Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласные б — п






ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение звонкого согласного из слова (по предмет­ной картинке в начальной позиции).

2) Выделение глухого согласного.

3) Сравнение звонкого согласного б и глухого п по арти­куляции: сходство и различие.

4) Сопоставление звуков с их графическим изображением.

5) Дифференциация в слогах.

па — ба апа — аба пя — бя апя — абя

по — бо апо — або пе — бе апе — абе

пу — бу апу — абу пю — бю апю — абю

пы — бы апы — абы пи — би апи — аби

пэ—бэ апэ—абэ пё—бё апё—абё

6) Работа с парными картинками.

Анализ слов-паронимов по смыслу и звучанию. Составле­ние предложений с ними.

Бочка — почка, башня — пашня, балка — палка, забор — запор.

7) Вписать пропущенные буквы п и б. Включить оба слова, составленные детьми, в предложения (устно).

б

-ыль, …ой, …ил, за…ирать.

п

8) Дифференциация п — б в словах устно. (Логопед назы­вает слова, содержащие различаемые звуки. Учащиеся подни­мают соответствующую букву.)

Слабый, помощь, сапоги, баловник, брошюра, плакат, пу­говица, бумага, платок,

будильник, особый, забота, посуда, грибной, разбудил, ступени, колобок, рябина, справка,

дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук.

9) Запись слогов под диктовку.

ба — па — ба аба — апа

по — бо — по абэ — апэ

бу — пу — бу апо — або — апо и т. п.

10) Запись слов под диктовку (в две колонки под соответ­ствующими буквами).

Палка, рыба, пакет, собака, боты, плыву, пепел, бант, па­стух, буква, тополь, топать, букет, забор, дупло, лопата, гри­бок, болото, слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пальто, сапоги, трубы, капли.

11) Выборочно записать из ряда диктуемых слов слова только с данным звуком:

а) со звуком б: правый, бужу, работа, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач;

б) со звуком п: свобода, плотник, борода, пшено, брюки, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь.

12) Разложить картинки на две группы (по наличию раз­личаемых согласных звуков).

13) а) Определить место звонкого звука в названиях кар­тинок первого ряда (поднять соответствующую цифру).

б) Определить место глухого звука в названиях картинок второго ряда.

14) Расставить эти же картинки вперемежку, записать их лишь одной буквой — п или б, присутствующей в слове. На­пример, ряд картинок: банан, обезьяна, сапоги, лебеди, ло­пата и т.д. Записать в тетрадь: б; б; п; б; п и т.д.

15) Проверка записанного ряда.

16) Собрать все картинки. Восстановить порядок чередова­ния картинок заново, с опорой на запись, например: лебеди, банан, лопата, обезьяна, сапоги.

(Задания пунктов 12-16 должны проводиться и на материале дифференциации остальных пар согласных звуков, что дополнительно не оговаривается.)

17) Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки п или б в четкой позиции. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15-20 картинок) заданными буквами, например:

лопата обезьяна барабан попугай библиотека

п б бб пп бб

18) После проверки можно выполнить обратное задание: собранные, перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали готовой записи, например:

сапоги, альбом, библиотека …

19) а) Определить место звука п в словах. Поднять соответ­ствующую цифру.

Рапорт, лампа, апрель, попытка, перепёлки, попугай, пере­прыгнуть, поспал, переползти, потеплело, пепел, подпол, по­топ, припомнил, прописка, покупал, пропуск, пропал, поторопился.

б) Определить место звука б в словах.

Заботливый, приборы, бубен, барабан, бабочка, белобока, бобровый, белобровый, попробуй, победа, подобрал, пробубнил, безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный.

20) Вставить пропущенные слова в предложения, записать, выделяя буквы б, п цветными карандашами.

В синем небе звезды...

В синем море волны.... (плещут, блещут)

На траву выкатили ….

На деревьях набухают …. (почки, бочки)

Повалился старый ….

На воротах крепкий …. (запор, забор)

Во дворе … петух.

Надо устранить … в знаниях. (пропел, пробел)

21) Вписать пропущенный слог ба или па.

ры-, Лю-, сдо-, -ран, -зар, тро-, ли-, -латка, -лец, -рус, -бушка, тру-, ло-та, при-вил, за-вы, -кет, -намка.

22) Получить новое слово, заменив звонкий согласный б парным. Записать, сравнить по звучанию и смыслу. Устно со­ставить предложения.

Бей (пей), бел (пел), бой (пой), бил (пил), бот (пот), забить (запить), отбил (отпил), пробел (пропел).

23) Изменить слово, добавив приставку по-. Записать по­лученные слова.

Образец: бежать — побежать.

Бывать, белить, болеть, благодарить, беспокоить, бояться, бродить, брился.

Объяснить, какой смысловой оттенок придает приставка по- этим словам.

24) В схеме анализа слова или предложения, выложенной из полос, поместить в соответствующих местах пластмассовые буквы: п, б.

Например: _________ ___________ ___________________

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

.. б... п. п.. …. п... б... б..

(собака) (попутный) (у Пети барабан)

Ребята плыли к берегу. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пора побелить потолки.

25) Вставить пропущенные буквы п, б. После анализа за­писать:

а) В -арке -ыло -ольшие ли-. Мы -ошли за гри-ами. В -оле зреют хле-а. -осле -олезни -рат осла-ел. У -елки -средние ла-ки короткие. Выросла ре-ка -ольшая – -ре-ольшая. Ре-ята -о-лыли к -ерегу. -ора -о-елить -отолки.

б) Голу-ой, цара-ать, -илотка, глу-окий, с-удется, -о-еда, -ри-оры, -о-ро-овал, -о-рякушка, -од-ородок, -асно-исец, -алу-а, -ро-ор, -о-лыл, -у-енцы, -ро-ежал, -о-орол, -лаго-олучно, -лавал, за-латил, -ри-авить, -ро-овал, -ро-лыл.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.