Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О просветительской деятельности X. Фа-изханова






Фаизханов Хусаин (1828-1866) — историк, филолог, педагог. Ученик Ш. Марджани. С 1854 г. в Петербурге, читал лекции на факультете восточ­ных языков Петербургского университета. Автор проекта реформы татарской школы. Оставил тру­ды по татарской филологии и булгарской эпигра­фике1. Жизни и деятельности X. Фаизханова как ученого, просветителя посвятил один из разделов своей книги современный татарский исследова­тель, доктор философских наук А. Юзеев.

...Хусаин в 1850 г. переходит на обучение к Марджани2, слава о котором, как о знатоке «ра­циональных и традиционных» наук, придерживаю­щемся нового в обучении, к тому времени уже рас­пространилась в Казани... С этого времени начина­ется творческое содружество молодого Хусаина и его будущего духовного наставника Марджани.

Однако обучение у Марджани было недолгим (около четырех лет). Фаизханов с его помощью уста­навливает контакты с преподавателями и учеными Казанского университета, такими, как А. Казембек, И. Березин и другие. Общение с русскими учеными помогает ему овладеть в совершенстве русским язы­ком, посредством которого Фаизханов знакомится с современными науками. В 40-50-х гг. многие изве­стные ученые-востоковеды — 19 человек — из Каза­ни переезжают в Петербург, и центр востоковедения постепенно перемещается в столицу. Во многом поэтому в 1853-1854 гг. Фаизханов отправляется в «Северную Пальмиру», надеясь повысить свой уро­вень ученого-востоковеда и таким образом принес­ти больше пользы татарскому народу.



Деятельность Фаизханова не ограничивалась только педагогикой. Вклад его в востоковедческую науку до сегодняшнего времени еще не до конца ис­следован и оценен. Увидела свет лишь одна моногра­фия ученого — «Краткая грамматика татарского язы­ка», изданная литографическим способом в 1862 г. По прибытии в Петербург...Фаизханов устраи­вается в Академию наук (не будучи ее сотрудником, в соответствии с указом) и выполняет специальные поручения высочайшего научного учреждения. Ак­тивно сотрудничает с учеными академии В. Велья­миновым-Зерновым1, Б. Дорном2 и другими.В 1858 г. Фаизханов отправляется в Москву в архив Министерства иностранных дел, чтобы спи­сать тексты средневековых тюркоязычных диплома­тических документов. По результатам этой поезд­ки Академия наук ходатайствует об избрании Фаиз­ханова членом Общества археологии, действитель­ным членом которого он становится в 1860 г.В том же 1858 г. Фаизханов совершает науч­ные командировки в г. Касимов3 и Оренбургский край... В 1863 г. он вторично посетил Касимов. По окончании этих командировок Фаизханов написал небольшую по объему статью «Три надгробных бул-гарских надписи», выступив с одноименным докла­дом перед учеными Общества археологии... Эта ста­тья была издана в «Известиях Общества археоло­гии» и ознаменовала новый этап в исследовании булгарской эпиграфики.

На протяжении всей своей научной деятель­ности Фаизханов занимался перепиской и описани­ем восточных рукописей. И в этой области востоко­ведения, предполагающей высокую квалификацию ученого, он оставил после себя наследие. Фаизханов составил картотеку арабских рукописей Азиатско­го музея1. Его карточки описанных рукописей были частично использованы академиком В.Р.Розеном2 при составлении каталога арабских рукописей Ази­атского музея. Своими познаниями в этой области науки он делился и со студентами...

...Вельяминов-Зернов использовал материалы, собранные Фаизхановым в Касимове, при составле­нии «Материалов по истории Крымского ханства».., «Исследования о касимовских царях и царевичах»... ДА.Хволъсонг также использовал рукописные ко­пии, сделанные Фаизхановым в своем критическом издании рукописных сочинений...

Фаизханов выступал связующим звеном между Марджани и русской, европейской наукой и культурой. Он был в курсе творческих работ Марджани, де­лал ему выписки из различных источников для под­готавливаемых к печати «Мустафад ал-ахбар» и «Ва-фият ал-аслаф», подключив к этой работе шейха ат-Тантави (1810-1861) — араба из Египта, профессора арабского языка в Петербургском университете... В целом он старался через свои знакомства в Петербур­ге сделать имя Марджани известным в Европе, по­скольку на Востоке в то время его труды уже знали. Просветительские взгляды Фаизханова включа­ли также концепцию этногенеза1 татарского наро­да, необходимость усвоения татарским населением современных наук и овладение европейским обра­зованием. Признавая основные мусульманские цен­ности, он ратовал за основание для татар светского учебного заведения нового типа, открытие газеты и журнала на татарском языке, пропагандирующих новые знания.

Фаизханов как гуманист-просветитель боролся против любого проявления косности и догматизма в общественной жизни татар.'Он стремился поднять культурный уровень татарского народа, осознавая его отсталость от европейских стандартов во многих областях жизни общества...

Энциклопедизм Фаизханова проявляется и в знании языков. Кроме татарского, Фаизханов знал русский, турецкий, чувашский, казахский, киргиз­ский, марийский, староузбекский, арабский и пер­сидский языки. Знание восточных языков, талант ученого сделали его уникальным специалистом-во­стоковедом, во многом его знания использовали уче­ные-востоковеды Петербурга.

Фаизханов одним из первых татарских просве­тителей осознал необходимость усвоения современ­ных достижений русской и западноевропейской культуры, не отказываясь от мусульманских ценнос-

тей. Для практического достижения этой высокой цели он составил «Школьную реформу», фактичес­ки ставшую прообразом татарского новометодного медресе конца XIX в.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.