Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Система подготовки к педагогической деятельности и профессиональное становление личности учителя






    В. А. СЛАСТЕНИН О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ


    ■ В жизнь входит качественно новая воспита­тельная система, способная моделировать и вос­производить в сфере образования и воспитания действительное богатство жизненных связей и от­ношений личности. Педагогическая деятельность в современной школе имеет своим объектом не учебный материал и даже не ученика как таково­го. Она выступает как своеобразная метадеятель-ность, направленная на выполнение другой дея­тельности, на организацию воспитательной сис­темы как сложной совокупности факторов, усло­вий и закономерных фаз становления и развития личности школьника.

    Ключевой фигурой становится учитель как носитель общечеловеческих ценностей, как со­зидатель творческой личности. Сложность и не­однозначность происходящих в обществе пере­мен объективно ставят учителя перед необходи­мостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гумани­стических принципов в педагогической деятель­ности. Между тем, сложившаяся система педа­гогического образования рассматривает будуще­го учителя как объект массового воспроизводст­ва кадров, игнорирует его как субъекта психического и профессионального развития, не создает условий, побуждающих его к поиску личностно-значимого смысла профессии, к про­фессиональному самоанализу, не формирует его как носителя педагогической рефлексии.

    Так возникает проблема становления лично-стно-творческой концепции подготовки педаго­га, что выдвигает на передний план профессио­нальное самосознание учителя, которое может быть описано такими характеристиками, как мотивационно-ценностное отношение к собст­венному опыту педагогической деятельности с точки зрения личного вклада в развитие и ста­новление личности ученика, осознание и пере­живание субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего ус­ловия собственной самореализации в профессии, обнаружение и распознание качества личност­ных образований и свойств своего «Я», готов­ность к преобразованию педагогической дея­тельности.

    Учитель, вовлеченный в воспитательную сре­ду, самой логикой действительности поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач:

    • аналитико-рефлексивные задачи — задачи анализа и рефлексии целостного педагогиче-


    ского процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;

    • конструктивно-прогностические задачи — по­строения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессиональ­но-педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых ре­шений;

    • организационно-деятельностные задачи — ре­ализации различных вариантов учебно-воспи­тательного процесса, сочетания многообраз­ных видов педагогической деятельности;

    • оценочно-информационные задачи — сбора, обработки и хранения информации о состоя­нии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;

    • коррекционно-регулирующие задачи — кор­
    рекции протекания педагогического процесса,
    установления необходимых коммуникативных
    связей, их регуляции и поддержки.
    Главное в динамике функционирования учи­
    теля — выявление и использование своего лично­
    стного потенциала как системообразующего фак­
    тора авторской педагогической системы, восхож­
    дение от отдельных педагогических функций
    (действий, ситуаций) к их системе, от типовых
    педагогических технологий к креативным, лич-
    ностно-ориентированным.

    В основу личностно-ориентированных педаго­гических технологий должен быть положен диаг­ностический подход, определяющий субъектив­ные взаимодействия участников педагогического процесса, их самоактуализацию и самопрезента­цию.

    Технология этого типа предусматривает пре­образование суперпозиции учителя и субордина­ционной позиции ученика в личностно-равно-правные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует школьника к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия масок и включения во взаимодействие эмоционально-ценностного опы­та в системе «ученик-учитель», профессиональ­ного владения приемами и средствами профилак­тики негативных психических состояний, акцен­туаций характера и других дисгармоний пси­хического развития личности методами психологической поддержки и коррекции. В обла­сти педагогических технологий можно прогнозиро­вать возрастание диагностичности, интенсивно-



    сти, социально-игровой контекстности, диалогич­ное™, ситуационного проектирования, субъек­тивности и избирательности, роли творческой ин­дивидуальности педагога.

    В ряду многих модулей подготовки специали­стов особое место занимает психолого-педагоги­ческий модуль, предусматривающий освоение студентами современных научных представлений о становлении-развитии человека в образователь­ных процессах, психологической природе челове­ка и закономерностях его развития: ребенок и взрослый в учебно-воспитательных процессах различного типа; образовательные системы в ис­торическом и социокультурном пространстве, принципы их конструирования и прогнозирова­ния: способы и средства (технологии) обучения. В состав этого модуля входят такие дисциплины, как введение в педагогическую профессию, пси­хология человека, социальная психология, педа­гогические теории, системы, технологии, специ­альная и коррекционная педагогика, философия и история образования, основы управления педа-


    гогическими (в том числе, воспитательными) сис­темами.

    Системообразующим фактором педагогиче­ского образования все более становится антропо­логический (" антропный") подход. Это означает, что продуктивность педагогической деятельности определяется степенью владения учителем уни­версальными знаниями о порождающих личность био-психо-социо-культурных процессах. В этой связи становится понятно, что специализация пе­дагога в той или иной области науки вторична по отношению к социогуманитарной, психолого-пе­дагогической и культурологической базам. Впол­не очевидно также, что по своему содержанию педагогическое образование должно стать прак­тическим человекознанием, своего рода педагоги­ческой антропологией.

    Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности: Тезисы Всероссийской научной конфе­ренции.Барнаул, 1996.С. 3-6.







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.