Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причастие






Причастие — особая форма глагола1, которая объединяет в себе признаки глагола и прилагательного: пишущий, игравший, законченный.

Признаки глагола:

1) причастие может быть переходным — читающий книгу или непереходным — идущий человек;

2) может иметь значение совершенного вида — пройденный путь шш несовершенного вида — читающий ребенок;

3) может быть действительным — танцующая девушка и стра­дательным прочитанная книга;

4) причастие имеет формы времени: от глаголов несовершен­ного вида образуются причастия настоящего и прошедшего вре­мени: расцветать — расцветающий тюльпан, расцветавший тюль-

1 В ряде учебников (например, в учебном комплексе В. В. Бабайцевой И Л.Д.Чесноковой) причастие — самостоятельная часть речи.


пан; от глаголов совершенного вида образуются причастия про­шедшего времени: расцвестирасцветший тюльпан. Признаки прилагательного:

1) причастие изменяется

а) по числам: бегущий человекбегущие люди;

б) по падежам: бегущего человека, бегущему человеку и т.д.

2) в единственном числе изменяется по родам: бегущий вал, бегущая волна, бегущее облако;

3) причастие согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным, к которому оно относится: белеющим парусом;

4) страдательное причастие имеет полную и краткую формы: прочитанная книга, книга прочитана;

5) в предложении причастие выполняет роль определения или именной части составного сказуемого: По платформе, мимо моего купе, несется непрерывный сухой шорох босых бегущая ног (Б.); Он [Чаадаев] высшей волею небес рожден в оковах службы царской... (П.).

370. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Докажи­
те, что выделенные слова являются причастиями, т. е. обладают призна­
ками глагола и прилагательного.

Он шел через сад, по сухой зем- i----------------------------

ле липовой аллеи где было так тихо эргономика — наука о вза-

что слышен был каждый падающий имоотношениях человека и

листик и тонко пахло и сладким аро- машины в условиях произ-

матом листвы поджаренной солнцем водственной деятельности

и свежестью тумана теперь уже си- '----------------------------

пешего в саду лазурным газом.

(И.Бунин)

371. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите причастия, оп­
ределите, каким членом предложения является каждое из них.

1. Ошалевший токарь выпросил у соседа лошаденку и теперь везет старуху в больницу, в надежд.., что Павел Иваныч порош­ками и мазями возвратит старух., ее прежний взгляд. (Ч.) 2. Еще не наступил вечер, и свет рано зажегшихся фонарей лишь под­крашивал изнутри матовые колпаки бледным золотом, не изли­вая в лиловатый прозрачный свет воздуха. (Пауст.) 3. Он было хотел пройти незамеченным, но Б. остановил его и заговорил с ним. (Д.) 4. И теперь она [Вера Николаевна] очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уед..нению, чистому воздуху, щебетанью на телеграфных проволоках ласточек, ста­ившихся к отлету, и ласковому соленому ветерку, слабо тянув­шему с моря. (Купр.)


 




\


Действительные причастия обозначают действие, пред­ставленное как признак, которое совершается каким-либо лицом или предметом: разговаривающие подруги, взлетевшая птица.

Действительные причастия настоящего времени обра­зуются от глаголов при помощи суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ-: танцующий, веселящийся.

Если действительное причастие образуется от глагола I спряже­ния, в нем пишется суффикс -ущ-/-ющ-: писатьпишущий, делатьделающий. Если действительное причастие образуется от глагола II спряжения, в нем пишется суффикс -ащ-/-ящ-\ спешить — спешащий, видеть — видящий. Действительные причастия прошедшего времени образу­ются от глаголов при помощи суффиксов -вш- и -ш-\ спавший, несший.

У11. Выпишите действительные причастия, распределяя их на две груп­пы: 1) причастия в форме настоящего времени; 2) причастия в форме прошедшего времени. Выделите формообразовательные суффиксы при­частий.

Прыгнувший в море пловец; повар, испекший пирог; маль­чик, подбрасывающий мяч; слушающие песню друзья; мама, раз­вешивающая белье; спящий в коляске ребенок; пришедший из­далека путник; скачущая по полю лошадь; мычащая на лугу ко­рова; археолог, нашедший клад.

