Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в курс






«Основы специальной педагогики»

Цель изучения курса «Основы специальной педагогики» -формирование у будущих специалистов готовность к работе с детьми с различными отклонениями в развитии, имеющими особые образовательные потребности; общее представление о специфике работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и гуманное отношение к детям данной категории.
Задачи курса:

- формирование системы знаний о научных основах специальной педагогики;

- овладение знаниями специфики коррекционно-развивающего образовательного и воспитательного процессов и отдельными умения­ми коррекционно-развивающей деятельности;

- формирование профессионального интереса к проблемам специальной педагогики.

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, социаль­но-педагогическую, организационно-управленческую деятельность. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач про­фессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

- организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

- формировать у учащихся духовных, нравственных ценностей на основе индивидуального подхода;

в области социально-педагогической деятельности:

- проведение профориентационной работы;

- оказание помощи в решении задач социальной адаптации учащихся;

в области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;


- организация контроля за результатами обучения и воспитания.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, прослушавший курс «Основы специальной педагогики» должен знать:

- основные понятия, термины специальной педагогики, ее объект, предмет, цель, задачи, предметные области;

- основы дидактики специальной педагогики: содержание, принципы, методы, формы специального образования, воспитания;

- педагогические системы специального образования;

- теоретические основы социальной реабилитации и социальной адаптации;

уметь:

- ориентироваться в актуальных проблемах, стоящих перед специальной педагогикой;

- самостоятельно находить и анализировать литературу по вопросам, касающимся обучения и воспитания детей с нарушениями развития;

владеть навыками:

- реферирования научных текстов.

 


Содержание дисциплины, объем учебной работы по разделам и темам


Таблица 1


 

 

 

Раздел Тема Содержание (дидактические единицы) Объем и виды учебной работы Форма оценки каче­ства обученности по теме, разделу
Лекции час. Практи­ческие, занятия час. СРС час
I. Общие теоре­тические осно­вы специальной педагогики Предмет специальной педагогики. Основные понятия, термины спе­циальной педагогики. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Понятия коррекции и компенсации. Основ­ные отрасли специальной педаго­гики: тифлопедагогика, сурдопе­дагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошколь­ная педагогика.       тест
II. Специальное образование лиц с особыми обра­зовательными потребностями Воспитание, образо­вание и развитие аномальных детей как целенаправлен­ный процесс форми­рования личности и деятельности, пере­дачи и усвоения зна­ний, умений и навы­ков, основное средст­во подготовки к жиз­ни и труду. Современные классификации ог­раниченных возможностей чело­века. Понятие «сегрегация». Виды коррекционных школ для различ­ных категорий детей с отклоне­ниями в развитии. Понятия кор­рекции и компенсации. Образова­ние лиц с нарушениями умствен­ного развития. Трудовое обучение умственно отсталых детей. Обра­зование детей с нарушениями ре­чи. Образование детей с наруше-       понятийный диктант

    ниями слуха в школе общего типа. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом. Обра­зование детей с недостатками зре­ния в школе. Трудовая подготовка и профориентация в школе для лиц с нарушениями зрения.        
  Содержание, принци­пы, формы и методы воспитания и образо­вания аномальных детей. Особые образовательные потреб­ности и содержание специального образования. Принципы и методы специального образования. Фор­мы организации специального обучения.       пятиминутка
III. Теоретиче­ские основы со­циальной реа­билитации и со­циальной адап­тации Социальная реабили­тация и социальная адаптация Основные понятия. Цель реабили­тации. Нравственное и эстетиче­ское воспитание умственно отста­лых детей. Формирование здоро­вого образа жизни. Профилактика вредных привычек. Профилактика правонарушений. Формы адапта­ции: биологическая, сенсорная, психологическая, социальная. Ин­теграция детей с отклонениями в развитии: модели в общественном сознании. Россия на пути к инте­грации. Совместное обучение в обычном классе массовой школы. Специальные классы в образова­тельных учреждениях общего на­значения.       тест
Всего часов в семестре        






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.