Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностный смысл




Психология издавна описывала субъективность, пристрастностьчеловеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внимания, вэмоциональной окрашенности представлений, в зависимости познавательныхпроцессов от потребностей и влечений. В свое время Лейбниц выразил этузависимость в известном афоризме: "...если бы геометрия так же противоречиланашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы также спорилипротив нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам Эвклида иАрхимеда..." 108 Трудности заключались в психологическом объяснении пристрастностисознания. Явления сознания казались имеющими двойную детерминацию - внешнююи внутреннюю. Соответственно, они трактовались как якобы принадлежащие кдвум разным сферам психики: сфере познавательных процессов и сферепотребностей, аффективности. Проблема соотношения этих сфер - решалась лиона в духе рационалистических концепций или в духе психологии глубинныхпереживаний - неизменно интерпретировалась с антропологической точки зрения, с точки зрения взаимодействия разных по своей природе факторов-сил. Однако действительная природа как бы двойственности явленийиндивидуального сознания лежит не в их подчиненности этим независимымфакторам. Не будем вдаваться здесь в те особенности, которые отличают в этомотношении различные общественно-экономические формации. Для общей теориииндивидуального сознания главное состоит в том, что деятельность конкретныхиндивидов всегда остается " втиснутой" (insere) в наличные формы проявленияэтих объективных противоположностей, которые и находят свое косвенноефеноменальное выражение в их сознании, в его особом внутреннем движении. Деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, своей " макроструктуры". На всех этапах исторического развития онаосуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целейв объективные продукты, и подчиняется побуждающим ее мотивам. Что радикальноменяется, так это характер отношений, связывающих между собой цели и мотивыдеятельности. Эти отношения и являются психологически решающими. Дело в том, что длясамого субъекта осознание и достижение им конкретных целей, овладениесредствами и операциями действия есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе вформе переживаний интереса, желания или страсти; их функция, взятая состороны сознания, состоит в том, что они как бы " оценивают" жизненноезначение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этихобстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает спонимаемым объективным их значением. При определенных условиях несовпадениесмыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характернестоящей чуждости между ними, даже их противопоставленности. В товарном обществе эта чуждость возникает необходимо и притом у людей, стоящих на обоих общественных полюсах. Наемный рабочий, конечно, отдает себеотчет в производимом им продукте, иначе говоря, он выступает перед ним в егообъективном значении (Bedeutung), по крайней мере в пределах, необходимыхдля того, чтобы он мог разумно выполнять свои трудовые функции. Но смысл(Sinn) его труда для него самого заключается не в этом, а в заработке, радикоторого он работает. " Смысл двенадцатичасового труда заключается для негоне в том, что он ткет, прядет, сверлит и т.д., а в том, что это - способзаработка, который дает ему возможность поесть, пойти в трактир, поспать" 109. Эта отчужденность проявляется и на противоположном общественномполюсе: для торговцев минералами, замечает Маркс, минералы не имеют смысламинералов110. Уничтожение отношений частной собственности уничтожает этупротивопоставленность значений и смыслов в сознании индивидов; ихнесовпадение, однако, сохраняется. Необходимость их несовпадения заложена уже в глубокой предысториичеловеческого сознания, в существовании у животных двух видов чувственности, опосредствующих их поведение в предметной среде. Как известно, восприятиеживотных ограничено воздействиями, сигнально связанными с удовлетворением ихпотребностей, хотя бы только эвентуально, в возможности111. Но потребностимогут осуществлять функцию психической регуляции, лишь выступая в формепобуждающих объектов (и, соответственно, средств овладения ими или защиты отних). Иначе говоря, в чувственности животных внешние свойства объектов и ихспособность удовлетворять те или иные потребности не отделяются друг отдруга. Вспомним: собака в ответ на воздействие условного пищевогораздражителя рвется к нему, лижет его112. Однако неотделимость восприятияживотными внешнего облика объектов от его потребностей вовсе не означает ихсовпадения. Напротив, в ходе эволюции их связи становятся все болееподвижными и до чрезвычайности усложняются, сохраняется лишь невозможностьих обособления. Они разделяются только на уровне человека, когда вовнутренние связи обеих этих форм чувственности вклиниваются словесныезначения. Я говорю, что значения вклиниваются (хотя, может быть, лучше было бысказать " вступают" или " погружаются"), единственно для того, чтобы заостритьпроблему. В самом деле: ведь в своей объективности, т.