373. Образуйте действительные причастия настоящего времени от сле­
дующих глаголов несовершенного вида, выделите суффиксы причастий.
Объясните правописание суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ- в действи­
тельных причастиях настоящего времени.

Ползать, дышать, мыть, дремать, спешить, гнать, ненавидеть, жить, значить.

374. Образуйте действительные причастия прошедшего времени от
глаголов совершенного и несовершенного вида. Обозначьте формообра­
зовательные суффиксы, укажите вид причастия.

Разбить, подойти, решать, решить, обсуждать, увлечь, мчать­ся, изобразить, наблюдать.

375. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите действитель­
ные причастия, объясните правописание суффиксов в них.

1. Я сегодня влюблен в этот вечер, близок сердцу желте..щий дол. (Ее.) 2. Поэт всегда должник вселенной, плат..щий на горе про­центы и пени. (М.) 3. Все, что память сберечь мне старается, про-


падает в безумных годах, но горящим зигзагом взвивается эта по­весть в ночных небесах. (Бл.) 4. О чем-то шепч..щие струи, кружа­щаяся голова... (Бл.) 5. Предрассветное. Синее. Раннее. И лета..щих звезд благодать. (Ее.)

Страдательные причастия обозначают действие, пред­ставленное как признак, которое производится над каким-то лицом или предметом другим лицом или предметом: книга, про­читанная учеником; дорога, заливаемая водой; разбитая ребен­ком чашка.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов -ем- и -им-: минуты, теряемые в безделье; предмет, видимый глазом.

Если страдательное причастие настоящего времени образуется от глагола I спряжения, то в нем пишется суффикс -ем-: тер­заемое ветром дерево; изучаемые предметы; наблюдаемые процес­сы. Если страдательное причастие настоящего времени образу­ется от глагола II спряжения, в нем пишется суффикс -им-: невидимый объект, любимый учениками учитель.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов -енн-, -нн- и -т-: заброшенный, посеянный, скрытный.

376. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите, какой фор­
мой глагола являются выделенные слова. Обозначьте формообразующие
суффиксы в этих словах.

1. Одетый во все белое, рослый, узл..ватый, огненно-рыжий, с голубой веснушч..той кожей, бледный и энергично-возбужден­ный, даже просто шальной, — от зноя, нервности, постоянного хмеля и деловитости, — с виду он не то швед, не то англичанин. (Б.) 2. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезап­ным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клум­бами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумаж..к, черепков, коробоч..к и ап­текарских пузырьков. (Купр.) 3. В подобранных волосах синели ва­сильки. (Наб.) 4. Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу, песок и молча сели в запылен­ную извозчичью пролетку. (Б.)

377. Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия настоя­
щего времени. Запишите образованные слова, распределяя их на две груп­
пы: 1) причастия с суффиксом -ем-; 2) причастия с суффиксом -им-.
Обозначьте формообразовательные суффиксы страдательных причастий
Настоящего времени.


(Наб.) 5. Визжащий орущий разболтанный мир заболел тишиной! (Рожд.) 6. Наполеон, представляющийся нам руководителем все­го этого движения (как диким представлялась фигура вырезанная на носу корабля силою руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который дер­жась за тесемочки привязанные внутри кареты воображает, что он правит. (Л.Т.)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 80. Понятие о прилагательном

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, ко-торая обозначает признак предмета и согласуется с существитель­ным в роде, числе и падеже: Подобно птичке беззаботной и он, изгнанник перелетный, гнезда надежного не знал и ни к чему не при­выкал (П.).

Грамматическим значением прилагательного являет­ся значение признака предмета. Это значение проявляется в не­скольких разновидностях. Размер, форма, цвет, свойство, каче­ство — все это признаки предмета: высокое дерево, круглая луна, пестрое платье, ароматный цветок, прочная постройка.

Прилагательное — это изменяемая часть речи. Морфологи­ческими признаками прилагательного являются измене­ние по родам, числам и падежам: зеленый сад, зеленая поляна, зеле­ное поле; зеленый луг — зеленые луга; зеленого луга, зеленому лугу и т.д. Форма прилагательного в речи целиком зависит от формы того существительного, к которому относится прилагательное, ср.: рассветный туман, рассветным туманом, в рассветном тумане.

