Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение как проблема психологии сознания




Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человекачувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность.Значения и являются важнейшими " образующими" человеческого сознания. Как известно, выпадение у человека даже главных сенсорных систем -зрения и слуха - не уничтожает сознания. Даже у слепоглухонемых детей врезультате овладения ими специфически человеческими операциями предметногодействия и языком (что, понятно может происходить лишь в условияхспециального воспитания) формируется нормальное сознание, отличающееся отсознания видящих и слышащих людей только своей крайне бедной чувственнойтканью103. Другое дело, когда в силу тех или иных обстоятельство" гоминизация" деятельности и общения не происходит. В этом случае, несмотряна полную сохранность сенсомоторной сферы, сознание не возникает. Этоявление (назовем его " феноменом Каспара Гаузера") сейчас широко известно. Итак, значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителемзначений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениямискрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессекоторых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, взначениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальнаяформа существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же" не психологичны", как и та общественно познанная реальность, которая лежитза ними104. Значения составляют предмет изучения в лингвистике, семиотике, логике.Вместе с тем в качестве одной из " образующих" индивидуальное сознание онинеобходимо входят в круг проблем психологии. Главная трудностьпсихологической проблемы значения состоит в том, что в ней воспроизводятсявсе те противоречия, на которые наталкивается более широкая проблемасоотношения логического и психологического в мышлении, логике и психологиипонятия. В рамках субъективно-эмпирической психологии эта проблема решалась втом смысле, что понятия (resp. - словесные значения) являютсяпсихологическим продуктом - продуктом ассоциирования и генерализациивпечатлений в сознании индивидуального субъекта, результаты которыхзакрепляются за словами. Эта точка зрения нашла, как известно, своевыражение не только в психологии, но и в концепциях, психологизирующихлогику. Другая альтернатива заключается в признании, что понятия и операции спонятиями управляются объективными логическими законами; что психологияимеет дело только с отклонениями от этих законов, которые наблюдается впримитивном мышлении, в условиях патологии или при сильных эмоциях; что, наконец, в задачу психологии входит изучение онтогенетического развитияпонятий и мышления. Исследование этого процесса и заняло в психологиимышления главное место. Достаточно указать на труды Пиаже, Выготского и намногочисленные светские и зарубежные работы по психологии обучения. Исследования формирования у детей понятий и логических (умственных)операций внесли очень важный вклад в науку. Было показано, что понятияотнюдь не формируются в голове ребенка по типу образования чувственныхгенерических образов, а представляют собой результат процесса присвоения" готовых", исторически выработанных значений и что процесс этот происходит вдеятельности ребенка, в условиях общения с окружающими людьми. Обучаясьвыполнению тех или иных действий, он овладевает соответствующими операциями, которые в их сжатой, идеализированной форме и представлены в значении. Само собой разумеется, что первоначально процесс овладения значениямипроисходит во внешней деятельности ребенка с вещественными предметами и всимпраксическом общении. На ранних стадиях ребенок усваивает конкретные, непосредственно предметно отнесенные значения; впоследствии ребеноковладевает также и собственно логическими операциями, но тоже в их внешней, экстериоризированной форме - ведь иначе они вообще не могут бытькоммуницированы. Интериоризуясь, они образуют отвлеченные значения, понятия, а их движение составляет внутреннюю умственную деятельность, деятельность " вплане сознания". Этот процесс подробно изучался в последние годы Гальпериным, которыйвыдвинул стройную теорию, названную им " теорией поэтапного формированияумственных действий и понятий"; одновременно им развивалась концепция обориентировочной основе действий, о ее особенностях и о соответствующих ейтипах обучения105. Теоретическая и практическая продуктивность этих и идущих вслед за нимимногочисленных исследований является бесспорной. Вместе с тем проблема, которой они посвящены, была с самого начала жестко ограничена; это проблемацеленаправленного, " не стихийного" формирования умственных процессов поизвне заданным " матрицам" - " параметрам". Соответственно, анализсосредоточился на выполнении заданных действий; что же касается ихпорождения, т.