Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия 3.






Тема: «Звуки речи» (продолжение).

Цель: тренировать учащихся в различении гласных и со­гласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Оборудование: таблица звуков.

Ход занятия

1) Логопед. Вспомним, ребята, что означают слова «звук» и «буква». (Учащиеся объясняют понятия звук и буква.) Логопед обращает внимание детей на особенность называния буквы в отличие от звука: буква к (ка), звук к, буква р (эр), звук р, буква с (эс), звук с и т. д.

Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) звуков не обо­значают.

2) Логопед предлагает детям рассмотреть таблицу звуков. Различные группы звуков обозначены в ней разными цветами.

Звуки речи

 

I Гласные (зеленые) а, о, у, э, ы

я, ё, ю, е, и

 

II Согласные звонкие (красные), б, в, г, д, ж, з

парные глухие (синие)п, ф, к, т, ш, с

 

 

III Звонкие без пары,

соноры (желтые) л, м, н, р

IV Глухие без пары (коричневые) щ, ц, ч, х

V Полугласный (лиловый) й

 

3) Учащиеся записывают таблицу в тетрадь после ее рас­смотрения и разбора.

Задание. Прочитать слова, записать и указать гласные и согласные звуки.

Образец: рак; р— согласный, а —гласный, к—соглас­ный.

Сок, дуб, пенал, пирог, забор, сарай, мак, майка, щи, маяк, стол, чашка, эхо, грибы, клей.

Задание. Прочитать слова, списать их. Подчеркнуть цветным каранда­шом гласные буквы.

Задача, яблоки, сухари, виноград, малина, девочка, Ро­дина, курица, груша, забор, лошади, заводы, бумага, масло, гусеница, товарищи, черемуха, тетради, кукушка, смородина.

Задание. Прочитать и записать текст, устно указать гласные и соглас­ные звуки.

На лугу лошади. У конуры злой пес. На солнышке греется кот.

 

УРОЖАЙ

Школьники засадили огород морковкой, капустой, луком. Летом дети поливали, пололи овощи. Какой богатый урожай собрали осенью! Славно поработали ребята!

Конспект занятия 4.

Тема: «Составление схемы слов».

Цель: тренировать детей в звуковом анализе слов. На­глядно объяснить слогообразующую роль гласных.

Оборудование: бусы двух цветов; предметные кар­тинки.

Ход занятия

Логопед показывает предметную картинку с изображением осы и проводит с детьми звуковой анализ: сколько звуков в слове, в какой последовательности они расположены, какие звуки гласные и какие согласные.

Логопед. Сейчас мы с вами, разобрав это слово, сумеем составить его схему с помощью вот этих бус. (Логопед пока­зывает пластмассовые бусы со сцеплением (без нитки).

Условимся обозначать гласный звук белой бусинкой, со­гласный звук — красной.

Итак, первый звук о — гласный. Обозначим его белой бу­синкой. Следующий звук с — согласный. Присоединим к белой бусинке красную. Третий звук а--- гласный. Добавляем белую бусинку. Прочитайте по этой схеме слово. Вспомните, какие звуки (гласные или согласные) образуют в слове слог. Про­верьте, сколько белых бусинок в этой схеме (2). Сколько хлоп­ков слышно при делении слова «оса» на слоги? (2)

Логопед показывает картинку с изображением слона. Про­водится аналогичный разбор слова слом и составляется схема из бус. Сопоставляется количество гласных (белых бусинок) с количеством хлопков при делении на слоги (1).

Повторяется вывод: в слове столько слогов, сколько глас­ных звуков. На последующих занятиях рассматриваются по­добным образом слова другой слоговой структуры с составле­нием схем.

Задание. Рассмотреть и назвать предметные картинки.Отобрать теслова, структура которых соответствует данной схеме.

Образец:

● ● ● ● ●

 

сумка кошка и т. п.

Задание. Рассмотреть данную схему слова:

а) выписать из книги слова данной структуры, например: пошёл, вагон;

б) придумать слова данной слоговой структуры.

Образец: ● ● ● ● (мама)...

● ● ● (кот)...

● ● ● ● ● (сумка)...

● ● ● ● (стол)...

● ● ● ● ● ● (машина)...

Гласные буквы и их дифференциация

Способы обозначения мягкости согласных на письме

В данном разделе рассматриваются парные гласные, их сходство и различие. Подчеркивается свойство гласных второго ряда передавать на письме мягкость впереди стоящего согласного звука. По аналогии рассматривается также второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Дети упражняются в различении на слух твердых и мягких согласных фонем.

При дифференциации гласных звуков следует иметь в виду, что иногда детям дается это труднее, чем дифференциация согласных, так как различение согласных звуков опирается часто на видимую и почти всегда хорошо осязаемую артикуляцию.

В разделе дается дифференциация наиболее часто смешиваемых гласных: ы – и, а – о, о – у, ё – ю.

 

Парные гласные






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.