Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис сознания




Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется ирегулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном миревыступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должнобыть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано ивоспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности ик самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однакотеперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психическихпроцессов превращается в проблему их происхождения, их порождения темиобщественными связями, в которые вступает человек в предметном мире. Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - этосубъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться ототождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразиепутей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова и Павлова. Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психическогоотражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признаниесуществования досознательной психики животных и появления у человекакачественно новой ее формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о тойобъективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, чтоего порождает, о его внутренней структуре. Сознание в своей неопосредственности есть открывающаяся субъектукартина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Переднеискушенным человеком наличие у него этой субъективной картины не ставит, разумеется, никаких теоретических проблем: перед ним мир, а не мир и картинамира. В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и наивнаяправда. Другое дело - отождествление психического отражения и сознания, этоне более чем иллюзия нашей интроспекции. Она возникает из кажущейся неограниченной широты сознания. Спрашиваясебя, сознаем ли мы то или иное явление, мы ставим перед собой задачу наосознание и, конечно, практически мгновенно решаем ее. Понадобилосьизобрести тахистоскопическую методику, чтобы экспериментально разделить" поле восприятия" и " поле сознания". С другой стороны, хорошо известные и легко воспроизводимые влабораторных условиях факты говорят о том, что человек способен осуществлятьсложные приспособительные процессы, управляемые предметами обстановки, вовсене отдавая себе отчета в наличии их образа; он обходит препятствия и дажеманипулирует вещами, как бы " не видя" их. Другое дело, если нужно сделать или изменить вещь по образцу илиизобразить некоторое предметное содержание. Когда я выгибаю из проволоки илирисую, скажем, пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющиеся у меняпредставление с предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне примериваю одно к другому, такие сопоставления требуют, чтобы моепредставление выступило для меня как бы в одной плоскости с предметныммиром, не сливаясь, однако, с ним. Особенно ясно это в задачах, для решениякоторых нужно предварительно осуществить " в уме" взаимные пространственныесмещения образов объектов, соотносимых между собой; такова, например, задача, требующая мысленного поворачивания фигуры, вписываемой в другуюфигуру. Исторически необходимость такого " предстояния" (презентированности)психического образа субъекту возникает лишь при переходе отприспособительной деятельности животных к специфической для человекапроизводственной, трудовой деятельности. Продукт, к которому теперьстремится деятельность, актуально еще не существует. Поэтому он можетрегулировать деятельность лишь в том случае, если он представлен длясубъекта в такой форме, которая позволяет сопоставить его с исходнымматериалом (предметом труда) и его промежуточными преобразованиями. Болеетого, психический образ продукта как цели должен существовать для субъектатак, чтобы он мог действовать с этим образом - видоизменять его всоответствии с наличными условиями. Такие образы и суть сознательные образы, сознательные представления - словом, суть явления сознания. Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений сознания, разумеется, еще ничего не говорит о процессе из порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в прежнейпсихологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках традиционнойдиодической схемы объект -> субъект феномен сознания у субъекта принималсябез всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающихсуществование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающегокартины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы. Впервые метод научного анализа порождения и функционированиячеловеческого сознания - общественного и индивидуального - был открытМарксом. В результате, как это подчеркивает один из современных авторов, предмет исследования сознания переместился от субъективного индивида насоциальные системы деятельности, так что " метод внутреннего наблюдения ипонимающей интроспекции, долгое время монопольно владевший исследованиямисознания, затрещал по швам" 86. На немногих страницах невозможно, разумеется, охватить сколько-нибудь полно даже только главные вопросы марксистскойтеории сознания. Не претендуя на это, я ограничусь лишь некоторымиположениями, которые указывают пути решения проблемы деятельности и сознанияв психологии. Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностяхчеловеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ееобъективно-предметном, продуктивном характере. Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Происходит, говоря словами Маркса, переход деятельности в покоящееся свойство. Переходэтот представляет собой процесс вещественного воплощения предметногосодержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т.е.предстает перед ним в форме образа воспринимаемого предмета. Иначе говоря, в самом первом приближении порождение сознания рисуетсятак: представление, управляющее деятельностью, воплощаясь в предмете, получает свое второе, " объективированное" существование, доступноечувственному восприятию; в результате субъект как бы видит своепредставление во внешнем мире; дублицируясь, оно осознается. Схема этаявляется, однако, несостоятельной. Она возвращает нас к прежнейсубъективно-эмпирической, по сути идеалистической, точке зрения, которая какраз и выделяет прежде всего то обстоятельство, что указанный переход имеет вкачестве своей необходимой предпосылки сознание - наличие у субъектапредставлений, намерений, мысленных планов, схем или " моделей"; что этипсихические явления и объективируются в деятельности и ее продуктах. Что жекасается самой деятельности субъекта, то, управляемая сознанием, онавыполняет по отношению к его содержанию лишь передаточную функцию и функциюих " подкрепления - неподкрепления". Однако главное состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, управляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы понятьсознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления техобщественных по своей природе отношений, которые осуществляютсядеятельностью человека в предметном мире. Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчикомпсихического образа, который объективизируется в ее продукте. В продуктезапечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержание, которое она объективно несет в себе. Переходы субъект -> деятельность -> предмет образуют как бы круговоедвижение, поэтому может казаться безразличным, какое из его звеньев илимоментов взять в качестве исходного. Однако это вовсе не движение взаколдованном круге. Круг этот размыкается, и размыкается именно в самойчувственно-практической деятельности. Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью иподчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своейобогащенности она кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельностьбогаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание. При этом для сознаниясубъекта вклады, которые вносятся его деятельностью, остаются скрытыми; отсюда и происходит, что сознание может казаться основой деятельности. Выразим это иначе. Отражение продуктов предметной деятельности, реализующей связи, отношения общественных индивидов выступают для них какявления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежатупомянутые объективные связи и отношения общественных индивидов выступаютдля них как явления их сознания. Однако в действительности за этимиявлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения, хотя и не в явной, а в снятой, скрытой от субъекта форме. Вместе с тем явления сознаниясоставляют реальный момент в движении деятельности. В этом и заключается ихне " эпифеноменальность", их существенность. Как верно отмечает В.П.Кузьмин, сознательный образ выступает в функции идеальной меры, котораяовеществляется в деятельности87. Подход к сознанию, о котором идет речь, в корне меняет постановкуважнейшей для психологии проблемы - проблемы соотношения субъективногообраза и внешнего предмета. Он уничтожает ту мистификацию этой проблемы, которую создает в психологии многократно упомянутый мною постулатнепосредственности. Ведь если исходить из допущения, что внешние воздействиянепосредственно вызывают в нас, в нашем мозге, субъективный образ, то тотчасвстает вопрос, как же происходит, что образ этот выступает как существующийвне нас, вне нашей субъективности - в координатах внешнего мира. В рамках постулата непосредственности ответить на этот вопрос можно, только допустив процесс вторичного, так сказать, проецирования психическогообраза вовне. Теоретическая несостоятельность такого допущения очевидна88; ктому же оно находится в явном противоречии с фактами, которыесвидетельствуют о том, что психический образ с самого начала уже " отнесен" квнешней по отношению к мозгу субъекта реальности и что он не проецируется вовнешний мир, а, скорее вычерпывается из него89. Конечно, когда я говорю о" вычерпывании", то это не более чем метафора. Она, однако, выражаетреальный, доступный научному исследованию процесс - процесс присвоениясубъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательногоотражения. Этот процесс первоначально возникает в той же системе объективныхотношений, в которой происходит переход предметного содержания деятельностив ее продукт. Но для того чтобы процесс этот реализовался, недостаточно, чтобы продукт деятельности, впитавший ее в себя, предстал перед субъектомсвоими вещественными свойствами; должна произойти такая его трансформация, врезультате который он мог бы выступить как познаваемый субъектом, т.е.идеально. Трансформация эта происходит посредством функционирования языка, являющегося продуктом и средством общения между собой участниковпроизводства. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другоепредметное содержание, но содержание, полностью освобожденное от своейвещественности. Так, пища является, конечно, вещественным предметом, значение же слова " пища" не содержит в себе ни грамма пищевого вещества. Приэтом и сам язык тоже имеет свое вещественное существование, свою материю; однако язык, взятый по отношению к означаемой реальности, является лишьформой ее бытия, как и те вещественные мозговые процессы индивидов, которыереализуют ее осознание90. Итак, индивидуальное сознание как специфически человеческая формасубъективного отражения объективной реальности может быть понято только какпродукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходестановления и развития общества. Вне системы этих отношений (и внеобщественного сознания) существование индивидуальной психики в формесознательного отражения, сознательных образов невозможно. Для психологии ясное понимание этого тем более важно, что она до сихпор окончательно не отрешилась в объяснения явлений сознания от наивногоантропологизма. Даже деятельностный подход в психологическом изученииявлений сознания позволяет понять их лишь при том неприменном условии, чтосама деятельность человека рассматривается как процесс, включенный в системуотношений, осуществляющий его общественное бытие, которое есть способ егосуществования также и в качестве природного, телесного существа. Конечно, указанные условия и отношения, порождающие человеческоесознание, характеризуют его лишь на самых ранних этапах. Впоследствии всвязи с развитием материального производства и общения, выделением, а потоми обособлением духовного производства и происходящей технизации языкасознание людей освобождается от прямой связи с ихнепосредственно-практической трудовой деятельностью. Круг сознаваемого всеболее расширяется, так что сознание становится у человека универсальной, хотя и не единственной, формой психического отражения. Оно претерпевает приэтом ряд радикальных изменений. Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по - прежнемуостается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознаниястановится также и деятельность: осознаются действия других людей, а черезних и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь спомощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождениявнутренних действий и операций, протекающих в уме, в " плане сознания".Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своейполноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и более того - управляющим ею. Другое капитальное изменение, претерпеваемое сознанием в ходеисторического развития, состоит в разрушении первоначальной слитностисознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов. Этопроисходит в силу того, что осознаваемым становится широкий круг явлений, включающий в себя также явления, принадлежащие к сфере таких отношенийиндивидов, которые составляют особенное в жизни каждого их них. При этомклассовое расслоение общества приводит к тому, что люди оказываются внеодинаковых, противопоставленных друг другу отношениях к средствампроизводства и общественному продукту; соответственно и их сознаниеиспытывает на себе влияние этой неодинаковости, этой противопоставленности.Вместе с тем вырабатываются идеологические представления, которые включаютсяв процесс осознания конкретными индивидами их реальных жизненных отношений. Возникает сложнейшая картина внутренних связей, переплетений ивзаимопереходов, порождаемая развитием внутренних противоречий, которые всвоем абстрактном виде выступают уже при анализе самых простых отношений, характеризующих систему человеческой деятельности. На первый взглядпогружение исследования в эту сложнейшую картину может казаться уводящим отзадач конкретно-психологического изучения сознания, к подмене психологиисоциологией. Но это вовсе не так. Напротив, психологические особенностииндивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с темыобщественными отношениями, в которые вовлечен индивид.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.