е. процесса целеобразования и мотивации деятельности (в данномслучае учебной), которую они реализуют, то это осталось за пределами прямогоисследования. Понятно, что при этом условии нет никакой необходимостиразличать в системе деятельности собственно действия и способы ихвыполнения, не возникает необходимости системного анализа индивидуальногосознания. Сознание как форма психического отражения, однако, не может бытьсведено к функционированию усвоенных извне значений, которые, развертываясь, управляют внешней и внутренней деятельностью субъекта. Значения и свернутыев них операции сами по себе, т.е. в своей абстракции от внутренних отношенийсистемы деятельности и сознания, вовсе не являются предметом психологии. Онистановятся им, лишь будучи взяты в этих отношениях, в движении их системы. Это вытекает из самой природы психического. Как уже говорилось, психическое отражение возникает в результате раздвоения жизненных процессовсубъекта на процессы, осуществляющие его прямые биотические отношения, и" сигнальные" процессы, которые опосредствуют их; развитие внутреннихотношений, порождаемых этим раздвоением, и находит свое выражение в развитииструктуры деятельности, а на этой основе - также в развитии формпсихического отражения. В дальнейшем, на уровне человека, происходит такаятрансформация этих форм, которая приводит к тому, что, фиксируясь в языке(языках), они приобретают квазисамостоятельное существование в качествеобъективных идеальных явлений. При этом они постоянно воспроизводятсяпроцессами, совершающимися в головах конкретных индивидов. Последнее исоставляет внутренний " механизм" их передачи от поколения к поколению иусловие их обогащения посредством индивидуальных вкладов. Здесь мы вплотную подходим к проблеме, которая является настоящимкамнем преткновения для психологического анализа сознания. Это проблемаособенностей функционирования знаний, понятий, мысленных моделей, с однойстороны, в системе отношений общества, в общественном сознании, а с другой -в деятельности индивида, реализующей его общественные связи, в его сознании. Как уже говорилось, сознание обязано своим возникновением происходящемув труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируютсяот живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в формеязыковых значений. Коммуницируясь, они становятся достоянием сознанияиндивидов. При этом они отнюдь не утрачивают своей абстрагированности; онинесут в себе способы, предметные условия и результаты действий, независимоот субъективной мотивации деятельности людей, в которой они формируются. Наранних этапах, когда еще сохраняется общность мотивов деятельностиучастников коллективного труда, значения как явления индивидуальногосознания находятся в отношениях прямой адекватности. Это отношения, однако, не сохраняется. Оно разлагается вместе с разложением первоначальныхотношений индивидов к материальным условиям и средствам производства, возникновением общественного разделения труда и частной собственности106. Врезультате общественно выработанные значения начинают жить в сознаниииндивидов как бы двойной жизнью. Рождается еще одно внутреннее отношение, еще одно движение значений в системе индивидуального сознания. Это особое внутреннее отношение проявляет себя в самых простыхпсихологических фактах. Так, например, все учащиеся постарше, конечно, отлично понимают значение экзаменационной отметки и вытекающих из нееследствий. Тем не менее отметка может выступить для сознания каждого из нихсущественно по-разному: скажем, как шаг (или препятствие) на пути кизбранной профессии, или как способ утверждения себя в глазах окружающих, или, может быть, как-нибудь еще иначе. Вот это - то обстоятельство и ставитпсихологию перед необходимостью различать сознаваемое объективное значение иего значение для субъекта. Чтобы избежать удвоения терминов, я предпочитаюговорить в последнем случае о личностном смысле. Тогда приведенный примерможет быть выражен так: значение отметки способно приобретать в сознанииучащихся разный личностный смысл. Хотя предложенное мною понимание соотношения понятий значения и смыслабыло неоднократно пояснено, оно все же нередко интерпретируется совершеннонеправильно. По-видимому, нужно вернуться к анализу понятия личностногосмысла еще раз. Прежде всего несколько слов об объективных условиях, приводящих кдифференциации в индивидуальном сознании значений и смыслов. В своейизвестной статье, посвященной критике А.