет лучшего советчика, чем Н.Н. Зинин. Па­мять у него изумительна. Его научные интересы раз-носторонни, знания глубоки не только в области химии, но и в математике, и в естествознании, и в медицине...

С юных лет Н.Н. Зинин обнаружил выдающие­ся способности. Но жизнь его не баловала. Родился он в Закавказье, в г. Шухе 13 (25) августа 1812 года, и вскоре после своего рождения остался круглой сиротой. Его взяли на воспитание сестры, дочери его отца от первого брака. Через несколько лет малень­кий Николай потерял и сестер. Они умерли от ка­кой-то страшной эпидемии, прошедшей по Закав­казью. Мальчик тоже заболел, но счастливо перенес болезнь. Когда он выздоровел, его отправили к дяде в Саратов. В этом тихом приволжском городе про­шла юность Зинина. Здесь он окончил гимназию.

Занимался Зинин упорно, экзамен сдал блестя­ще, удивив экзаменаторов своими способностями, па­мятью и глубокими знаниями, далеко выходившими -за пределы курса. Особенно интересовался Зинин ма­тематикой и естествознанием, летом он почти ежед­невно совершал за город ботанические экскурсии.

По окончании гимназии Зинин хотел поступить в Петербургский институт инженеров путей сооб­щения. Дядя обещал ему свою поддержку. Но вне­запная смерть дяди нарушила все планы. Юноша остался без средств. До Петербурга было далеко, и летом 1830 года Зинин едет в Казань для поступле­ния в университет....Зинин отлично выдержал приемный экзамен и был зачислен студентом математического факуль­тета. Он облекается в студенческий мундир темно-синего сукна с белыми гладкими пуговицами. Фор­ма дополнялась треугольной шляпой и шпагой.

Университет только четыре года назад освобо­дился от опеки мракобеса Магницкого1, когда сту­денты, по словам современника.., напоминали «ни­щенствующую братию ордена ханжества». Однако введенные Магницким обычаи еще сохранились. Студент Зинин, сидя на лекциях в аудитории, мог прочесть на кафедре надпись, оставшуюся от време­ни Магницкого — «В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси, повинном гре­ху». Для студентов были по-прежнему обязательны­ми посещения церкви. В неприкосновенности сохра­нился карцер. Но все же в университете повеяло новым духом, обстановка для науки складывалась более благоприятная. Мракобеса Магницкого сменил Мусин-Пушкин, человек грубоватый и резкий, но к университету относившийся заботливо. Ректором в 1827 году был избран гениальный математик Лоба­чевский. Суровый на вид, Лобачевский относился к молоделш с вниманием и чуткостью. Также пользо­вался авторитетом инспектор студентов профессор Симонов, астроном и путешественник.

Университет открыл свои двери для широкой публики. По воскресеньям открывались для всеоб­щего обозрения естественный и физический каби­неты. В естественном кабинете среди чучел различ­ных птиц внимание посетителей привлекали костю-

1 Магницкий Михаил Леонтьевич (1778-1844) — рос­сийский государственный деятель. С 1819 г. член Главного правления училищ и попечитель Казанского учебного окру­га. Проводил политику жесткого управления просвещени­ем, ликвидировал автономию Казанского университета, уво­лил почти половину его профессоров. Оставил после себя груды по источниковедению феодальной России, выпустил Ш1Д поэтических сборников. мы разных диких народов и татуированная голова какого-то индейского вождя. Все это вывез из своих кругосветных путешествий профессор Симонов.Зинин занимался с огромным трудолюбием и настойчивостью. Более других наук увлекали его математика и астрономия. Эти дисциплины, благо­даря Бартельсу и Литтрову1, Лобачевскому и Си­монову к 30-м годам XIX столетия в Казанском университете стояли необычайно высоко. Интересо­вали Зинина также и естественные науки. В летние каникулы он совершал свои ботанические экскур­сии. Что касается химии, то ею Зинин занимался значительно меньше, чем математикой и астроно­мией. Может быть потому, что в провинциальных университетах того времени преподавание химии находилось в жалком состоянии. Казань не состав­ляла исключения.

