Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность как основание личности




Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные " образующие" личности - этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива самаего жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, своюаутоидентичность. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, отсобытий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо отпроисходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазахдругих людей, и для самого себя тем же самым. Он идентифицируется не толькосвоим именем, его идентифицирует и закон, по крайней мере в пределах, вкоторых он признается ответственным за свои поступки. Таким образом, существует известное противоречие между очевиднойфизической, психофизиологической изменчивостью человека и устойчивостью егокак личности. Это и выдвинуло проблему " я" в качестве особой проблемыпсихологии личности. Она возникает потому, что черты, включаемые впсихологическую характеристику личности, выражают явно изменчивое и" прерывное" в человеке, т.е. то, чему как раз противостоит постоянство инепрерывность его " я". Что же образует это постоянство и непрерывность? Персонализм во всех своих вариантах отвечает на этот вопрос, постулируясуществование некоего особого начала, образующего ядро личности. Оно-то иобрастает многочисленными жизненными приобретениями, которые способныизменяться, существенно не затрагивая самого этого ядра. При другом подходе к личности в его основу кладется категорияпредметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ееопосредствований и порождаемых ею форм психического отражения. Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решениевопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого изависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именнокак личности. Решение это исходит из положения, то реальным базисом личностичеловека является совокупность его общественных по своей природе отношений кмиру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются егодеятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являютсяисходными " единицами" психологического анализа личности, а не действия, неоперации, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последниехарактеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взглядэто положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личностии, более того, объединяющим их. Тем не менее оно единственно открывает путьк пониманию личности, в ее действительной психологической конкретности. Прежде всего на этом пути устраняется главная трудность: определениетого, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологическихарактеризующих его личность, а какие являются в этом смысле нейтральными.Дело в том, что, взятые сами по себе, в абстракции от системы деятельности, они вообще ничего не говорят о своем отношении к личности. Едва ли, например, разумно рассматривать как " личностные" операции письма, способность чистописания. Но вот перед нами образ героя повести Гоголя" Шинель" Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаментечиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятиицелый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевичтотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принималсяпереписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия." Написавшись всласть, - повествует Гоголь, - он ложился спать, улыбаясьзаранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра". Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг занялоцентральное место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаемконкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели ктому, что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершеннобезличные операции, которые в силу этого превратились в самостоятельнуюдеятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность. Можно, конечно, рассуждать и иначе, проще: что в это-де проявиласьнекая " каллиграфическая способность", заложенная в Башмачкине от природы. Норассуждение это уже совершенно в духе начальников Акакия Акакиевича, которыепостоянно видели его все тем же самым прилежным чиновником для письма, " такчто потом уверились, что он, видно, так и родился на свет...". Иногда дело обстоит иначе. В том, что с внешней стороны кажетсядействиями, имеющими для человека самоценное значение, психологическийанализ открывает иное, а именно, что они являются лишь средством достиженияцелей, действительный мотив которых лежит как бы в совершенно иной плоскостижизни. В этом случае за видимостью одной деятельности скрывается другая.Именно она-то непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляющая ее совокупность конкретных действий.Последняя составляет как бы только оболочку этой другой деятельности, реализующей то или иное действительное отношение человека к миру, -оболочку, которая зависит от условий, иногда случайных. Вот почему, например, тот факт, что данный человек работает техником, сам по себе ещеничего не говорит о его личности; ее особенности обнаруживают себя не вэтом, а в тех отношениях, в которые он неизбежно вступает, может быть, впроцессе своего труда, а может быть, и вне этого процесса. Все это почтитрюизмы, и я говорю об этом лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что, исходя из набора отдельных психологических или социально - психологическихособенностей человека, никакой " структуры личности" получить невозможно, чтореальное основание личности человека лежит не в заложенных в немгенетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений идаже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе ипрофессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этимизнаниями и умениями. Общий вывод из сказанного состоит в том, что в исследовании личностинельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развитиядеятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые онивступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самихэтих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается - не отприобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы ихреализуют, делают их возможными. Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности выделитьочень важный факт. Он заключается в том, что в ходе развития субъектаотдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения.На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которогоимеют свой источник и центр в субъекте. Представление о связях междудеятельностями как о коренящихся в единстве и целостности их субъектаявляется оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного, умладенца) состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяютсясвойствами субъекта - общими и индивидуальными, врожденными и приобретаемымиприжизненно. Например, изменение избирательности и смена деятельностинаходятся в прямой зависимости от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант. Другое дело - иерархические отношения деятельностей, которыехарактеризуют личность. Их особенностью является их " отвязанность" отсостояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственнымразвитием, они-то и образуют ядро личности. Иначе говоря, " узлы", соединяющие отдельные деятельности, завязываютсяне действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в немсамом, а завязываются они в той системе отношений, в которые вступаетсубъект. Наблюдение легко обнаруживает те первые " узлы", с образования которых уребенка начинается самый ранний этап формирования личности. В оченьвыразительной форме это явление однажды выступило в опытах сдетьми-дошкольниками. Экспериментатор, проводивший опыты, ставил передребенком задачу - достать удаленный от него предмет, непременно выполняяправило - не вставать со своего места. Как только ребенок принимался решатьзадачу, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из которой и продолжалнаблюдение, пользуясь обычно применяемым для этого оптическимприспособлением. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш встал, подошелк предмету, взял его и спокойно вернулся на место. Экспериментатор тотчасвошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил емушоколадную конфету. Ребенок, однако, отказался от нее, а когдаэкспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал. Что лежит за этим феноменом? В процессе, который мы наблюдали, можновыделить три момента: 1) общение ребенка с экспериментатором, когда емуобъяснялась задача; 2) решение задачи и 3) общение с экспериментатором послетого, как ребенок взял предмет. Действия ребенка отвечали, таким образом, двум различным мотивам, т.е. осуществляли двоякую деятельность: одну - поотношению к экспериментатору, другую - по отношению к предмету (награде).Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал предмет, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация " сшибки".Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в моментвозобновившегося общения с экспериментатором, так сказать, post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному, личностномусмыслу. Описанное явление принадлежит к самым ранним, переходным. Несмотря навсю наивность, с которой проявляются эти первые соподчинения разныхжизненных отношений ребенка, именно они свидетельствуют о начавшемсяпроцессе формирования того особого образования, которое мы называемличностью. Подобные соподчинения никогда не наблюдаются в более младшемвозрасте, зато в дальнейшем развитии, в своих несоизмеримо более сложных и" спрятанных" формах они заявляют о себе постоянно. Разве не по аналогичнойже схеме возникают такие глубоко личностные явления, как, скажем, угрызениясовести? Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто красширению их " каталога". Одновременно происходит центрирование их вокругнемногих главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительныйпроцесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии. Процесс этотнеотделим от развития сознания, самосознания, но не сознание составляет егопервооснову, оно лишь опосредствует и, так сказать, резюмирует его. Итак, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческихдеятельностей, порождаемые ходом их развития. В чем, однако, психологическивыражается эта подчиненность, эта иерархия деятельностей? В соответствии спринятым нами определением мы называем деятельностью процесс, побуждаемый инаправляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Иначеговоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Мыприходим, таким образом, к необходимости вернуться к анализу мотивов ирассмотреть их развитие, их трансформации, способность к раздвоению ихфункций и те их смещения, которые происходят внутри системы процессов, образующих жизнь человека как личности.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.