Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Педагогическая профессия и ее роль в обществеСтр 1 из 42Следующая ⇒
Хрестоматия по педагогике Учебное пособие для учащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 частях Часть I 2-е издание, дополненное и переработанное ■ i scHor - т.г-i ИНВ. \& Барнаул — 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая хрестоматия призвана восполнить дефицит учебной литературы для педагогических вузов и колледжей по фундаментальной подготовке к педагогической деятельности будущих учителей и является составной частью единого учебного комплекса по педагогике. I В хрестоматию включены отдельные работы и извлечения из современных трудов ученых — педагогов, психологов, философов. Все они сгруппированы по пяти разделам: «Введение в педагогическую профессию», «Теоретико-методологические основы педагогики», «Теория целостного педагогического процесса», «Технология целостного педагогического процесса», «Управление педагогическими системами». Такое построение книги не случайно. Во-первых, в содержательном плане структура разделов отражает основные предметные области педагогики. Во-вторых, в учебном плане разделы книги дают возможность более глубокого и целостного осмысления учебного материала в рамках педагогических курсов как в ходе самостоятельной работы, так и при подготовке к лекционным и семинарским занятиям. Обращение к такому широкому кругу публикаций и углубленный анализ прочитанного помогут студентам переосмыслить свои взгляды на воспитание и образование с точки зрения идеологии обновления. Альтернативный характер концептуальных позиций Мы полагаем, что материалы хрестоматии будут полезны также при подготовке курсовых и дипломных работ по педагогике. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Настоящий учитель во все времена сохранял неповторимость своей личности, питаясь из неиссякаемых источников общечеловеческих ценностей. Верный своему общественному призванию, он являет высоконравственный пример, практического действия, утверждает гуманистические принципы добра и справедливости, крепит духовную связь поколений. Рост масштабов и динамизм социальных преобразований постоянно обостряют требования к учителю, усложняют его задачи. Однако, какие бы реформы и модернизации ни проводились в области народного образования, какие бы научно обоснованные пути его перестройки ни намечались, все они в конечном счете замыкаются на учителе. Потому что не существует чудодейственных систем. Существует учитель, вооруженный прогрессивной системой, сформированный как творческая, социально активная личность, умеющий нешаблонно мыслить, профессионально действовать, создавать общественные ценности. Школа — живая клетка общественного организма, а учитель — ее ядро. С другой стороны, школа оказывает на общество огромное влияние, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, либо работая на его совершенствование. Но школа такова, каков учитель. Передавая от поколения к поколению социальный опыт, учитель не только выполняет свои профессиональные функции, но и выступает объектом общественного прогресса. Не случайно он назван ключевой фигурой перестройки. Учитель только тогда способствует общественному прогрессу, если его общая, профессиональная, духовная культура развивается опережающими темпами по сравнению с подрастающим поколением и основной массой трудящихся. Между тем диалектика современного общественного развития порождает противоречивую ситуа- В. А. СЛАСТЕНИН УЧИТЕЛЬ И ВРЕМЯ цию, при которой далеко не все педагоги соответствуют своему статусу. Потенциал учителя возрос, но разность потенциалов современного ученика и педагога уменьшилась. Ему стало труднее налаживать контакты с учащимися. Отмечается возросшая сопротивляемость учеников тем учителям, которые не отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки, необходимыми деловыми и нравственными качествами. Изменилось отношение учащихся к авторитету педагога. Их мера оценки приближается к взрослым критериям и в основном совпадает с теми требованиями, которые предъявляются обществом. Начинающие учителя затрудняются перевести цели воспитания на язык конкретных педагогических ситуаций и задач, -не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. В результате она распадается для него на ряд слабосвязанных друг с другом функций. К настоящему времени в сфере профессионального труда учителя назрел ряд противоречий. Это, во-первых, противоречие между растущим объемом актуальной научной и социально-политической информации и старыми способами 'ее переработки, хранения и передачи, т.