Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 12 страница






Иногда человек не замечает, как он принимает решение и в более серьезных ситуациях. Короткая иллюстрация показывает, как это мо­жет происходить:

Консультант. Скажите, что подтолкнуло вас к решению выйти за­муж?

Клиент. Да я ничего не решала. Просто он предложил, а у меня уже возраст такой, что недолго и в девках остаться. Вот и вышла.

Итак, решение и выбор вездесущи. И также вездесуща ответственность Зо принятое решение. Каким бы способом мы ни принимали его — осоз­нанно, вдумчиво, с помощью консультантов или стремительно, спон­танно, а может быть, бессознательно, — мы, и только мы, несем ответ­ственность за последствия такого решения, поскольку это наш собствен­ный выбор в данных обстоятельствах из нескольких возможных.

А теперь постарайтесь сосредоточиться, чтобы не запутаться в сло-вооборотах. Однако мысль важная: когда человек говорит, что он не будет принимать никакого решения, фактически он принимает реше­ние не принимать никакого решения. И, стало быть, он несет ответ­ственность за принятое им решение.

Принять решение — это значит сделать выбор из нескольких воз­можностей, из нескольких направлений дальнейшего пути. Причем, выбор есть всегда. Как минимум у человека есть два варианта в каж­дой из трех возможностей:

1) оставить все, как есть, или что-то изменить;

2) изменить себя (свое поведение, привычки, взгляды, установки и т. п.) или изменить обстоятельства, в которых возникла про­блема;

3) если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отно­шение к обстоятельствам, то есть сделать выбор между деструк­тивным отношением, повергающим в депрессию, гнев, вину, тре­вожность и т. п., и отношением, при котором даже крайне негативные обстоятельства наполняются особым смыслом (В. Франкл называл это «смыслом страдания»), что делает жизнь человека содержательной и ценной для него.

Изменить себя (реакции, поведение, привычки, взгляды, установки

Рис. 5. Пути решения проблемы

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ

Клиент, прежде чем он осознает наличие у него проблемы и необ­ходимость ее разрешения, проходит целый ряд этапов, о которых кон­сультант должен иметь представление. Но, преодолев их, он тоже не сразу приходит к удовлетворяющим результатам. В общем, решение проблемы — это целый путь, связанный с изменениями. Динамичес­кий процесс нарастания и разрешения проблемы может быть пред­ставлен в виде нескольких этапов.

1. Неосознанное поведение. На этом этапе общий фон определен­ной сферы жизни воспринимается как благополучный и не требую­щий изменений. Но именно в это время появляются первые признаки нарастающей проблемы. Если человек привык внимательно относить­ся к небольшим, «негромким» сигналам, он заметит это: как правило, восприятие таких сигналов сопровождается ощущением некоторого напряжения в теле и неясным эмоциональным дискомфортом — со­стоянием напряжения, легкой тревоги и т. п.

2. Осознание. «Сигналы» нарастания проблемы постепенно накап­ливаются. Даже если раньше человек ничего не замечал, теперь он от­четливо ощущает дискомфорт, и приходит осознание, что существует проблема. Однако пока это лишь констатация факта: «Проблема есть, но я не знаю, действительно ли надо что-то решать. Может быть, это не мне надо решать и что-то менять. Может быть, это не нужно, воз­можно, это лишь случайное стечение обстоятельств, и все пройдет само собой».

3. «Слепой» поиск решения. На данном этапе человек уже понима­ет, что «сама» проблема не «рассасывается», и ему придется прояв­лять активность. Однако сам скорее предпримет попытки избавить­ся от дискомфорта, но не разрешить возникшую проблему: тем са­мым, он убегает, а не идет к цели. Это — этап попыток вернуться к прежнему комфортному состоянию. Поэтому и освободиться от дис­комфорта человек старается прежними способами, используя при­вычные модели поведения. Порой он делает это механически, не осо­бенно задумываясь об их соответствии данной ситуации. Но старые методы не срабатывают. Все попытки остаются неэффективными. Дискомфорт и эмоциональное напряжение нарастают и достигают критического состояния.

