Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО






Гласные Ё — Ю (О - У)

Эти согласные смешиваются по акустико-артикуляционному сходству. Для облегчения их дифференциации надо выделить простые гласные звуки, лежащие в основе этих сложных гласных.

Дети знакомятся с таблицей. Проверяют ее протяжным произнесением гласных и записывают в тетрадь.

Я – ЙА Е – ЙЭ Ё – ЙО Ю - ЙУ

Внимательное рассмотрение артикуляции гласных о и у.

Сравнение их по степени раскрытия рта и сужения губ.

 

1. Рассмотреть табличку: ё=йо | ю=йу

Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком и сужения губ) у (ю) — «узкий» звук, подбородок не опускается,

о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается подбородок).

2. Прочитать, затем записать под диктовку слоги:

а) от — ут ну — но

ум - ом ро — ру

ус - ос гу — го

ох - ух то — ту

б) ёт - ют юм — ём юн — ён ёс - юс

мё — мю тю - тё рю – рё лё — лю

3. Дифференциация гласных о — у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв):

сор, сук, пух, сох, сок, сух, спорт, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск.

4. Сопоставить по смыслу и звучанию слова:

гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок ход - худ трос - трус стол - стул струйка - стройка

5. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву):

ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий, водоём.

6. Сопоставить по значению и звучанию слова:

клюв — клёв плюс — плёс

7. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов.

Образец: Я даю - он даёт Мы даём - они дают

Я пою -... Мы поём -...

Я шью - … Мы шьём - …

8. Изменить слова по образцу. Гласные ё и ю подчеркнуть цветными карандашами.

Образец: я да ю – мы да ё м; он да ё т – они да ю т.

я пою – мы … он поёт – они …

я полью – мы … он польёт – они …

я шью – мы … он шьёт – они …

я вью – мы … он вьёт – они …

я бью – мы … он бьёт – они …

я клюю – мы … он клюёт – они …

9. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок:

Подай... полотенце и... расчёску (мою, моё).

Возьми... мыло и... щётку (своё, свою).

Погладь... платье и... кофту (твою, моё).

10. Составить предложения с данными словами и слово­сочетаниями. Подчеркнуть буквы ё, ю:

на земл ю, над земл ё й; вс ё поле, вс ю речку;

вс ё море, вс ю земл ю; вс ю дорогу, вс ё время;

вс ю сметану, вс ё масло.

11. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку:

Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в тёмный трюм. Солнце льёт лучи на землю.

Осенью льют дожди. Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём

спелую клюкву.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.