е. традиционной педагогической технологией; во-вторых, между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификации; в-третьих, между потребностью общества в услугах педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени учителей, а также уменьшением численности учительских кадров; в-четвертых, между увеличением свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп трудящихся и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей учительской профессии; в-пятых, между ростом объективной социальной значимости профессии учителя и недостаточно высокой привле- кательностью педагогического труда для некоторой части молодежи. Система воспроизводства и функционирования педагогических кадров несет на себе тяжелый груз недостатков и трудностей, накопившихся как результат действия административно-командных методов * управления. Педагогические учебные заведения не обеспечивают формирования высокой общей и профессиональной культуры учителя, его готовности к педагогическому творчеству, умения сотрудничать со своими воспитанниками, их родителями, коллегами. Система стажировки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров не создает условий для подлинно творческого становления и профессионального саморазвития учителя. Существенно отстает от потребностей школы заочное и вечернее педагогическое образование. Возникло принципиальное противоречие между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. В основу процесса формирования учителя не поставлена личность будущего специалиста. Студент по-прежнему выступает объектом массового процесса педагогического воспроизводства, не выявляется и не формируется его творческая педагогическая индивидуальность. Слаба учебно-материальная база педагогических учебных заведений. По сравнению с другими развитыми государствами наша страна готовит самого «дешевого учителя», до сих пор сохраняется остаточный принцип финансирования его подготовки. Технократический и экстенсивный подход в подготовке учителя привел к формальной реализации учебных программ, перегрузке студентов, насаждению единообразия, единомыслия, самовластия администрации. Неизбежным следствием стало отчуждение учителя от общества, от национальных культур, от школы, от ученика. Все это привело к резкому снижению социального статуса учителя и престижа педагогической профессии, несоответствию педагогического образования общественным потребностям, к углублению и обострению школьных проблем. В этих условиях возникла и была глубоко осознана необходимость в современной концепции педагогического образования. Выполняя прогностические функции, она строится на основе системного, культурологического, личностно-деятельностного подхода, обеспечивающего функционирование целостного процесса формирования личности учителя. С позиций системного подхода все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать активное состояние всех основных структурных компонентов личности будущего учителя в их единстве. Культурологический подход требует создания предпосылок для самоопределения личности студента в культуре. Реализация личностно-деятельностного подхода предполагает моделирование в процессе профессиональ- ного обучения и воспитания студентов целевой структуры педагогической деятельности. Юбществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность. Однако студент по-прежнему выступает неким компонентом массового воспроизводства кадров, хотя обретение профессионализма каждым специалистом проходит глубоко индивидуально и требует специальной программы. Вполне очевидно, что массово-репродуктивному принципу следует противопоставить индивидуально-творческий подход, который обеспечивает овладение профессией и специальностью в личностном контексте. В этом состоянии учитель становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать на себя ответственность за их решения, способность к нормотворчеству, к выходу за рамки заданных моделей профессионального поведения. Речь идет о таком уровне внутренне детерминированной активности, при котором специалист оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, творить эти обстоятельства, вырабатывать стратегию и тактику своей профессиональной деятельности. Строительство гуманистической школы, создание атмосферы обращенности к человеческой личности объективно требует, чтобы по своему содержанию педагогическое образование стало практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией. Гуманизация педагогического образования выводит его за пределы традиционных представлений о нем как о системе трансляции студентам некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих умений и навыков. Такие представления связаны с устойчивостью безличного технократического подхода к подготовке учителя, при котором его личность выступает в качестве персонифицированной нормативной основы педагогической деятельности. Существующая сегодня определенная инфантильность по отношению к философским, духовно-нравственным основаниям педагогической деятельности объясняет преимущественную ориентацию студентов на рационализированный выбор средств, приемов, форм педагогического воздействия, отсутствие сколько-нибудь продуманных мер, побуждающих будущих специалистов к осмыслению педагогического процесса как сферы их морального творчества, мировоззренческого (смысложизненного) самоопределения. Наше время требует крупной, масштабной, творческой личности учителя, глубоко владеющего достижениями наук о человеке и закономерностях его развития, новыми педагогическими технологиями и искусством общения. Учитель призван быть носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей, всесторонне знать национальные, культурные, исторические традиции, фольклор и язык народа, на территории республики которого он работает. Цель современной системы педагогического образования составляет непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют высокая гражданская активность и социальная ответственность. Такой учитель не будет равнодушным ни к делам страны, ни к судьбам детей. Главный ориентир его деятельности — высокий профессиональный долг. Он способен критически оценить собственную работу и деятельность окружающих, не пойдет на сделку с совестью; им руководит любовь к детям, потребность отдать им свое сердце. Учитель, любящий и понимающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями, коллегами, он видит в формировании личности растущего человека главный смысл жизни. Такой учитель не «искореняет недостатки и пороки», а, опираясь на диагностику личности воспитанника, определяет стратегию и тактику ее развития; его отличают подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он способен найти верное применение своим силам и способностям в коллективном педагогическом творчестве. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий, способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такой учитель становится живым примером для детей; ему свойственны высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений. Он не только способен четко и безошибочно действовать по образцу, но и владеет индивидуальным стилем педагогической деятельности, которая становится сферой практического человекознания и человековедения; он испытывает потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему. Учитель не может, не имеет права останавливаться на своем научном, духовном, идейном росте. Меняющиеся реальности жизни требуют от педагога постоянного напряжения всех его сил, больших нервно-психических затрат, в известной мере самоотверженности. Советская педагогика. — 1990.— №9.— С. 3-9. О. КУТАСОВА УЧИТЕЛЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ УЧИТЕЛЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Всемирное сообщество, которое стоит на пороге XXI века, объединяет абсолютная по своей значимости приоритетная задача: наличие системы образования, основанной на накопленном богатстве навыков, знаний, ценностных представлений и опыта, которые аккумулировались сотнями лет. Такое образование должно одновременно давать возможность людям принимать активное участие в жизни быстроэволюционизи-рующего информационно-технологического общества. Качество и эффективность любой системы образования в конечном счете зависят от работы учителей, поэтому для всех стран мира одинаково важны проблемы подготовки учителей и их роли в обществе. ' Несмотря на колоссальные различия между странами мира, существуют тенденции, объединяющие всех. Люди осознают, что: • необходимо управлять неизбежными проявлениями напряженности в обществе и обеспечивать эволюцию образовательных систем; f нужно уметь приспосабливаться к меняющимся циклам жизни, когда учеба, работа и досуг уже не отделены друг от друга непреодолимыми перегородками, а перемежаются; а образо- вание в течение всей жизни становится приемлемой для всех нормой; • с проблем, стоящих перед национальными сообществами, акцент переносится на проблемы всемирного сообщества — «глобальной деревни», в которой многие явления взаимозависимы; • для поиска эффективных путей обеспечения индивидуальных свобод, интеллектуального и творческого развития каждого без исключения, для того, чтобы люди могли жить в гармонии и мире, необходимо, чтобы фундамент образования опирался на четыре столпа: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе; • важно, чтобы благами от развития могли воспользоваться все общественные группы и слои; • интеллектуальное развитие должно дополнять моральное и ценностное воспитание. Это особенно важно в то время, когда целые народы захлестнула война насидия, когда они ищут пути разрешения своих конфликтов- и когда отдельные люди в условиях обилия информации и наличия различных вариантов должны принимать ответственные решения. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ Убыстряющийся процесс перемен, который в настоящее время происходит в обществе, вызывает интенсивные дебаты в отношении знаний, навыков и ценностей, которые должны распространяться образованием. Несмотря на очень большое разнообразие конкретных ситуаций, существует по крайней мере два общих аспекта, которым необходимо уделить особое внимание: - умению читать, писать и считать, что является основополагающей предпосылкой для получения доступа к информации и знаниям; - а также ценностям и мировоззренческим установкам, особенно тем, которые связаны с терпимостью, солидарностью, правами человека, миром и демократией. Все страны пытаются найти ответ на вопрос: насколько широка должна быть автономия, предоставляемая школам и учителям с точки зрения их участия в принятии решений, касающихся содержания и методов преподавания, организации учебных программ? Каковы должны быть методы, используемые при профессиональной оценке результатов работы учителя? Каким быть учителю XXI века? еОдна из наиболее распространенных стратегий, направленных на укрепление роли учителей, заключается в определении и предоставлении им моральных и материальных стимулов поощрений, различных в зависимости от конкретных регионов.j Отношение между учителями и другими партнерами в рамках системы образования является важнейшей проблемой в контексте происходящих сейчас изменений в области образования. Необходимо установить новые виды отношений между учителями и семьями, общиной, средствами информации, предприятиями, правительствами и неправительственными организациями. Помимо более общих проблем, необходимо обратить внимание на более конкретные, свойственные ряду регионов мира: учитель должен быть подготовлен к работе в зонах конфликтов; среди населения, проживающего в условиях исключительной нищеты; к работе с учениками с особыми потребностями, выходцами из меньшинств и детьми беженцев. v ИНОЙ ПРОФИЛЬ В странах, переживающих переходный период, в нынешнем десятилетии произошли очень глубокие демократические преобразования. У учителей появились новые обязанности, к которым они зачастую не были готовы. Пересмотр национальных учебных планов, разработка новых национальных образовательных стандартов и оценка качества образования подразумевают широкомасштабное участие учителя, особенно если эти реформы сопровождаются децентрализацией системы управления образованием. Эти первоочередные задачи требуют преподавания на высоком качественном уровне, т.