Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественный эксперимент






К методам, изучающим личность в целом, относится также и естественный эксперимент, предложенный А. Ф. Лазурским (СНОСКА: См.: Естественный эксперимент и его школьное применение/Под ред. А. Ф. Лазурского. — Пг., 1918. — 192 с.) и значительно переработанный В. А. Артемовым (СНОСКА: См.: Артемов В. А. Изучение ребенка. Метод простейших экспериментально-психологических испытаний поведения ребенка, — М„ Л., 1929.—140с,)в соответствии с требованиями современной психологии. Речь идет о наблюдениях в характерной для ребенка естественной обстановке. Такого рода эксперимент имеет очень важное значение в педагогической практике: пути изучения и воспитания, теории и применения, пути науки и жизни идут здесь параллельно, помогая друг другу и осуществляя на деле педологическое обоснование педагогической работы. Другая, не менее ценная особенность естественного эксперимента, так же как и метода наблюдения, та, что они охватывают структуру личности в целом. Это доступно не всем методам, например лабораторному—по техническим соображениям, методу тестов— по существу. Повторяя естественный эксперимент над одним и тем же ребенком, мы можем определять динамику развития его путем сравнения результатов каждого последующего исследования со всеми предшествующими и, в частности, вычислять динамику прогрессивного или регрессивного развития детей, как нормальных, так и исключительных, устанавливать коэффициент развития, иначе говоря, динамику развития в единицу времени.

Результаты естественно-экспериментальных исследований помечаются в таблице звездочкой. Они сопоставляются также с социальными и биологическими условиями поведения. Педагог, производя анализ собранных данных, может довольно ясно представить себе структуру личности ребенка и в соответствии с этим более рационально строить воспитание, обучение и методику педагогического влияния на ребенка, а по отношению к исключительным детям — намечать план медико-педагогической коррекции их.

Естественный эксперимент изучает поведение детей на следующих видах школьной работы:

1) Процесс еды.

2) Игры и гимнастические упражнения.

3) Заседания, митинги, всевозможные праздники.

4) Процессы живописного и графического рисования.

5) Различные виды ручного обычного и творческого труда.

6) Процессы заучивания и репродукции.

7) Решение математических задач.

8) Письмо, сочинения.

9) Устное рассказывание.

10) Разбор прочитанного и прослушанного рассказа.

11) Получение и обнаружение осведомленности в области жизни природы в самом широком смысле этого слова.

12) Получение и обнаружение осведомленности в области социально-экономических отношений жизни общества.

В. А. Артемов (СНОСКА: См.; Артемов В. А, Естественный эксперимент и его применение к детям, уклоняющимся в своем поведении от нормы//Проблемы обучения и воспитания ребенка/Под ред. В, П, Кащенко. — М., 1926.— С. 58-90.), изучая этим методом нормальных и исключительных детей в возрасте от 9 до 13 лет, установил некоторые интересные характерологические отличия.

Дети, исключительные в отношении характера, в результате их изучения показали, что они по большей части довольно одаренные дети, но асоциальны, невропатичны, психопатичны и т. п.

Автор установил следующее.

1. Общая площадь одаренности у них почти приближается к норме.

2. Характер соотношения отдельных форм поведения носит хотя и менее гармоничный характер, чем у нормальных, но он все же более гармоничен, чем у детей комбинированного типа, т. е. в одно и то же время и умственно отсталых, но не выше имбецилов, обладающих дефектами характера.

3. Разница между максимальным и минимальным развитием больше, чем у нормальных. Исключительность в области характера связана с особенно повышенным функционированием эмоционального поведения (чрезмерная эмоциональная возбудимость, аффективность) и активно-волевыми дефектами.

Относительно детей комбинированного типа, иначе говоря, умственно отсталых с ненормальным характером, В. А. Артемов в качестве общего вывода находит:

1. Площадь одаренности у этого типа исключительных детей значительно меньше таковой же у нормальных, и она также много меньше площади одаренности у исключительных по характеру.

2. Характер соотношения отдельных психических комплексов отличается значительной дисгармоничностью.

3. Эта дисгармоничность определяется особенно резкой разницей между развитием комплекса эмоций и комплекса мышления.

Автор заново переработанного естественного эксперимента озабочен приспособить его и к коллективным обследованиям, что, конечно, сделает метод еще более пригодным для школьной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.