4. Поиск информации и поддержки. Человек испытывает особенно сильный внутренний дискомфорт. Но именно состояние негативного Напряжения и заставляет человека сделать

приоритетной задачей на данный период жизни. Понимание, что привыч­ные методы неэффективны, заставляет искать новые способы. Но ка­кие? Это пока неизвестно. Кроме того, возникает сильное сопротив­ление необходимости менять знакомый образ жизни, привычки, модели поведения. Возникает внутренний конфликт между необхо­димостью внести в свою жизнь изменения и сохранением статус-кво. Человек переживает кризис, ищет понимания, сочувствия. Одновре­менно он осознанно и неосознанно ищет и накапливает информацию о возможных способах разрешения проблемы. Именно на данном этапе чаще всего обращаются за помощью к психологу в надежде, что он обладает неким «волшебным» знанием.

5. Накопление информации, установление цели. На данном этапе, самостоятельно или с помощью психолога, человек систематизирует весь свой опыт и переключается с того, что его не устраивает, на то, что он хочет. Это — переломный момент в преодолении проблемы: на смену переживанию тупика приходит осознание выхода из него: «Те­перь я знаю, что именно нужно менять и что именно я хочу получить вместо проблемной ситуации».

6. Применение и освоение новых моделей. После определения цели происходит поиск способов ее достижения. Человек может рассмат­ривать различные варианты дальнейших действий, отбрасывая неис­полнимые или нежелательные. Он намечает определенные этапы дос­тижения цели, конкретные шаги.

7. Поиск способов достижения цели. Этот этап можно разделить на три периода.

1. Сознательное применение новых моделей поведения, контроль за реакциями, внесение изменений. Человек чувствует неуверенность и дис­комфорт: он привык действовать по-другому. Часто он делает ошиб­ки, поступает по-старому, несмотря на решение внести изменения: в нем еще сильно желание вернуться к привычному. Вот почему разре­шение проблемы достигается только в том случае, если дискомфорт от проблемы сильнее, чем дискомфорт, вызванный необходимостью ее разрешения.

2. Возрастание чувства уверенности. В этот период человек посте­пенно осваивает новые модели реагирования, привыкает к изменени­ям. Все чаще он достигает успеха в применении новых навыков, но­вых способов реагирования, все больше положительных моментов находит он в изменениях. Чувство комфорта возрастает.

3. Сознательное перенесение нового опыта на другие сферы жизни. Часто разрешение проблемы в одной сфере жизни приводит к необхо­димости внести изменения в другую. Возможно также, что, изучая и пересматривая свою проблему, человек приходит к выводу, что источ­ник проблемы воздействует и в других ситуациях. Тогда получение желаемых результатов при решении проблемы может стимулировать его расширить свой опыт.

8. Сохранение изменений. На этом этапе человек уже интегрировал изменения и действует уверенно, автоматически. Он расширил свой опыт, лучше узнал себя, то есть произошел личностный рост. Некото­рое время он переживает чувство комфорта.

После периода благополучия, если таковой наступает, происходит новое накопление неразрешенных негативных потенциалов, и вновь наступает предкризисное положение. Если проблема не разрешается, то наступает кризис.

8. Сохранение изменений (постконсультативный период)

7. Применение и освоение новых

(консультативное сопровождение практического освоения новых моде­лей, анализ ошибок, укрепление уве­ренности в применении новых спосо­бов решения проблемы и поведения)

6. Поиск способов достижения цели (консультативное сопровождение при анали­зе, поиске, изучении новых возможностей, моделей и способов решения проблемы, ре­петиция поведения, изучение блокирующих моментов и их преодоление

5. Накопление информации, установление цели (консультативное сопровождение при анализе ситу­ации и поиске решения

4. Поиск информации и поддержки

(консультативное сопровождение при принятии решения,

предоставление психологической информации

3. Слепой, хаотический поиск решения

2. Осознание наличия проблемы

Неосознанное поведение, накопление сигналов нарастания проблемы

Практически ни один человек никогда не живет в состоянии абсо­лютного отсутствия проблем, а значит, и необходимости их разреше­ния, то есть необходимости производить изменения. Однако чем бо­лее своевременно и конструктивно разрешает свои проблемы человек, чем более он внимателен к признакам, сигнализирующим о наличии проблемы, тем более равномерной будет динамика его жизни.