е. профессионализ- ма преподавателей. Педагогам нужны новые стимулы, они должны получить специализированную подготовку, только тогда они справятся с новыми требованиями, масштабы которых продолжают расширяться. От учителей ожидают, что они будут принимать активное участие во всех жизненных переменах, что они будут критически осмысливать и оценивать происходящие процессы, генерировать новые идеи и принимать активное участие в делах, связанных с управлением образованием. Количественное увеличение числа людей, являющихся профессиональными преподавателями, во многих случаях приводит к серьезному подрыву престижа профессии учителя, его социального статуса и материальных условий жизни. Все эти факторы проливают свет на явление, которое может быть обнаружено во всех регионах мира: профессия учителя уже не привлекает к себе самую талантливую молодежь и во многих случаях представляет собой промежуточный вид деятельности для человека, который занимается поиском другой, более престижной профессии и места работы. СТАТУС И УСЛОВИЯ РАБОТЫ Практически все, кто связан с преподавательской деятельностью во всех странах мира, согласны с тем, что следует повысить статус учителя, ибо после принятия в 1966 г. Рекомендации МОТ-ЮНЕСКО этот статус, по мнению многих, понизился. Учителя испытывают разочарование из-за того, что условия их работы не улучшаются, а спрос с них со всех сторон все растет. В результате этого они оказываются в состоянии все большего стресса. На всех континентах прослеживается четкая связь между статусом учителей и условиями их работы, заработной платой и условиями жизни. Но независимо от того, высока или низка заработная плата, хороши или плохи условия жизни, по-прежнему утверждается, что они или не соответствуют статусу учителей, или именно воздействием этих факторов в основном и объясняется снижение этого статуса. ОБРАЗОВАНИЕ и ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ «Для хорошего образования нужны хорошие учителя» — эта фраза означает, что в педагогические вузы должны подбираться самые способные люди, которые, получив образование, могли бы стать высоко квалифицированными педагогами. Кроме того, (jim должна быть предоставлена возможность повышать свою квалификацию, знания и навыки на всем протяжении их профессиональной карьеры] Поэтому очень важно, чтобы в сфере образования учителей произошла коренная переориентация, позволяющая им получить необходимые знания и навыки, а также справиться с новыми требованиями. Движение в сторону демократизации образования вызвало необходимость в значительном
расширении количества образованных людей во всех странах мира. Теперь по сравнению с прошлым нужно охватить более многочисленные и неоднородные контингента учащихся. Школа перестала быть привилегированным местом для избранных, она перестала быть лишь местом обучения. Учителя должны иметь возможность удовлетворять образовательные потребности самого широкого круга людей, имеющих разный интеллектуальный, культурный и социальный уровень, проживающих в городах или в отдаленных местностях. От учителя ждут, что он будет в состоянии: - развивать навыки и умения в различных об - формировать мировоззрение, способствующее творческому, социальному, моральному и эмоциональному становлению личности; - содействовать передаче культуры и знаний, помогать учащимся осознать проблемы всемирного сообщества; - воспитывать творческий и критический подходы; - содействовать развитию способности адаптироваться к динамично и постоянно развивающемуся обществу; - помогать каждому ребенку ориентироваться на самостоятельную работу по обновлению своих знаний, чтобы стать полностью функциональным членом общества; - сделать так, чтобы учащиеся и община видели в учителе-профессионале достойный восхищения пример; - добиваться физического здоровья ребят; - нести ответственность перед обществом и родителями. По мнению экспертов, принимавших участие в региональных совещаниях для решения этих задач, учителям необходимо: - обеспечить свое постоянное личное развитие, включая совершенствование знаний и преподавательских навыков; - сознавать, какие ценности и мировоззренческие установки ведут к созданию здорового человеческого общества; - принимать активное участие в делах местной общины и всего общества; - обеспечивать эффективное управление учебной средой и ресурсами; - уметь увязывать учебные программы школы с потребностями общества; - уметь давать советы отдельным детям и управлять группами детей;
- уметь выбирать и использовать различные педагогические методы; - уметь работать с родителями и с другими членами общины; - уметь разбираться в разнообразных научно-исследовательских методологиях.
|