Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок разбора глагола






I. Часть речи.

II. Начальная форма глагола (неопределенная форма).

III. Постоянные признаки:

1) вид (совершенный или несовершенный; одновидовой, дву­видовой глагол);

2) возвратность (возвратный или невозвратный);

3) переходность (переходный или непереходный);

4) спряжение (I или II).

IV. Непостоянные признаки:

1) наклонение (изъявительное, сослагательное или повели­тельное);

2) время (если есть; время определяется только в формах изъ­явительного наклонения);

3) лицо (если есть; лицо определяется в формах настоящего/ будущего времени);

4) число;

5) род (если есть; род определяется в формах единственного числа прошедшего времени изъявительного и сослагательного на­клонения).

V. Синтаксическая функция (каким членом предложения явля­
ется, с чем и в чем согласуется).

Образец разбора

Произошло еще много такого, чего я не решусь рассказать. (Ч.)


 


Произошло — глагол; начальная форма — произойти; совершен­ного вида (что сделало?); невозвратный; непереходный; I спря­жения. Употреблен в форме изъявительного наклонения, про­шедшего времени, единственного числа, среднего рода. В пред­ложении является сказуемым: много такого произошло, условно согласуется в единственном числе и среднем роде с подлежа­щим много такого.

Не решусь — глагол; начальная форма — решиться; совершен­ного вида; возвратный; непереходный; II спряжения. Употреблен в форме изъявительного наклонения, будущего времени (форма простого будущего), 1-го лица, единственного числа. В предложе­нии является вспомогательной частью составного глагольного ска­зуемого: не решусь рассказать.

Рассказать — глагол; употреблен в начальной форме расска­зать; совершенного вида; невозвратный; переходный; I спряже­ния. В предложении является основной частью составного глаголь­ного сказуемого: не решусь рассказать.

Вопросы и задания для самопроверки

консервациямузейных экспонатов консервированиеово­щей
9. Как изменяется глагол в форме настоящего/будущего времени? Приведите примеры из художественных текстов. 10. Как изменяется глагол в форме прошедшего времени? Какое Правило надо применить, чтобы определить правописание безударной

 

1. Приведите определение глагола как части речи. Каково общее грам­матическое значение глагола? Назовите морфологические, словообразо­вательные и синтаксические признаки глагола. Иллюстрируйте свой рас­сказ примерами.

2. Какая форма называется неопределенной формой глагола? Какие синтаксические функции может выполнять эта форма? Приведите при­меры.

3. Как различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Какие глаголы называются одновидовыми и двувидовыми? Приведите примеры.

4. Как различаются переходные и непереходные глаголы? Дайте оп­ределение возвратных глаголов. Приведите примеры из художественных текстов.

5. Перечислите наклонения глагола. Почему значение времени мож­но определить только в изъявительном наклонении?

6. Как образуются формы сослагательного наклонения? Как пишет­ся частица бы в этих формах? Приведите примеры.

7. Какие значения имеют формы повелительного наклонения? Как образуются эти формы? Приведите при­меры.

8. Какие формы времени имеет гла­гол в изъявительном наклонении? По­кажите на примерах, как образуются эти формы.


гласной перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени глагола? Под­твердите примерами.

11. Перечислите формы будущего времени глагола. Покажите на при­мерах, как они образуются.

12. В каких формах глагол изменяется по лицам? Приведите примеры.

13. Что обозначают глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица? Приведите примеры, когда действие, названное глаголом, выполняется: 1) говоря­щим; 2) собеседником; 3) косвенным участником.

14. Какое значение имеют безличные глаголы? Почему они так назы­ваются?

15. Какие глаголы относятся к I спряжению? Ко II спряжению? Как определить, какую гласную надо писать в безударном личном оконча­нии глагола? Проиллюстрируйте свой рассказ примерами.

16. Что нужно сделать, чтобы определить, какую гласную надо писать в глагольных суффиксах -ова-/-ева- и -ыва-/-ива-7 Приведите примеры.

Задания для самостоятельной работы

364. В какой форме глагол может быть в предложении подлежащим,
определением, дополнением, обстоятельством:

а) в форме изъявительного наклонения;

б) в безличной форме;

в) в неопределенной форме?

365. В каком предложении глагол употреблен в форме сослагательно­
го наклонения?

1. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (М.) 2. Если б вся любовь была счастливой, не было бы песен о; любви... (Рожд.) 3. Нельзя, милая княгиня, и рад бы не перечис­лять, да не могу. (Б.)

366. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните правописа­
ние слов с пропусками букв. Сделайте полный морфологический разбор
выделенных глаголов.

