Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласные д-т, дь-ть






1) Чётко произнесите скороговорку:

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит —

Носом в небо угодит.

2) Анализ предложений с составлением схемы.

Сова сидит в темноте. Дикая утка ведёт утят. Тают льдинки на стекле. Зачастили дожди.

Потемнела стена.

3) Вставить пропущенные буквы т, д. После анализа за­писать в тетрадь.

-ё-я и -я-я угос-или -е-ей мё-ом.

-е-ишки пус-или ло-очки по во-е.

-е-ерев люби- си-е-ь на -ереве.

-е-и гос-или у -ё-и в -еревне.

4) Прочитать отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум», вставить вместо черточек пропущенные буквы т, д. При повторном хоровом чтении поднимать в местах пропуска соответствующие буквы:

И-ё-, гу-и- Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи расхо-и-ся

в-руг ве-ер верховой:

качнё- кус-ы ольховые,

по-ниме- пыль цве-очную,

как облако: всё зелено,

и воз-ух, и во-а!..

 

Как молоком обли-ые,

с-оя- са-ы вишнёвые,

тихохонько шумя-;

пригре-ы -ёплым солнышком,

шумя- повеселелые

сосновые леса;

а ря-ом новой зеленью

лепечу- песню новую

и липа бле-нолис-ая,

и белая берёзонька

с зелёною косой!

 

Шуми- -рос-инка малая,

шуми- высокий клён...

5) Списать, вставляя пропущенные буквы:

а) Скоро при-ё- ле-о. -е-и пой-у- в лес за яго-ами. -у- -убы. Бу-у- и жёлу-и.

б) -е-и си-я- под с-арым -убом. В пол-ень -ам гус-ая -ень. И-ё- с -опором -я-я Ви-я. Он бу-е- руби-ь сухие сучки. «-е-и, о-ой-и-е от -ерева. Сук упа-ё-».

6) Слуховой диктант:

а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.

б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Даль задёрнута сизой дымкой тумана. Падают с деревьев последние листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка-зима.

7) Вписать в данные ниже глаголы пропущенную приставку от-; подчеркнуть т, д.

-дал, -тащил, -таял, -делил, -дышался, -давил, -дежурил, -точил, -дохнул, -тянул,

-толкнул, -далился.

8) Прочитать загадку, вставляя буквы т, д:

У ро-и-елей и -е-ок

вся о-еж-а из моне-ок. (Рыбы.)

9) Тексты для графического диктанта.

Тают льдинки на стекле.

Дикая утка ведёт утят.

Сова видит в темноте.

а) Море покрыто льдом. И остановились быстроходные пароходы. Нет им дальше дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины, ломает их. Среди льдов теперь длинный коридор. Идут за ледоколом пароходы.

б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и кладёт в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там её ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют в столицу на выставку.

10) Прочитать текст, вставляя пропущенные буквы т, д:

а) поднять соответствующую букву;

б) вписать буквы в прорези текста, отпечатанного на карточке.

-ри -ня -ул мокрый ве-ер, съе-ая снег. Ночью, наконец, хлынул -ож-ь, и так зас-учало

в окно, что Никита проснулся, сел в крова-и и слушал, улыбаясь.

Чу-есен шум ночного -ож-я. «Спи, спи, спи», — -оропливо с-учал он по с-ёклам. И

ве-ер в -емно-е порывами рвал -ополя пере- -омом.

Ники-а перевернул по-ушку холо-ной с-ороной вверх, лёг опя-ь и ворочался по-

о-еялом, ус-раиваясь у-обнее.

К у-ру -ож-ь прошёл, но небо ещё было в -яжёлых -учах. От снега не ос-алось и

сле-а. Широкий -вор был покры- синими лужами. Весь ос-рый, чис-ый, воз-ух был

полон шумом па-ающей во-ы...

Ломая лёд, река выхо-ила из берегов, кру-ила ль-ины, вырванные с корнем кус-ы,

шла высоко через пло-ину и па-ала в ому-ы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.