...Зинин обращает на себя внимание своими выдающимися способностями и успехами. За время учения в университете он получает две золотых ме­дали — одну при переходе на третий курс, другую при окончании университета в июне 1833 года.

...Зинина оставили при университете. Первона­чально, по представлению профессора физики Кнор-ра, он был определен репетитором на кафедре физи­ки. Круг деятельности молодого преподавателя скоро расширился — 5 марта 1834 года ему поручили пре­подавание аналитической механики, гидростатики и гидравлики. В отсутствие Симонова Зинин препо­давал также астрономию. Через год он назначается преподавателем химии. Зная исключительную тру­доспособность Зинина, Лобачевский предлагает ему готовиться к занятию кафедры химии.

...31 октября 1836 года Зинин блестяще защи­тил диссертацию и получил степень магистра есте­ственных наук. Вскоре Зинин был избран адъюнк­том химии, в 1837 году утверждается в этом зва­нии и получает двухгодичную командировку за гра­ницу.

Для молодого магистра провинциального универ­ситета заграничная командировка оказалась чрез­вычайно плодотворной... Из-за границы Зинин вер­нулся вполне сформировавшимся ученым-исследо­вателем...

...Свою диссертацию Зинин защитил в Петер­бурге 30 января 1841 года, после чего получил уче­ную степень доктора естественных наук. Весной того же года Зинин вернулся в Казань и 5 июня был ут­вержден экстраординарным профессором по кафед­ре химической технологии.

За три года отсутствия Зинина в Казанском уни­верситете многое изменилось. Кафедра химии была занята ученым Клаусом1, приглашенным из Дерп-та. Клаус посвящал много времени исследованиям уральских платиновых руд, и открыл металл руте­ний. Лекции по химии Клаус охотно поделил с Зи-ниным на обоих отделениях физико-математичес­кого факультета. Зинин читал курс аналитической химии (впервые в русском университете), одно вре­мя вел общую химию для студентов камерального отделения юридического факультета и специальный курс химии живых тел на естественном факульте­те. Кроме того, Зинин читал курс технологии.

За годы отсутствия Зинина была достроена но­вая химическая лаборатория. Она занимала нижний этаж вновь отстроенного здания. В ней была ауди-

1 Клаус Карл Карлович (1796-1864) — химик, ботаник, рисовальщик, член-корреспондент Петербургской академии наук. С 1837 г. зав. кафедрой химии, профессор Казанско­го университета. По тогдашним временам лаборатория Казан­ского университета вполне отвечала требованиям науки...

Химическая лаборатория Казанского универси­тета вскоре становится центром химической мысли в России. Здесь совершает Зинин свое замечатель­ное открытие, в первый же год по возвращении из-за границы он получает анилин из нитробензола.

Открытия Зинина имели огромное значение для развития органической химии и для химической промышленности. В 1842 году Зинин опубликовал в «Бюллетене Академии наук» свою работу «Описа­ние некоторых новых органических оснований, по­лученных действием сероводорода на соединения углеводородов с азотной кислотой»... Его работа про­извела огромное впечатление в ученом мире Евро­пы. Никто, и менее всего сам Зинин, не предпола­гал, что открытие анилина положит начало новой отрасли промышленности.

Зинин работал в Казани до января 1848 года, когда его избрали профессором в Петербургскую медико-хирургическую академию на кафедру химии и физики. Немалую роль в этом сыграл президент Академии Шлегель, умевший привлекать выдающие­ся научные силы...