Имена прилагательные обладают общими словообразова­
тельными признаками. Они обычно образуются при помо­
щи суффиксов -н-, -онн-, -ист-, -к-, -ск-, -оват- и некоторых
других: конный, лекционный, серебристый, бойкий, заводской,
красноватый.
Прилагательные имеют характерные для этой части
речи окончания---- ый, -ий, -ой: краснШШ, синШШ, голубШИ-

Синтаксическим признаком прилагательных являет­ся их способность выполнять в предложении функции опреде­ления и сказуемого: Вода за холодные серые дни в октябре на отмелях спала — прозрачная стала и чистая (Б.). В словосочета­нии прилагательное обычно бывает зависимым словом: радост­ный праздник, на высоком холме. В некоторых случаях имя прилага­тельное может подчинять себе зависимое слово, чаще всего — наречие: очень старательный, совсем юный.


400. Найдите в тексте имена прилагательные, выделите в них оконча­
ния. Укажите, к какому слову относится прилагательное, задайте к нему
вопрос.

В окно я вижу груды облаков, Холодных, белоснежных, как зимою, И яркость неба влажно-голубого. Осенний полдень светел, и на север Уходят тучи. Клены золотые И белые березки у балкона Сквозят на небе редкою листвой, И хрусталем на них сверкают льдинки.

(И. Бунин)

401. Выпишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы. Рас­
пределите имена прилагательные на группы по значению: 1) внешние
признаки предмета (размер, форма, цвет и т.д.); 2) свойства, качества
предмета; 3) внутреннее состояние человека; 4) оценка.

1. За тонкой перегородкой, отделявшей сарай от конюшни, были лошади. (Ч.) 2. И, счас.ливый и спокойный, он схватил со стола кусок хлеба, со сковородки хвост рыбы и пошел смотреть телевизор, все равно что. (Петр.) 3. Слабым звоном люстра отве­чает на шаги по комнате пустой... (Б.) 4. Спит земля в сиянье г..лубом... (Л.) 5. Вошел человек лет шестидесяти, белов..лосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в роз..вом платочке на шее. (Т.) 6. Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы. (Пауст.) 7. Это вздор­ное, по-видимому, происшествие заметно расстроило нашего героя. (Г.) 8. Какой он [Пьер] прекрасный, — сказала княжна Марья. (Т.)

402. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правопи­сание. Найдите прилагательные, выделите в них окончания, определите их морфологические признаки: род, число и падеж.

1. У лукомор..я дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ноч..ю кот ученый все ходит по цепи кругом... (П.) 2. Ветки цве­тущих черешен., смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой пис.менный стол их белыми лепестками. (Л.) 3. Пробегая мимо темных, суровых строений, он [Пашка] увидел одно освещенное окно. (Ч.) 4. Именно в отдаленных улицах и закоулках города дре­безжал веема странный экипаж, наводивший недоумение на­счет своего названия. (Г.) 5. Над морем дымился ослепительный штиль. Он переливался прохладным блеском на сотни миль, плес­кал о гранитные берега и, как ребенок, шаловливо дул в лицо тепловатым ветром. (Пауст.)


 




403. Укажите словообразовательные признаки прилагательных, выде­
лите суффиксы и окончания.

В светло-голубом платье, до середины длинного ряда, украин­ский костюм, популярную песню, вспыльчивый характер, из тон­кого кружева, батистовый платок, золотистых волос.

404. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.
Найдите прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

' " | 1. Погода дач..ная, то есть тем-
сострадание, сожаление, п..ратура ниже нуля, ре..кий холод-
сочувствие, жалость, со- ный ветер, дождь, грязь... (Ч.)
болезнование — участие 2. Прелес.ная, хрупкая, исполнен-
к чужим страданиям ная остро грациозной и р..внивой

'----------------------------------- ' женственности, Вера Евсеевна рас­
порядилась приютить цветы и опустить прозрач..ные зеленые шторы.
(Б. А.) 3. Как малолюдна огромная площадь, щемяще малолюдна
и чересчур много темного, ни..коих и вместе бездонного неба,
проблескивающего мелкими, недобрыми звездами! (Наг.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.