Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО






    Гласные Ё — Ю (О - У)

    Эти согласные смешиваются по акустико-артикуляционному сходству. Для облегчения их дифференциации надо выделить простые гласные звуки, лежащие в основе этих сложных гласных.

    Дети знакомятся с таблицей. Проверяют ее протяжным произнесением гласных и записывают в тетрадь.

    Я – ЙА Е – ЙЭ Ё – ЙО Ю - ЙУ

    Внимательное рассмотрение артикуляции гласных о и у.

    Сравнение их по степени раскрытия рта и сужения губ.

     

    1. Рассмотреть табличку: ё=йо | ю=йу

    Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком и сужения губ) у (ю) — «узкий» звук, подбородок не опускается,

    о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается подбородок).

    2. Прочитать, затем записать под диктовку слоги:

    а) от — ут ну — но

    ум - ом ро — ру

    ус - ос гу — го

    ох - ух то — ту

    б) ёт - ют юм — ём юн — ён ёс - юс

    мё — мю тю - тё рю – рё лё — лю

    3. Дифференциация гласных о — у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв):

    сор, сук, пух, сох, сок, сух, спорт, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск.

    4. Сопоставить по смыслу и звучанию слова:

    гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок ход - худ трос - трус стол - стул струйка - стройка

    5. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву):

    ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий, водоём.

    6. Сопоставить по значению и звучанию слова:

    клюв — клёв плюс — плёс

    7. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов.

    Образец: Я даю - он даёт Мы даём - они дают

    Я пою -... Мы поём -...

    Я шью - … Мы шьём - …

    8. Изменить слова по образцу. Гласные ё и ю подчеркнуть цветными карандашами.

    Образец: я да ю – мы да ё м; он да ё т – они да ю т.

    я пою – мы … он поёт – они …

    я полью – мы … он польёт – они …

    я шью – мы … он шьёт – они …

    я вью – мы … он вьёт – они …

    я бью – мы … он бьёт – они …

    я клюю – мы … он клюёт – они …

    9. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок:

    Подай... полотенце и... расчёску (мою, моё).

    Возьми... мыло и... щётку (своё, свою).

    Погладь... платье и... кофту (твою, моё).

    10. Составить предложения с данными словами и слово­сочетаниями. Подчеркнуть буквы ё, ю:

    на земл ю, над земл ё й; вс ё поле, вс ю речку;

    вс ё море, вс ю земл ю; вс ю дорогу, вс ё время;

    вс ю сметану, вс ё масло.

    11. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку:

    Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в тёмный трюм. Солнце льёт лучи на землю.

    Осенью льют дожди. Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём

    спелую клюкву.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.