Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный профиль.






В первый раздел программы изучения ребенка входит социальный профиль. Задача его состоит в учете тех социально-экономических и биологических условий, которые создают, развивают, даже, так сказать, культивируют детскую исключительность в случаях их неблагоприятного состояния и одновременно указывают на пути предупреждения и устранения дефектов личности ребенка. Наш многолетний опыт убедительно говорит о том, что не все социально-экономические условия имеют одинаковое значение в причинных моментах различных н.е-нормальностей у детей. Некоторые из них оказываются в этом отношении более действующими по сравнению с другими; социально-классовая, скажем, принадлежность ребенка оказывается более сильной, чем гигиенические условия жизни ребенка, и т. п.

Мы делим социально-экономические условия на две категории: прямые и биологически отраженные. В целях предоставления возможности нахождения общих законов в соотношениях между социально-экономическими условиями и типами психофизических конституций детей учет должен быть не только качественным, но и количественным, в силу чего вводятся 4 ступени:

1) ступень абсолютного неблагоприятствования социально-экономических условий,

2) ступень относительного неблагоприятствования,

3) ступень относительного благоприятствования,

4) ступень полного благоприятствования.

Ступени эти условные, и к их заполнению даются специальные указания. Так, например, по параграфу «Бюджет» единицей обозначается отсутствие средств, двойкой — малая обеспеченность, тройкой—нормальный бюджет (по экономическому состоянию года исследования), четверкой — бюджет выше нормального; по параграфу «Гигиенические условия» к единице, т. е. к самой худшей ступени, относится отсутствие гигиенического минимума, ко второй ступени—гигиенический минимум, к третьей—нормальные гигиенические условия, к четвертой — особенно благоприятные гигиенические условия. Возьмем еще один пример градуирования на 4 ступени по параграфу «Психическая индукция среды» (отрицательное, вредное или положительное влияние со стороны родителей, товарищей улицы и т. п.). К максимально неблагоприятной ступени мы должны отнести многочисленность или злокачественность индуцирующих факторов, ко второй ступени — немногочисленность или относительную безвредность влияющих условий, к третьей—отсутствие отрицательной индукции, к четвертой — наличность положительной индукции (статья В. П. Кащенко «Проблема изучения и воспитания ребенка».—М., 1926.—С. 47—90). К ней приложены «Инструкция и Специальные замечания в отношении каждого отдельного раздела и пункта профиля», которые детально указывают на конкретных примерах, как, в каком случае следует производить градуирования по ступеням.

Некоторые из социально-экономических условий уже по своему характеру не могут не иметь разных ступеней. Сюда относятся социально-классовое положение родителей, социально-экономический характер района детства ребенка, профессия родителей или лиц, их заменяющих, национально-культурная среда.

Все прямые факторы 1-й категории подвергаются распределению по вышеуказанным четырем ступеням.

Условия жизни ребенка в семье или детском учреждении: родители, культурный уровень, бюджет, условия воспитания, перемена места жительства или школ, гигиенические условия, питание, социальные болезни, психическая индукция среды.

Биологически отраженные факторы. Условия зачатия (состояние родителей, кровное родство, разница в возрасте).

Условия беременности (состояние матери): психофизическое состояние, употребление наркотиков, гигиенический минимум, питание, умственная работа, мускульная работа.

Условия рождения и первых дней детства: роды, доно-шенность, питание, психофизическое состояние матери или кормилиц, уход в первые дни.

Собранные от родителей или других лиц, хорошо знающих ребенка, сведения в целях демонстративной наглядности наносятся на графическую таблицу и затем из них выводится средняя высота социальных условий, а все это, в свою очередь, дает ясную картину социального анализа данного ребенка, выявить же недостатки социальной среды, в которой формировалась личность ребенка, имеет существенное значение в деятельности педолога, врача, педагога и тем более дефектолога, поскольку эти условия являются фундаментом развития личности в прошлом и ее состояния в настоящем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.