Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятий






Тема: «Сходство парных гласных».

Цель: тренировать детей в умении наблюдать и сравни­вать артикуляцию гласных звуков. План занятия

1) Сравнение парных гласных по артикуляции. (Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него.)

2) Упражнения в подборе парных гласных.

Ход занятия

Логопед. Назовите все гласные буквы нашего языка. Те­перь повторите за мной их парами использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков), следя внимательно за рас­крытием рта и положением губ:

А о э у ы

Я е ё ю и

Логопед. Почему они называются парными? Сейчас потрени­руемся в подборе парных гласных.

Например: Логопед. Учащиеся.

О ё

у ю и т. д.

Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?

Затем дети выполняют письменные задания.

Задание 1. Из данных слов выбрать и записать в тетрадь только те, в которых встречаются парные гласные:

Соня, Аня, Лёня, Ваня, козёл, руки, утюг, вилы, приду, поёт, сливы, полёт, скамья, мухи, столы, котёл, ивы, уют, грибы, липы, лапы, знамя, космос, костёр, память, поэт, боксёр, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, рука, клюнул, крыша, крыши, скамья, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

Задание 2. Списать предложения, подчеркнуть слова с парными гласными.

Заяц спасся от волка. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Плыть в бурю опасно. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.

Задание 3. Самостоятельно придумать слова с парными гласными.

Способы обозначения мягкости согласных на письме

Конспект занятий

Тема: «Различие парных гласных».

Цель: учить (тренировать) детей различать на слух (в произношении) твердые и мягкие согласные и передавать на письме мягкость согласных с по­мощью гласных 2-го ряда.

Ход занятия

Итак, мы узнали, что образуются парные гласные звуки во многом сходно. В чем же различие этих гласных звуков?

Задание. Хором про­читать прямые слоги:

а о э у ы а о э у ы

М Н

я ё е ю и я ё е ю и

При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда.

Аналогично – с согласными н, с и др.

Вывод. Гласные второго ряда: я, е, ё, ю, и — обозначают мягкость стоящего впереди согласного звука.

Задание. Тренировка в чтении слогов.

да – дя са – ся ба – бя

до – дё со—сё бо - бё

Работа с остальными слогами проводится устно с перекидыванием мяча.

ра — ря па — пя за — зя

ро — рё по — пё зо — зё

Задание. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

а) изолированно – услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

б- бь, в – вь, г – гь, д и т.д.

Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

б) в слогах (перекидывая мяч):

да-дя до-дё ду-дю ды-ди

ро-рё со-сё фы-фи ту-тю

ня-на вё-во лю-лу би-бы

Задание. Запись слогов под диктовку.

а) за-зя ва-вя та-тя ба-бя сы-си фы-фи ды-ди;

б) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;

в) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю…

Задание. Из ряда слогов выписать:

а) слоги с твердым согласным;

б) слоги с мягким согласным.

са, се, лю, рю, ту, те, мя, ви, то, ла, ри, но, ни, зе

Устно придумать с ними слова.

Задание. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий), стоящих в начале слова. Объяснить разницу в написании слов:

мал — мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол – вёл.

Задание. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать – начинять потомки – потёмки

поток – потёк слог - слёг

Задание. Подобрать мягкую пару к услышанному твердому согласно­му звуку.

Образец: Логопед Учащиеся

л ль

с сь

Дети подбирают примеры на любую фонему, названную логопедом.

0бразец: фь — фи алки, фи кус, фи гураи т д.

Логопед объясняет детям, что у звуков ж, ш, ц — нет мягкой пары. Например: ши (шы), жи (жы.). Эти звуки не смягчаются ни при каких условиях, они всегда звучат твердо. Поэтому и существует правило: ши, жи пиши с буквой и, несмотря на то что слышим ы.

Задание. Прочитать скороговорку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда – красным (или Проследить, как меняется звучание согласного в при соседстве с различными гласными):

Я во д во р во ла ве ла.

За рога во ла ве ла.

Я ве ла во д во р, а во л

в огород меня за вё л.

Задание. Прочитать и списать данные ниже предложения. В выделенных словах вставить пропущенные гласные: а и я, о и ё, у и ю. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами.

У В..ли зав..ли цветы. Мы играли в пр..тки. Жор.. р..д, что попал в первый р..д. Над.. и Д..ша ед..т

кашу.

Брат прив..з два в..за сена. Мы услыхали р..в коровы. Она упала в р..в. У Ал..ши новые кал..ши.

Л..ша л..вит рыбу. У т..ти Т..ни есть т..лка Т..мка. Мы ид..м в наш д..м. Брат Д..ма д..ма.

Ил..ша водит в школ.. Л..шу. Л..ся л..бит пироги с л..ком. Пет.. послали на п..чту. Павл..ша ест






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.