Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ребенок и красота






 

Красота – это то, что пробуждает любовь. Самую первую, спонтанную. Потом, с ростом нашей способности любить, мы уже не так зависим от внешних свойств объекта любви. Но, чтобы пробудить любовь в еще не проснувшемся сердце, красота порой бывает необходима.

Именно поэтому важно, чтобы ребенок рос в атмосфере красоты. Это сформирует у него уважение, почтение и любовь ко всем предметам, которые его окружают. А самые высокие требования к привлекательности – у предметов, которые непосредственно связаны с ребенком, которые он зовет своими. Пока у него нет четких границ своего я, он – это все из чего он ест, на чем спит, что надевает, во что играет. И если ему это нравится, он примет и себя самого.

Особая ценность и красота детских предметов обихода отражена в колыбельных песнях. Помните: «у кота, у кота колыбелька золота, а у дитяти моего – и получше того!» Это не значит, что предметы должны быть дорогими и роскошными – важно лишь выбирать гармоничные цвета, приятные фактуры, к которым помимо воли потянется глаз и рука.

Особенное значение внешней привлекательности материалов было отмечено и в нашей среде. Насколько больше энтузиазма в детях вызывают керамические, стеклянные и бамбуковые наборы для мытья рук, посуды и фруктов, купленные вместо прежних стандартных пластиковых! Конечно, нести наполненную водой керамическую или стеклянную чашку сложнее и страшнее, но это служит тренировкой внимательности и бережного отношения к вещам.

К каждому набору Света, директор, связала крючком милые салфетки для вытирания последней капли – в цвет набора. И она же первая прониклась и заразила всех идеей наполнить группу атмосферой красоты и уюта с помощью множества едва заметных мелочей. Вышеупомянутые наборы из водной зоны, простые, но красиво оформленные материалы для переливания губкой и ухода за фикусом вызвали стабильный интерес даже у шестилеток.

Помню в детстве моя сестра играла в деревне с подружкой в куриц. Курицами были они и строили гнездо из всяких подручных материалов.

- А это нам нужно для красоты! – заявила сестренка, украшая гнездо какой-то необычной травинкой.

- А зачем курицам красота? – удивилась подружка.

- Как зачем? Для жизни!

Действительно, наверняка даже птицы и животные привносят в обустройство своего жилища эстетический компонент.

Когда ребенок по-настоящему любит игрушку, он будет любить ее и с оторванным ухом, и с пятнами и вмятинами. Однако он вряд ли обратит внимание на такую же на полках магазинов. Точно так же и в среде – если ребенок давно любит и умеет заниматься розовой башней, его не смутят ее облупившиеся края и потрескавшаяся краска, однако при первом свидании с материалом, ребенок должен быть сражен его красотой.

Красивое вызывает не только желание любоваться, наслаждаться и обладать, но и желание использовать, созидать. Но при этом и красота должна быть особой – не яркой и вызывающей, а теплой, уютной, манящей. Это можно рассмотреть и на примере игрушек. Некоторые из них вызывают жадность и зависть, провоцируют ссоры и истерики – вроде нереалистично ярких игрушек с витрин супермаркетов. Другие – вроде наборов животных, простых кукол и машин, а то и кучи обычных деревянных чурочек, вызывают не только чувство теплой привязанности, но и желание вовлечь в игровой сюжет, использовать в игре и привлечь других разделить твою радость.

Иная красота – яркая, броская, грубая - развращает, ведет к соперничеству. А у кого лучше, а у кого ярче…Другая – нежная, тонкотканая – привлекает и вдохновляет.

Началось время дождей. Лягушки на болоте заволновались – нужно скорее обзавестись зонтиками. Самые проворные скорее полетели на болотную распродажу – там продавали зонтики из больших листов водяных лилий, выкрашенные один ярче другого. Продавались там и обычные, зеленые, но их почему-то никто не брал.

Маленькие лягушата то и дело хвастались друг перед другом – у кого же зонтик лучше, а то и норовили заплакать или отобрать, если чей-то и вправду оказывался красивее. Мамы-лягушки с завистью смотрели друг на друга. В итоге болотная живность разделилась на несколько враждующих между собой семейств. Они сидели в камышах и квакали друг про друга всякие гадости.

- Зато у нас КВАсота…- говорила каждая своему детенышу.

Мимо пролетела иволга.

- Эй, дамы, похоже вы не видели настоящей красоты. Полетели, ой, то есть попрыгали за мной, покажу вам, что плетут стрекозы.

Старая лягушка из любопытства высунула голову из камышей и попрыгала к назначенной цели. Вскоре за ней потянулись и остальные.

