Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имеются в виду подземные жилища.






2 Яль-велям-пяй — букв. «На Войне Убитых мыс». № 47

Зап. Е. Титаренко (см. коммент. к № 16). Опубл.: 7, с. 33.

Предание об освоении повой территории обитания группой казымских хантов, переселившихся на р. Аган. № 48

Зап. Е. Титаренко в 1972 г. в сел. Варьегап на р. Аган от П. Н. Ка-зьшкина, 76 лет. Опубл.: 7, с. 32. Ср. № 49, 50.

Предание о столкновении хаптов р. Аган с народом ахыс-ях (точная этническая принадлежность которого не установлена) из-за оленей. Текст строится вокруг состязаний хантыйских богатырей и пришельцев в силе, а также включает рассказ о неудачном камлании вражеских шаманов о5 успехе или неуспехе их набега.

1 Имеется в виду покрытие чума, сшитое из шкур. № 49

Зап. Н. Лукиной в 1978 г. в сел. Юбилейный на р. Тромъеган от М. Ке-чимоиа, 16 лет. Публ. впервые по: 11.

Еще одно предание о набеге народа ахыс-ях на хантов. Здесь мирный его исход объясняется могуществом хантыйского шамана, напугавшего врагов своими шаманскими фокусами.

Т, е. двух оленей.

 

34 Заназ J* 1000

 

 

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной (см. коммент. к № 20). Опубл.: 7, с. 103. Ср, № 48.

Это предание о столкновении хантов с ахыс-ях построено па теме мести за убитых сородичей и отражает различные перипетии их борьбы. 1 В данном случае рассказчик считает, что Ахыс-яс — это народ коми.

№ 51

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной в 1974 г. в сел. Кагоково па р. ГОгав от П. Т. Каюкова, 66 лет. Опубл.: 7, с. 41.

Историческое предание о «царе» хантов по имени Тонья включает мотив его чудесного рождения по воле одного из главных духов-покровителей— Коп-ики; эпизоды столкновения героя с казаками переплетаются с рассказами о его женитьбе и смерти.

1 Дух Кон-ики опускает камешек, от которого рождается богатырь. Этот же эпизод см. в № 37, 106.

2 По воззрениям хаптов, душа (илес) может принять облик насекомого, в данном случае слепня. Вылет души-слепня означает окончательную смерть, после чего поминки не нужны.

3 У хаптов убиение собаки приравнивалось к убийству человека. Бог наказывает героя смертью за то, что он заменил недостающие головы врагов собачьими.

№ 52

Зап. Н. Л у кипой (см. коммент. к № 40). Опубл.: 7, с. 40. В предании Ермак олицетворяет русских казаков; в действительности, он не был у Колпашево.

№ 53

Зап. П. Красновым (см. коммент. к № 22). Опубл.: 7, с. 144. № 54

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукипой в 1970 г. в сел. Корлики па р. Вах от Е. Н. Куниной, 27 лет. Опубл.: 7, с. 176.

1 По воззрениям хантов, дух огня Пугос-анки — это женщина, а каждый конкретный огонь — дочь Пугос-анки. С огпем следовало обращаться очень бережно: пе бросать в него мусор, не прикасаться к очажному устройству острыми предметами, чтобы не поранить духа огня. Матери огня приносили в дар одежду красного цвета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.