Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медитация в деятельности






Мы, взрослые, очень часто мечтаем в повседневной суете о том, чтобы найти хотя бы несколько часов-минут покоя и просто не делать ничего. Это воспринимается как отдых, медитация, возвращает нас к самим себе, к своим неудовлетворенным потребностям.

У детей же, как и во многих других случаях – все наоборот. Покой и безделье для них мучительны – стоит только понаблюдать за ними в те минуты, когда им приходится ждать кого-то или чего-то, а вокруг нет интересных предметов, которыми можно занять свои руки и голову. Их глаза выражают огромное страдание, а движения похожи на перемещения амебы. Другое дело, когда в их поле зрения появляется что-нибудь интересное – лица оживляются, движения приобретают уверенность и осмысленность, в деятельности они находят долгожданный покой и умиротворение. Для медитации в деятельности некоторые элементы Монтессори-среды подходят наиболее удачным образом.

 

Вода

Вода – удивительная субстанция, занимающая особое место в Монтессори-среде и формировании эмоционального мира ребенка. Даже в неподвижном состоянии она завораживает. Во время мытья фруктов и посуды ребята часто подолгу держат руки в воде, она расслабляет и затягивает.

Воде в среде отведено определенное ограниченное пространство. Если она проливается за края на пол или на стол, ее нужно непременно насухо вытереть, с носика кувшина нужно снять последнюю каплю.

Контакт с водой – это контакт с чувствами, он чрезвычайно важен. Не уделяя внимания играм с водой, можно совсем уйти «в голову» и потерять непосредственное восприятие мира. Но в то же время среда заботливо следит за тем, чтобы чувства не выходили из берегов. Вдоволь накупавшись в море чувств, маленькие ловкие ручки будут утирать последнюю слезинку, как каплю с кувшина, и с радостью действовать дальше.

 

Песок

Песок – нечто среднее между землей и водой, самое мягкое и текучее проявление земной стихии. Можно придавать ему формы, заполнять им объемы, рыть углубления – будто меняя свой собственный внутренний ландшафт. Руки что-то строят и перестраивают, и вместе с их движением внутри тоже идет серьезная работа. Поиграв в песок, становишься немножко другим человеком – словно он забирает у тебя что-то ненужное. В него можно отпустить все свои переживания.

Я иногда работаю в домашней песочнице с детьми, подростками и взрослыми. Прикасаясь к песку, они тотчас начинают чувствовать себя. Поверхность песка – нечто скрытое, непроявленное, из его глубин может возникнуть все, что угодно. Чистая песочная поверхность вызывает совсем другие чувства, нежели песочница, населенная фигурами, персонажами твоей внутренней ситуации.

Ситуацию всегда можно изменить, но иногда мы понимаем это, лишь посмотрев на нее сверху. Можно передвигать и заменять фигуры, проводить мосты и ставить границы. Дети, не задумываясь, занимаются этим в дворовых песочницах и в ящике с песком, стоящем в среде. Это важная подготовка к взрослой жизни, в которой можно будет управлять если не событиями и обстоятельствами, но реакциями на них – вспоминая о том, что мы не фигурки на песке, а строители своего собственного мира.

Среда, стимулирующая мышление циклами

В школе и на работе мы часто могли чувствовать себя дезориентированными, когда получали задание сделать что-то, что на наш взгляд не связано ни с тем, что было до, ни с тем, что будет после. Мы могли не понимать, какого результата от нас ждут или почему действие необходимо выполнить именно так, а не иначе.

В среде ребенок обучается мыслить циклами, воспринимать весь процесс в совокупности. Чтобы помыть и порезать фрукты, необходимо совершить полный цикл действий:

· набрать в тазики воды,

· вымыть и вытереть фрукты,

· порезать их,

· разложить на тарелке,

· угостить товарищей и полакомиться самому,

· набрать воды для мытья посуды,

· вымыть и вытереть посуду,

· расставить на место,

· вылить воду,

· вытереть столы и тазы для мытья фруктов и посуды,

· расставить все по местам в изначальном порядке.

Поработав с каким-то материалом мы убираем его на место, а результат своей работы – в индивидуальную папку. Действуя, ребята понимают «зачем» и знают, что им нужно сделать потом. Возможно, получив от кого-то указания во взрослой жизни, они будут всегда выспрашивать «а для чего это?» – чтобы представлять себе весь процесс в совокупности.

Когда все на своем месте, одно всегда следует за другим – легче ориентироваться в мире. «Бог у себя на небе, все в мире хорошо».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.