Зинин имел обширный круг обязанностей и поспевал всюду. Вот как характеризует его химик-композитор Бородин1. «Сильный духом и телом, веч­но бодрый и веселый, он умел делить свое время между аудиторией, кабинетом, канцелярией, бесчис­ленными заседаниями, комитетами и комиссиями, переходя непрерывно от одного дела к другому; от­дых заключался для него, собственно, только в пере­мене занятий... Благодаря обширным сведениям и феноменальной памяти, он был живою ходячею спра­вочной) энциклопедией по всевозможным отраслям знания. К нему обращались за справками о новых открытиях в области химии, физики, технологии, фармации, физиологии, сравнительной анатомии, минералогии и пр., за указанием литературных ис­точников по разным научным вопросам вообще... К нему шли за оценкой достоинства только что вы­шедшей книги, когда не имели еще времени про­честь ее, зная, наверное, что Николай Николаевич уже успел просмотреть ее основательно... Наконец, к нему шли за советом и по житейским вопросам, когда нужно было выручить бедняка-студента или врача, которых заедает нужда или над которыми стряслась какая-нибудь беда, словом, когда нужна помощь человеку, нравственная или материальная»...

В 1865 году Зинин получает звание академика. Н.Н.Зинин пользовался широкой известностью среди европейских ученых — он был членом-кор­респондентом французской Академии наук, Берлин­ского и Лондонского химических обществ.

...До конца своих дней Зинин оставался пере­довым ученым своего времени. Умер он в 1880 году—68 лет от роду.

Имя Зинина прочно вошло в историю русской науки. По словам Бутлерова: «Зинину обязана рус­ская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь... Его труды впервые заставили ученых За­падной Европы отвести русской химии почетное место».тория, химический кабинет, весовая и рабочая ком­наты... По тогдашним временам лаборатория Казан­ского университета вполне отвечала требованиям науки...

Химическая лаборатория Казанского универси­тета вскоре становится центром химической мысли в России. Здесь совершает Зинин свое замечатель­ное открытие, в первый же год по возвращении из-за границы он получает анилин из нитробензола.

Открытия Зинина имели огромное значение для развития органической химии и для химической промышленности. В 1842 году Зинин опубликовал в «Бюллетене Академии наук» свою работу «Описа­ние некоторых новых органических оснований, по­лученных действием сероводорода на соединения углеводородов с азотной кислотой»... Его работа про­извела огромное впечатление в ученом мире Евро­пы. Никто, и менее всего сам Зинин, не предпола­гал, что открытие анилина положит начало новой отрасли промышленности.

Зинин работал в Казани до января 1848 года, когда его избрали профессором в Петербургскую медико-хирургическую академию на кафедру химии и физики. Немалую роль в этом сыграл президент Академии Шлегель, умевший привлекать выдающие­ся научные силы...

Зинин имел обширный круг обязанностей и поспевал всюду. Вот как характеризует его химик-композитор Бородин1. «Сильный духом и телом, веч­но бодрый и веселый, он умел делить свое время между аудиторией, кабинетом, канцелярией, бесчис­ленными заседаниями, комитетами и комиссиями,

переходя непрерывно от одного дела к другому; от­дых заключался для него, собственно, только в пере­мене занятий... Благодаря обширным сведениям и феноменальной памяти, он был живою ходячею спра­вочной) энциклопедией по всевозможным отраслям знания. К нему обращались за справками о новых открытиях в области химии, физики, технологии, фармации, физиологии, сравнительной анатомии, минералогии и пр., за указанием литературных ис­точников по разным научным вопросам вообще... К нему шли за оценкой достоинства только что вы­шедшей книги, когда не имели еще времени про­честь ее, зная, наверное, что Николай Николаевич уже успел просмотреть ее основательно... Наконец, к нему шли за советом и по житейским вопросам, когда нужно было выручить бедняка-студента или врача, которых заедает нужда или над которыми стряслась какая-нибудь беда, словом, когда нужна помощь человеку, нравственная или материальная»...

В 1865 году Зинин получает звание академика.

Н.Н.Зинин пользовался широкой известностью среди европейских ученых — он был членом-кор­респондентом французской Академии наук, Берлин­ского и Лондонского химических обществ.

...До конца своих дней Зинин оставался пере­довым ученым своего времени. Умер он в 1880 году—68 лет от роду.

Имя Зинина прочно вошло в историю русской науки. По словам Бутлерова: «Зинину обязана рус­ская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь... Его труды впервые заставили ученых За­падной Европы отвести русской химии почетное место».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.