Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т. е. Торум.






2 Луки хантов и манси были склгепы из двух пластин дерева — березовой и сосновой. Последнюю делали из твердой и плотной древесины той части ствола, которая обращена к солпцу и называется кремлевой.

Имеются в виду пространства между двумя распорками лодки.

4 Здесь имеются в виду два одинаковых лука, каждый из которых состоит из березовой и кремлевой пластин.

5 Смысл выражения не вполне ясен; возможно, имеется в виду двухчастная тирада или двухразовое повторение.

* «В берестяном лукошке»— т. е. в берестяной колыбели.

Здесь локти названы коленями.

8 «Для меня плясала»— имеется в виду танец на медвежьем празднике. 8 Хаптыйские и мансийские женщины носили набедренную повязку из

бересты, кожи или ткани. Кедровая и еловая кора упомянуты в предыдущих строках для параллелизма.

10 Медведь намерен качать колыбель поперемепно то левой, то пра-

вой рукой.

11 Смысл предложения таков: если бы стремительно несущаяся лодка

не имела хорошего управления, она могла бы опрокинуться.

Т. е. храбрые.

Т. е. трусливые.

Металлический наконечник был привязап к рукояти ремнем.

15 «Малица»— подставной термин для обозначения шкуры медведя.

, в «Облако из массы воды».— Обрызгивание водой или аабрасывание снегом — один из обрядов медвежьего праздника.

17 Душа медведя возвращается на небо, так как он прежде обитал там. № 25

Зап. П. Папай (см. коммепт. к Л"» 11). Опубл.: 37, с. 79; 48, с. 26. В русском переводе публ. впервые. Пер. с немецкого Н. Лукипой. Ср. № 123—125.

Сюжет об одинокой женщине Мось, живущей в лесу, широко распространен у северных хантов и манси. Он входит в цикл мифов и сказок о двух екзогамных группах северных обских угров — Мось и Пор (подробнее см.

в Предисловии). Согласпо установившейся точке зрения [103], медведица была прародительницей фратрии Пор. Женщина Мось в поисках изчезнув-шей шубы погибает и превращается в растение или цветок порых; медведица его съедает, и у нее рождаются два медвежонка и человеческая девочка. Медведица в предчувствии приближения охотников и неизбежной своей смерти объясняет девочке, что та должна делать, чтобы она и со детеныши-медвежата могли возродиться в звездах.

Т. е. постель давно остыла.

Имеется в виду дерево с культовым амбарчиком на жертвенном месте.

3 Медведица просит сохранить когти, так как, по верованиям хантов, без ногтей нельзя перейти через горы высотой до неба, стоящие на пути в потусторонний мир. По этой же причипе у хантов существовал обычай хранить свои обрезанные ногти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.