Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освоение в мире взрослых






Ребенок, как губка, впитывает в себя окружающую среду, делая ее частью своего внутреннего мира. На его лице, в его поведении и речи неизменно отражается то, как окружающие люди относятся к нему и друг к другу. Все их неудобные черты - это не больше чем защитные механизмы, механизмы приспособления к жизни во взрослом мире.

Дети всегда отвечают не на то, что мы говорим, а на то, что мы чувствуем. Мы можем говорить с ними с улыбкой и нежностью, а они будут реагировать на нашу внутреннюю тревогу, растерянность, гнев, стыд – своими капризами, слезами, непонятными страхами или агрессивным поведением. И как мы относимся к нему, так он будет относиться к себе. Отсюда берутся мальчики и девочки-«звезды». Или вечно беспомощные. Или «вредители». Если они не могут скинуть навешанные на них ярлыки, то начинают делать все, чтобы им соответствовать.

Выходя во внешнюю среду, ребенок невольно выносит «сор из избы», показывает внутреннюю обстановку отношений между людьми дома. Он может категорично выражаться в адрес других людей, если однажды слышал такие слова от родителей. Бояться заноз, продуктов, грязи, насекомых, если слышал от родителей мимолетные предостережения. Всё, что говорят родители, для ребенка – примерно до 9-11 лет – истина. И их отношение к определенным людям, социальным группам он может сделать своим отношением.

Выход в люди, в общество, это определенная травма, конфликт для ребенка. Он становится частью более широкой системы, его мир расширяется, и он напуган практически также, как при своем рождении на свет. Он сталкивается с противоречием законов микромира (своей семьи) и макромира – школы, детского сада и всего человеческого сообщества. Он проявляет дисгармонию микромира в мире большом и несет домой неблагоприятные проявления внешней среды. И та и другая среда зачастую поступает недальновидно, «убивая гонца» - ругая ребенка за отзеркаливание внешней дисгармонии.

В отношении к другим ребенок часто проявляет ту же осторожность, заинтересованность, настойчивость или робость, которую проявляют к внешнему миру его родители. Некоторые семьи предпочитают минимум контактов с макромиром - предпочитают обустроить собственный мирок, в который не проникают никакие внешние влияния. Внутри самой себя эта семья может даже быть вполне счастливой – но, выходя в социум, ребенок из такой семьи будет почти все время находиться в себе, не позволять себе любить этот мир, в котором «столько опасностей». Как в сказке Дениса Емельянова «Мышонок и Подснежник».

Такая проблема иногда встречается в семьях, живущих по законам каких-то религиозных или общественных учений. Ратуя за абсолютно правильные и здоровые ценности, иногда вместе с ними, они прививаю ребенку и собственную тревогу за то, как на него воздействует внешний мир. Такие семьи находятся в скрытом противоборстве с макромиром – хотя могли бы нести в него свет и радость своих знаний и нравственной жизни. В душе ребенка же может создаться труднопреодолимая дилемма: естественное детское любопытство и жажда постигать этот мир таким какой он есть, перемешивается с семейными предрассудками.

В этом случае есть смысл налаживать конструктивный диалог между большим миром и его маленькой клеточкой – ячейкой общества. К примеру, отдавая ребенка в сад или школу родителям стоит снарядить ему в дорогу посыл:

– Ты справишься со всеми возможными трудностями, мы в тебя верим, неси миру лучшее, что в тебе есть!

Чаще же посылы бывают другими:

- Осторожнее с этим миром, он опасен!

- Ты самый лучший, все остальные тебя не стоят!

- Ты должен быть не хуже других!

- Ты должен быть таким, как все!

- Ты должен быть не таким, как все!

- Ты не должен нас опозорить!

Все без исключения, эти посылы – деструктивны. Они порождают непонимание, вражду, соперничество, подозрительность, категоричность, закрытость, обиды в отношениях между микромиром и макромиром. И более того, все эти посылы абсолютно не соответствуют настоящей миссии ребенка, с которой он выходит в этот большой мир – познавать все загадки мироздания и человеческого общества и нести обществу свои лучшие черты и таланты на благо других!

6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.