Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Механизм эмоциональных реакций.






Везде следует указывать на три степени эмоциональных реакций:

низкую (слабую), среднюю и высокую (сильную).

Возбудимость (общая). Как быстро раздражитель вызывает эмоциональную реакцию. Соответствует или не соответствует эмоциональная реакция раздражителю, т. е. может ли она быть признана в этом Отношении нормальной, повышенной или пониженной.

Интенсивность. Следует отметить три ступени обычной для ребенка интенсивности его эмоциональных реакций: слабую, среднюю и сильную. Переходит или не переходит эмоциональное поведение ребенка и аффект и как часто. Если переходит, то его преобладающий тип по механизму, а не по содержанию—непродолжительный и бурный, длительный с ритмично повторяющимися приступами и т. п.

Устойчивость. Следует указать на обычную продолжительность раз возникшего эмоционального поведения ребенка, поставив ее в связь (сопоставив) с интенсивностью этого поведения. В случае наличия хореи необходимо указать на присущие ребенку болезненно частые смены эмоциональных реакций — по их интенсивности и содержанию.

Отражение эмоциональных реакций на соматическом поведении ребенка.

Побледнение. Покраснение. Смех. Перемена голоса. Плач. Сердцебиение. Изменение дыхания. Потение. Дрожание конечностей (мурашки по телу). Характер пантомимы, мимики и жестикуляции в смысле их оживленности и наоборот.

Влияние эмоциональных реакций на общее поведение ребенка. Следует отметить перемену под влиянием эмоциональных реакций в работе анализаторов, в процессах суждения, совершении тех или иных поступков и т. п. Также следует указать на длительное и устойчивое изменение поведения под определенным воздействием эмоциональных переживаний. Сексуальное поведение, асоциальное поведение и т. п.

Б. Содержание эмоциональных реакций.

Преобладающий тип эмоционального поведения по содержанию. Всегда весел, доволен, настроен радостно, с хорошим самочувствием. Или: угнетенное, вялое, пониженное раздражительное самочувствие.

Болезненная веселость или апатия, депрессия. Восторженное настроение, грустное, тоскливое, озлобленное. Труслив или храбр. Если указанные формы эмоционального поведения переходят в аффекты, то следует дать им наименование по содержанию.

Фобии: воды, пространства, темноты, привидений, мышей, покраснения, боли, крови, боязнь за жизнь, за будущее, за имущество, боязнь общества, толпы, движения, новых людей, новых книг, занятий и т. п.

Филонеизм (любовь к новому) и мизонеизм — нелюбовь, боязнь нового.

Эмоциональные реакции эгоистического и эгоцентрического порядка. Эгоист, заботится только о своих выгодах и удовольствиях. Все окружающее—лишь средство для осуществления его эгоистических целей. Эгоцентризм. Или поведение может быть характеризовано в понятиях обратного порядка.

Жаден, корыстолюбив. Или: бескорыстен, великодушен, склонен к самопожертвованию.

Самолюбив, старается отличиться, превзойти своих товарищей, чувствителен к похвалам и порицаниям, успеху у окружающих или к их равнодушию. Тщеславен, любит рисоваться, кокетничать, позер, гаер. Хвастлив, обидчив. Сильно развито чувство собственного достоинства. Уверен в себе, в своих силах и способностях. Самостоятелен, самонадеян, самодоволен, властолюбив, горд. В случаях патологических следует указать на гипертрофию личности или же: состояние бессилия и неуверенности в себе. Не решается взять на себя ответственное дело. Склонен к смущению, замешательству, конфузится. Склонен к раскаянию и самоуничтожению. Патологическая застенчивость.

Эмоциональные реакции социального порядка. Отношение уже сознательное, а не инстинктивное к различным видам социальных взаимоотношении и установлении. Отношение к пионерскому звену, отряду. Склонен или не склонен к дружбе с товарищами. Добр, старается помочь, услужить. Отношение к слабым, бедным, больным. Отношение к воспитателям, родителям, к взрослым вообще. Честен, правдив, верен долгу, твердо держит данное слово, предвидит ответственность Г свои проступки.

Или: лжет, обманывает, хитрит, асоциален вообще. Воровство. Социально-положительное поведение или социально-отрицательное. Если наличествует, то указать на насмешливое и презрительное отношение к окружающим, дерзость, грубость, нахальство, хулиганство и т. п.

Насколько проявляются положительные или отрицательные социальные реакции эмоционального типа в играх, в различных детских и Общественных организациях и т. п.

Эмоциональные реакции эстетического характера. Отношение к различным видам и жанрам искусства, к музыке, пению, картинам, скульптуре, архитектуре и т. п. Степень эмоционального реагирования на раздражители эстетического порядка.

Отношение к природе как к источнику многочисленных эстетических раздражителей. Реагирование на различные прекрасные и возвышенные явления природы — величие моря, мощь гор, северное сияние, восход и заход солнца, аромат полей и т. д. и т. п.

Эмоциональные реагирования на социальные события, если они имеют эстетическую форму, —митинги, праздники, торжества и т. п.

Эмоциональные реакции, связанные с умственной деятельностью. Любознателен, испытывает удовольствие от умственной работы самой по себе, независимо от других ее моментов. Читает серьезные книги. Радуется удачно выполненной умственной работе, например решению необычной задачи. Любит играть в шашки, шахматы и другие образовательные игры.

Или: проявляет эмоциональные реакции обратного порядка. Отношение к смешному, юмористическим рассказам, анекдотам.

IV. Моторные навыки (реакции)

(Везде указывать три степени качественного развития моторных навыков, а также случаи патологического порядка.)

Количество движений. Подвижен или малоподвижен. Совершает много ненужных движений: без всякой надобности ходит или бегает из угла в угол, прыгает, размахивает руками, ерзает на стуле, раскачивается, потягивается, гримасничает и т. д. Или же подолгу сидит на Одном месте, совершает только самые необходимые движения. Или Же, наконец, в отношении количества движений имеет обычное для данного возраста и пола ребенка повеление.

Также следует указать, если наличествуют, бесцельные, стереотипные и хореические движения, автоматизм движении — отсутствие произвольной задержки движения, тик, дрожание, трясение, эхокинезия — Повторение однообразных движений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.