1. В деревне жизнь началась днями мирными, очаровательными. (Б.) 2. — Куда тороп..шься\ — крикнула Матрена. — Шею умой сначала, ход..шь тут обормотом. (Пауст.) 3. Едва зайдет солнце и землю окута..т мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, й| степь легко вздыха..т широкою грудью. (Ч.) 4. Но сзади его послы­шался быстрый топот босых ног. (Б.) 5. Вы бы постыдились серость свою показывать перед всем Черным морем. Нашлись какие ра­зумные — над наукой смеят..ся! (Пауст.) 6. Итак, прошу не пере­бивать меня, Настенька, а слушать покорно и послушно; иначе —J я замолчу. (Д.) 7. В гостином дворе сделалась толкотня, чуть не давка; образовалось даже гулянье, до такой степени наех..ло эки­пажей. (Г.) 8. А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб


там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. (Кр.) 9. Учись вниманью длинных трав, разлейся в море зорь бес­цельных, протяжный голос свой послав в отчизну скрипок запре­дельных. (Бл.) 10. Мы женились в Полтаве, в девятнадцатом году, а в двадцатом мне пришлось бежать; вот здесь у меня на столе карточки, покажу вам. (Наб.)

367. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глаголы, ука­
жите постоянные признаки глагола: вид (совершенный, несовершен­
ный, одновидовой, двувидовой); возвратность (возвратный, невозврат­
ный); переходность (переходный, непереходный).

Сегодня я встал поз..но; прихожу к колодцу — никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро б..жали от сне­говых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашен­ный факел; кругом его в..лись и полз..ли, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно... См..трю: в прохладной тени его свода на каменной ска­мье с.дит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черною шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернут..ся, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взгл..нула.

(М.Лермонтов)

368. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите
глаголы, укажите их непостоянные признаки: наклонение (если есть);
время (если есть); лицо (если есть); число (если есть); род (если есть).
Назовите глагольную форму, не имеющую непостоянных признаков.

1. О Елагине я сказал бы прежде всего то, что ему двадцать два года: возраст роковой время страшное определяющее человека на все его будущее. 2. Над полями к закату допевали свои короткие песни жаворонки, на востоке уже посиневшем к ночи вспыхива­ли те дальние, мирные зарницы которые ничего не обещают кро­ме хорошей погоды. 3. Затем вспомни вокзал, с которого я уезжал вагон в котором я добыл себе место, моего соседа пившего моло­ко из бутылки... 4. Низко стоит и мистически-радостно смотрит из-за дальних вековых берез белеющих стволами возле вала какая-то крупная звезда. 5. Да, если бы запечатлеть это обманное и все Же несказанно сладкое «бывание» хотя бы в слове, если уже не во плоти! 6. — Ты поедешь встречать? — спросила Ольга Петровна. Он почувствовал что бледнеет. — Нет, не думаю... Мне что-то не Хочется... Да и сесть негде... — Ну, положим, ты бы мог верхом Поехать... 7. Белеет мол, и радостно синея безоблачный сияет Небосвод. 8. Люблю цветные стекла окон и сумрак от столетних


 




лип звенящей люстры серый кокон и половиц прогнивших скрип. 9. Проснусь, проснусь — за окнами в саду все тот же снег все тот же блеск полярный. 10. И мир забудет, темного, меня. И на весах потянет солнце мало. Но я страдал. Я не тушил огня. И я взгляну без страха в лик Шакала.

(И. Бунин)

369. Выпишите глаголы, распределите их на четыре группы: 1) в форме настоящего времени; 2) в форме прошедшего времени; 3) в форме бу­дущего времени; 4) в неопределенной форме.

1. Оказывалось нужным написать какой-то адрес на конверте письма. (С.-Щ.) 2. Я буду жить в деревне, ты приедешь ко мне, может быть, и ты будешь женат на Сонечке, — говорил он, — дети! наши будут играть. (Л. Т.) 3. Отчего вы не бываете в клубе? — спроси­ла княжна совершенно неожиданно, и на этот раз с видимым волнением. (С.-Щ.) 4. Я пересек площадь и вышел на трамвай­ную остановку возле сквера. (Наг.) 5. Теперь бы только сахару достать... Дед, дай-ка сахару! (Ч.) 6. Зовут меня Евгений Дмит­риевич Левкоев. Я сейчас веду драмкружок в вашей школе. (Иск.)

7. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь про­ходит и приходит вновь, в нем чувство каждый день иное... (П.)

8. Здравствуйте, господа; извините, что опоздал к чаю, сейчас вернусь: надо вот этих пленниц к месту пристроить. (Т.) 9. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, при­несу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. (Остр.) 10. Я б в матросы пошел — пусть меня научат. (М.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.