 

ОБЩАЯ СХЕМА КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Сопровождение клиента при принятии решения условно можно разделить на следующие этапы: установление контакта с клиентом, ис­следование проблемы, целеполагание, выработка решений, проверка решений и обобщение, или разработка плана конкретных действий. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Знакомство, установление контакта

На этом этапе основная цель — построить прочный союз с клиен­том, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Для этого консультант:

• представляется сам;

• просит назвать имя клиента;

• предлагает клиенту общую схему беседы.

Например: «Сейчас я хотел бы выслушать вас и понять, в чем со­стоит ваша проблема, и какую помощь вы хотели бы получить в ре­зультате нашей беседы; затем мы, возможно, исследуем некоторые обстоятельства более глубоко, и для этого я буду задавать вам необхо­димые вопросы; а затем мы поищем решение. Вы согласны?»

Консультант должен учитывать то обстоятельство, что каждый чело­век имеет свой стиль и свою индивидуальную скорость принятия решений-Некоторые немедленно реагируют на события, проблемы и предпочи­тают принимать решения быстро. Другие откладывают проблему и по-

степенно, шаг за шагом, работают над ее разрешением. Если психолог будет слишком спешить, ему придется тащить клиента буквально за уши к решению, которого он пока еще просто не в состоянии принять. Есте­ственно, в таком случае, он ответит сопротивлением, и контакт будет разрушен. С другой стороны, человек, привыкший к стремительным, не слишком обдуманным решениям, будет испытывать трудности при детальной проверке верности выбора. В таком случае консультанту не­обходимо придерживаться интенсивного темпа консультации, не пере­гружая ее детализацией, но и не упуская ничего важного.

С самого начала консультант применяет техники активного слуша­ния, следит за тем, чтобы темп его речи был комфортен клиенту, а из­ложение мыслей — простым и точным.

Сбор информации, исследование проблемы

Цель данного этапа — определить:

• зачем обратился клиент?

• как он сам видит свою проблему?

• видит ли клиент свои возможности для разрешения проблемы?

• в чем они, по мнению клиента, заключаются?

Психолог старается понять мир клиента и его восприятие своей проблемы. На этом этапе в задачи консультанта входит:

1) выслушать изложение проблемы;

2) помочь клиенту ясно выразить его затруднения;

3) сформулировать определенные задачи.

При анализе межличностных проблем он задает вопросы:

• о ходе событий,

• об участниках событий,

• об их конкретных действиях,

• о результатах этого взаимодействия,

• о том значении, которое придает клиент этим событиям, а также

• чем именно не устраивают результаты взаимодействия. При работе с негативными состояниями (раздражительность, скован­ность, повышенная тревожность, напряженность, неприятные или вредные привычки, депрессия, застенчивость и т. п.) консультант мо­жет задать клиенту следующие вопросы.

1. Когда появилась проблема?

• Есть ли такие периоды, когда проблема всегда возникает?

• Есть ли такие периоды, когда проблема вообще не возника­ет?

2. Где возникает проблема?

• Существует ли такое место, где проблема возникает всегда или особенно часто?

• Есть ли такие места, где она вообще не возникает?

3. Как внешне выглядит эта проблема? f

• Что мы смогли бы увидеть, если бы имели видеозапись?

• Какие бы мы увидели жесты, позиции тела, поведение?

• Что бы мы могли услышать?

4. В чьем присутствии появляется проблема?

• Кто чаще всего находится рядом при возникновении пробле­мы?

• Что другие люди делают и говорят о человеке, имеющем эту проблему и о ней самой?

5. Что из-за проблемы клиенту приходится делать иначе?

• Каким образом проблема нарушает обычную активность кли­ента или мешает в том, что он хотел бы сделать?

• Как выглядела бы жизнь и деятельность клиента без его про­блемы? (Этот альтернативный вопрос позволяет иногда по­лучить важную информацию.)

6. Какие из типов проблемного поведения проявляются во время сессии?