Вагнера, Маркс отмечает, чтоприсваемые людьми предметы внешнего мира первоначально словесно обозначалисьими как средства удовлетворения их потребностей, как то, что является дляних " благами". "...Они приписывают предмету характер полезности, как будтоприсущий самому предмету" 107, - говорит Маркс. Эта мысль оттеняет оченьважную черту сознания на ранних этапах развития, а именно, что предметыотражаются в языке и сознании слитно с конкретизованными (опредмеченными) вних потребностями людей. Однако в дальнейшем эта слитность разрушается.Неизбежность ее разрушения заложена в объективных противоречиях товарногопроизводства, которое порождает противоположность конкретного и абстрактноготруда, ведет к отчуждению человеческой деятельности. Эта проблема неизбежно возникает перед анализом, понимающим всюограниченность представления о том, что значения в индивидуальном сознанииявляются лишь более или менее полными и совершенными проекциями" надындивидуальных" значений, существующих в данном обществе. Она отнюдь неснимается и ссылками на тот факт, что значения преломляются конкретнымиособенностями индивида, его прежним опытом, своеобразием его установок, темперамента и т.д. Проблема, о которой идет речь, возникает из реальной двойственностисуществования значений для субъекта. Последняя состоит в том, что значениявыступают перед субъектом и в своем независимом существовании - в качествеобъектов его сознания и вместе с тем в качестве способов и " механизма" осознания, т.е. функционируя в процессах, презентирующих объективнуюдействительность. В этом функционировании значения необходимо вступают вовнутренние отношения, которые связывают их с другими " образующими" индивидуального сознания; в этих внутренних отношениях они единственно иобретают свою психологическую характеристику. Выразим это иначе. Когда в психическое отражение мира индивидуальнымсубъектом вливаются идеализированные в значениях продуктыобщественно-исторической практики, то они приобретают новые системныекачества. Раскрытие этих качеств и составляет одну из задач психологическойнауки. Наиболее трудный пункт создается здесь тем, что значения ведут двойнуюжизнь. Они производятся обществом и имеют свою историю в развитии языка, вразвитии форм общественного сознания; в них выражается движение человеческойнауки и ее познавательных средств, а также идеологических представленийобщества - религиозных, философских, политических. В этом объективном своембытии они подчиняются общественно-историческим законам и вместе с темвнутренней логике своего развития. При всем неисчерпаемом богатстве, при всей многосторонности этой жизнизначений (подумать только - все науки занимаются ею!) в ней остаетсяполностью скрытой другая их жизнь, другое их движение - их функционированиев процессах деятельности и сознания конкретных индивидов, хотя посредствомэтих процессов они только и могут существовать. В этой второй своей жизни значения индивидуализируются и" субъективируются", но лишь в том смысле, что непосредственно их движение всистеме отношений общества в них уже не содержится; они вступают в инуюсистему отношений, в иное движение. Но вот что замечательно: они при этомотнюдь не утрачивают своей общественно-исторической природы, своейобъективности. Одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидовсостоит в том " возвращении" их к чувственной предметности мира, о которомшла речь выше. В то время как в своей абстрактности, в своей" надындивидуальности" значения безразличны к формам чувственности, в которыхмир открывается конкретному субъекту (можно сказать, что сами по себезначения лишены чувственности), их функционирование в осуществлении егореальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность кчувственным впечатлениям. Конечно, чувственно-предметная отнесенностьзначений в сознании субъекта может быть не прямой, она может реализоватьсячерез как угодно сложные цепи свернутых в них мыслительных операций, особенно когда значения отражают действительность, которая выступает лишь всвоих отдаленных косвенных формах. Но в нормальных случаях эта отнесенностьвсегда существует и исчезает только в продуктах их движения, в ихэкстериоризациях. Другая сторона движения значений в системе индивидуального сознаниясостоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемойими пристрастности. Сторона эта, однако, открывает себя лишь при анализевнутренних отношений, связывающих значения с еще одной " образующей" сознания- личностным смыслом.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.