е. как явленияобщественного сознания, значения преломляют для индивида объекты независимоот их отношения к его жизни, к его потребностям и мотивам. Даже для сознанияутопающего соломинка, за которую он хватается, все же сохраняет своезначение соломинки; другое дело, что эта соломинка - пусть только иллюзорно- приобретает в этот момент для него смысл спасающей его жизнь. Хотя на первоначальных этапах формирования сознания значения выступаютслитно с личностными смыслами, однако в этой слитности имплицитно ужесодержится их несовпадение, которое далее неизбежно приобретает и своиоткрытые, эксплицированные формы. Последнее и делает необходимым выделять ванализе личностный смысл в качестве еще одной образующей системуиндивидуального сознания. Они-то и создают тот " утаенный", по выражениюЛ.С.Выготского, план сознания, который столь часто интерпретируется впсихологии не как формирующийся в деятельности субъектов, в развитии еемотивации, а как якобы непосредственно выражающий изначально заключенные всамой природе человека внутренние движущие им силы. В индивидуальном сознании извне усваиваемые значения действительно какбы раздвигают и одновременно соединяют между собой оба вида чувственности -чувственные впечатления внешней реальности, в которой протекает егодеятельность, и формы чувственного переживания ее мотивов, удовлетворенияили не удовлетворения скрывающихся за ними потребностей. В отличие от значений личностные смыслы, как и чувственная тканьсознания, не имеют своего " надындивидуального", своего " не психологического" существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъектазначения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их среальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл исоздает пристрастность человеческого сознания. Выше говорилось о том, что в индивидуальном сознании значения" психологизируются", возвращаясь к чувственно данной человеку реальностимира. Другим, и притом решающим, обстоятельством, превращающим значения впсихологическую категорию, является то, что, функционируя в системеиндивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движениевоплощающего в них себя личностного смысла - этого для-себя-бытияконкретного субъекта. Психологически, т.е. в системе сознания субъекта, а не в качестве егопредмета или продукта, значения вообще не существуют иначе, как реализуя теили иные смыслы, так же как его действия и операции не существуют иначе, какреализуя ту или иную его деятельность, побуждаемую мотивом, потребностью.Другая сторона состоит в том, что личностный смысл - это всегда смыслчего-то: " чистый", непредметный смысл есть такая же бессмыслица, как инепредметное существо. Воплощение смысла в значениях - это глубоко интимный, психологическисодержательный, отнюдь не автоматически и одномоментально происходящийпроцесс. В творениях художественной литературы, в практике морального иполитического воспитания этот процесс выступает во всей своей полноте.Научная психология знает этот процесс только в его частных выражениях: вявлениях " рационализации" людьми их действительных побуждений, в переживаниимуки перехода от мысли к слову (" Я слово позабыл, что я хотел сказать, имысль бесплотная в чертог теней вернется", - цитирует поэта Л.С.Выготский). В своих наиболее обнаженных формах процесс, о котором идет речь, выступает в условиях классового общества, борьбы идеологий. В этих условияхличностные смыслы, отражающие мотивы, порождаемые действительными жизненнымиотношениями человека, могут не найти адекватно воплощающих их объективныхзначений, и тогда они начинают жить как бы в чужих одеждах. Нужнопредставить себе капитальное противоречие, которое порождает это явление.Ведь в отличие от бытия общества, бытие индивида не является" самоговорящим", т.е. индивид не имеет собственного языка, вырабатываемых имсамим значений; осознание им явлений действительности может происходитьтолько посредством усваиваемых им извне " готовых" значений - знаний, понятий, взглядов, которые он получает в общении, в тех или иных формахиндивидуальной и массовой коммуникации. Это и создает возможность внесения вего сознание, навязывания ему искаженных или фантастических представлений иидей, в том числе таких, которые не имеют никакой почвы в его реальном, практическом жизненном опыте. Лишенные этой почвы, они обнаруживают всознании человека свою шаткость; вместе с тем, превращаясь в стереотипы, они, как и любые стереотипы, способны к сопротивлению, так что толькосерьезные жизненные конфронтации могут их разрушить. Но и их разрушение неведет еще к устранению дезинтегрированности сознания, его неадекватности, само по себе оно создает лишь его опустошение, способное обернутьсяпсихологической катастрофой. Необходимо еще, чтобы в сознании индивидаосуществилось перевоплощение субъективных личностных смыслов в другие, адекватные им значения. Более пристальный анализ такого