Иногда клиенты проявляют проблемное поведение прямо при об­щении с консультантом. Заострение внимания на этих проявлениях помогает наглядно представить, каким образом возникают проблемы, и обсудить это Обсуждение проблемного поведения полезно прямо в процессе его предъявления. Эта беседа должна иметь не осуждающий или обвиняющий характер, а выстраиваться как анализ интересных и важных аспектов поставленной задачи.

Клиент, постоянно попадающий в конфликтные взаимоотношения, гово­рит с психологом в обвиняющих, резких интонациях.

Консультант. Сейчас, когда я слушал вас, мне показалось, что вы обижены на меня и сердиты, будто я сделал что-то недопустимое.

Клиент. С чего вы взяли? Я говорю как обычно, просто рассказываю о своей проблеме. Что не так? Чем вы недовольны?

Консультант. Наверное, такое впечатление произвели на меня ин­тонации, с которыми вы говорили, и некоторая особенность стро­ить фразы.

Клиент. Не выдумывайте! С чего это мне на вас обижаться? Я говорю

обычно! Консультант. У меня есть предложение: представьте, что все это вы

говорите самому себе. Повторите еще раз ваши слова, глядя на

себя в зеркало. Клиент повторяет, при этом смотрится в предложенное консультантом

большое зеркало. Клиент. Да, действительно, грубовато получается. А ведь я совсем не

имел в виду ничего плохого1 Консультант. Как вы думаете, могут ли других людей, так же, как

меня, сбивать с толку ваши интонации? Клиент {задумчиво). Да, пожалуй...

В процессе сессии, пока клиент самостоятельно и с помощью воп­росов рассказывает о себе и своих затруднениях, консультант собира­ет информацию о нем не только с его слов, но и обращая внимание на:

• позу, жесты, мимику и пластику,

• общее эмоциональное состояние,

• способ формулировать фразы (активная или пассивная позиция в ситуации и в жизни; миф о всемогуществе или беспомощность, стремление контролировать или подчиняться и т. д.);

• отношение к ответственности и вине, свободе выбора и дол­женствованиям, свободе и зависимости и т. д.

Все это дает консультанту представление о строении внутреннего мира клиента: его представлениях о себе, стиле взаимоотношений с окружающими, о возможных ресурсах и, наоборот, блокирующих ре­шение обстоятельствах и качествах.

Часто у клиента обнаруживается множество проблем. Если психо­лог попытается решать их все одновременно, скорее всего, процесс консультирования будет хаотичным. В таком случае, либо оба, и кон­сультант, и клиент, в процессе обсуждения, перескакивая с одной темы на другую, будут упускать из вида важные моменты, либо впоследствии Уже сам клиент, реализуя сразу несколько решений, потерпит неудачу.

Поэтому на данном этапе необходимо выстроить иерархию проблем клиента:

• отделить проблемы одну от другой;

• выделить ту проблему, которую клиент считает наиболее важ­ной или неотложной, и принять ее к работе;

• остальные проблемы обозначить и сформулировать с тем, что­бы поработать с ними в дальнейшем.

Например: «Итак, из вашего рассказа я понял(а), что в связи с тем, что вы живете совместно с родителями мужа, у вас возникают конф­ликты со свекровью, которые усугубляют и без того напряженные от­ношения с супругом. Кроме того, вы чувствуете, что ваш сын-подрос­ток отдаляется от вас. В связи с этим вам необходимо решить, что лучше: разъехаться с родителями, развестись или наладить взаимоот­ношения в семье. При этом вы предпочли бы наладить отношения, но не знаете, возможно ли это. Верно? (Клиентка подтверждает). Мне представляется, что эта большая проблема состоит из нескольких: 1) ваши взаимоотношения со свекровью, 2) ваши взаимоотношения с мужем, 3) ваши взаимоотношения с сыном. Может быть, последова­тельно разобравшись с каждой из этих проблем, вам будет легче при­нять верное решение? (Клиентка соглашается). Тогда, как вы считаете, с какой из этих трех задач необходимо разобраться в первую очередь?»