Множество-множество стрекоз ткали из тонких травинок такие тонкие, дивные зонтики, что, казалось, они вбирали в себя все цвета уже выглядывающей радуги. На украшающих их цветах блестели свежие прозрачные капли. Быстро-быстро ткали они зонтики и дарили их старым стрекозам, детишкам, менее проворным в ткачестве подругам – а под конец сооружали зонтики и для самих себя. Соткали и старой лягушке. И столько разливалось над опушкой мира и света, что дождь, казалось, и не шел вовсе.

- В чем ваш секрет? – спросила старая лягушка. – Как создается ваша КВАсота?

- Наша красота объединяет, а не разделяет, - ответили стрекозы.

Порой нам всем стоит задуматься, какое понимание красоты мы несем в себе и передаем детям. Способны ли мы оценить красоту не только материальных подарков, но и красоту полевых цветов, заката, капель дождя на листьях – и поделиться пониманием этой красоты? Способны ли мы вслух оценить не только красивую одежду ближнего, но и красоту его глаз и улыбки – и воспитываем ли мы это в своих детях? Какая красота влечет вашего ребенка прежде всего? Красота искусства и музыки, природы, человеческих лиц? Подарите ему и себе как можно больше красивых объединяющих впечатлений!

 

 

Любовь

Любовь – ведущая движущая сила и основа мироздания. Всеми своими действиями ребенок либо выражает любовь или отвечает на любовь другого человека, либо выказывает протест против ненастоящей любви.

Каким-то образом, дети чутко считывают, какое действие по отношению к ним продиктовано любовью, а какое – другими чувствами – например, желанием сэкономить время или показаться хорошим родителем в глазах других людей. Они могут иногда не доверять мягкости, но видеть искреннюю любовь в строгости. Именно по этой причине ребенок может выглядеть неуправляемым с одним из родителей и легким, сговорчивым в присутствии другого. Наряду с известным молчаливым призывом ребенка «помоги мне сделать это самому», существует еще один: «помоги мне вести себя правильно». И помочь в этом может только разумная любовь.

Ребенок может казаться ветреным, легко меняющим объекты привязанности. Однако, на самом деле, он любит весь мир, и мы тоже умели так, пока не повзрослели. Если не мешать любви выражаться («хватит с ними дружить», «твой папа такой-сякой, не слушай его»), она не застаивается и не зажимается, течет свободно. В противном случае ребенок может перестать понимать себя и свои чувства.

Ставить преграды на пути любви опасно. Ведь каким-то образом в се мы любим то, что нам в данный момент полезно и нужно, что может сделать нас лучше. Даже если со стороны это может казаться сумасшествием. Простой пример – еда. Можно сколько угодно сражаться с тем, что ребенок ничего не ест или ест только определенный продукт. А можно день позволить ему питаться как захочется или вовсе поголодать, и вскоре его пищевые привычки будут восстановлены. Также и дружба с «неподходящими» детьми. Как только ребенок выработает в себе какое-то качество¸ для которого ему и нужен этот друг, отношения либо сами распадутся, либо друг перестанет выглядеть таким пугающим.

Главный опорный кит в мироздании ребенка – любовь мамы и папы. Не столько к нему, сколько друг к другу. Даже если эта любовь на своем пути встретила какие-то препятствия, ребенок все равно хочет, чтобы ему было позволено любить маму и папу одинаково. И это справедливо – ведь они вместе участвовали в чудотворении. И он всегда будет напоминать всем, что рожден от их любви, что он есть – их воплощенная любовь. Неприязнь между родителями, особенно озвучиваемая в присутствии ребенка, глубоко ранит его сердце, будто от него отрезали половину…

Первая любовь ребенка – всегда желание обладать, сделать собственностью или хотя бы взять поиграть домой. Слияние с объектом любви пока выражается не в «это я», а в «это мое». Множество взрослых на долгие годы остается на этой стадии развития любви. Чтобы дать любви путь, нужно пройти эту стадию гармонично. Не стыдить ребенка за собственничество, но поощрять делиться тем, чем он может делиться легко.

Когда Света рассказывала «Большую историю возникновения Земли» мне очень понравилась фраза о том, что все в мире держится на любви или нелюбви, все частицы либо притягиваются, либо отталкиваются, либо держатся крепко друг к дружке, либо предпочитают соблюдать расстояние. В твердом веществе частицы сцеплены тесно - не разорвать, в газообразном – отделены друг от друга. Иногда нам нужно сцепиться так тесно, чтобы никто-никто не сломал, а иногда – дать другому свободу и пространство. И возможно, это поможет нам познать самую великую тайну любви, рассказать самую большую Большую историю...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.