перевоплощения личностных смыслов вадекватные (более адекватные) значения показывает, что оно протекает вусловиях борьбы за сознание людей, происходящей в обществе. Я хочу этимсказать, что индивид не просто " стоит" перед некоторой " витриной" покоящихсяна ней значений, среди которых ему остается только сделать выбор, что этизначения - представления, понятия, идеи - не пассивно ждут его выбора, аэнергично врываются в его связи с людьми, образующие круг его реальныхобщений. Если индивид в определенных жизненных обстоятельствах и вынужденвыбирать, то это выбор не между значениями, а между сталкивающимисяобщественными позициями, которые посредством этих значений выражаются иосознаются. В сфере идеологических представлений этот процесс является неизбежным иимеющим всеобщий характер в классовом обществе. Однако он сохраняется и вусловиях социалистического, коммунистического общества, - в той мере, вкакой здесь проявляются особенности индивидуальной жизни человека, особенности складывающихся личных его отношений, общений и жизненныхситуаций; он сохраняется и потому, что остаются неповторимыми и егоособенности как телесного существа и конкретные внешние условия, которые немогут быть идентичными для всех. Не исчезает, да и не может исчезнуть постоянно воспроизводящее себянесовпадение личностных смыслов, несущих в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и " равнодушных" к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить. Поэтому -то внутреннедвижение развитой системы индивидуального сознания и полно драматизма. Онсоздается смыслами, которые не могут " высказать себя" в адекватныхзначениях; значениями, лишенными своей жизненной почвы и поэтому иногдамучительно дискредитирующими себя в сознании субъекта; они создаются, наконец, существованием конфликтующих между собой мотивов-целей. Нет надобности повторять, что это внутреннее движение индивидуальногосознания порождается движением предметной деятельности человека, что за егодраматизмом скрывается драматизм его реальной жизни, что поэтому научнаяпсихология сознания невозможна вне исследования деятельности субъекта, формее непосредственного существования. В заключение я не могу не затронуть здесь проблемы так называемой" жизненной психологии", психологии переживаний, которая в последнее времявновь обсуждается в нашей литературе113. Из того, что было изложено, прямовытекает, что хотя научная психология не должна выбрасывать их поля своегозрения внутренний мир человека, но его изучение не может быть отделено отисследования деятельности и не составляет никакого особого направления. То, что мы называем внутренними переживаниями, суть явления, возникающие наповерхности системы сознания, в форме которых сознание выступает длясубъекта в своей непосредственности. Поэтому сами переживания интереса илискуки, влечения или угрызений совести еще не открывают субъекту своейприроды; хотя они кажутся внутренними силами, движущими его деятельностью, их реальная функция состоит лишь в наведении субъекта на их действительныйисточник, в том, что они сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в его жизни, заставляют его как бы приостановить намгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у него жизненныеценности, чтобы найти себя в них или, может быть, пересмотреть их. Итак, сознание человека, как и сама его деятельность, не аддитивно. Этоне плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и несвязи отдельных его " единиц", а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизньиндивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию егосознания. Психологический анализ деятельности и сознания раскрывает лишь их общиесистемные качества и, понятно, отвлекается от особенностей специальныхпсихических процессов - процессов восприятия и мышления, памяти и научения, речевого общения. Но сами эти процессы существуют только в описанныхотношениях системы, на тех или иных ее уровнях. Поэтому, хотя исследованияэтих процессов составляют особую задачу, они отнюдь не являются независимымиот того, как решаются проблемы деятельности и сознания, ибо это и определяетих методологию. И, наконец, главное. Анализ деятельности и индивидуального сознания, конечно, исходит из существования реального телесного субъекта. Однакопервоначально, т.е. до и вне этого анализа, субъект выступает лишь как некаяабстрактная, психологически " не наполненная" целостность. Только врезультате пройденного исследованием пути субъект открывает себя иконкретно-психологически - как личность. Вместе с тем обнаруживается, чтоанализ индивидуального сознания, в свою очередь, не может обойтись безобращения к категории личности. Поэтому в этот анализ пришлось ввести такиепонятия, как понятия о " пристрастности сознания" и о " личностном смысле", закоторыми скрывается дальнейшая, еще не затронутая проблема - проблемасистемного психологического исследования личности.

* Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ *


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.