Затем необходимо остановиться на исследовании возможностей кли­ента. Для этого следует выяснить:

□ Обдумывал ли клиент пути решения проблемы, каковы его идеи на этот счет /" Например: «До того, как вы пришли на консультацию, вы, вероятно, обдумывали возможные выходы из положения. Не могли бы вы поделиться ходом своих рассуждений и выводами?»

□ Были ли раньше аналогичные ситуации? Например: «Случалось ли вам раньше сталкиваться с подобной проблемой?» или «При­ходилось ли вам раньше переживать что-то подобное?»

D Что помогало ему раньше в аналогичной ситуации? Например: «Из вашего рассказа я вижу, что у вас действительно богатый опыт в разрешении конфликтов. Как вы думаете, что помогало вам в этом?»

П Какие личностные черты клиента могут способствовать решению проблемы? Обсуждение сильных сторон личности клиента в те­чение беседы может быть началом подключения к его ресурсам.

Например: «У вас действительно сложная проблема, но тем не ме­нее вам удавалось достаточно долго поддерживать вполне удовлетво­рительные отношения. Как вы думаете, какие ваши личностные каче­ства помогали вам в этом?» или «Из вашего рассказа я вижу, что вы обладаете большим терпением и настойчивостью. Эти качества обяза­тельно помогут вам в разрешении теперешней ситуации».

Консультант, задавая вопросы, говорит с клиентом о его чувствах, его роли в происхождении событий. Но самое главное — он наблюда­ет за эмоциональным состоянием клиента непосредственно во время рассказа. Хотя, как правило, в самом начале консультативного процесса люди предпочитают сдерживать эмоции и разговаривать «веж­ливо» в рамках общепринятой этики поведения, их микромимика, мелкие движения пальцев, поза и т. д. могут сообщить наблюдатель­ному психологу о многом.

При этом консультант настраивает клиента на конструктивное и реалистичное восприятие проблемы.

Например: «Мы не можем изменить другого человека, если он сам этого не хочет», «Изменяя свою жизнь, вы изменяетесь сами, а затем происходит изменение отношения к вам других людей», «Нужно вре­мя и терпение, чтобы измениться» и т. п.

Иногда, чтобы клиент принял такую позицию, бывает необходимо вступить с ним в дискуссию.

Консультант. Вы считаете, что вы правы, и поэтому ваш партнер должен изменить свои взгляды на семейную жизнь, а не вы. Но из вашего рассказа я поняла, что он тоже считает себя правым, так?

Клиентка. Да. Он даже слушать меня не хочет, говорит, это я выду­мываю проблемы.

Консультант. Давайте теперь представим, что ваш образ жизни его не устраивает, и он хочет, чтобы вы изменили свои привычки, ста­ли ходить с ним на футбол и предпочитали свободный образ жиз­ни, а не семейный уют. Стали бы вы меняться?

Клиентка. Да с чего я должна меняться? Я считаю, что так, как он, жить нельзя. Надо быть более ответственным человеком.

Консультант. То есть вы не стали бы меняться, даже если бы он начал настаивать?

Клиентка. Нет! Никогда!

Консультант. Значит, если вы не захотите, вы не изменитесь, не­смотря на его уговоры и даже скандалы? Это действительно не в его власти?

Клиентка. Конечно. Если бы я считала, что живу неправильно, я бы поменялась. Но я думаю, что я права.

Консультант. Возможно, ваш партнер рассуждает точно так же и считает, что он живет так, как ему надо, как вы думаете?

Клиентка. Возможно.

Консультант. Считаете ли вы теперь, что можете его изменить по своему усмотрению?

Клиентка. Да, вероятно, из этого ничего не выйдет.

А. Блазер и соавторы отмечают, что необходимо рассматривать проблему или клиента с его проблемой не в отрыве от окружающих обстоятельств, а внутри какой-то вышестоящей системы (партнерс­кие отношения, семья, общество).

В этой связи предлагается задавать вопросы:

□ Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема?

□ Какую задачу решает эта проблема?

□ Для чего нужна клиенту эта проблема? Для чего он ее культиви­рует? Чего он пытается этим добиться?

□ Какую роль он, тем самым, приписывает себе, или какая роль отводится ему другими?

□ Какую функцию выполняет проблема в настоящей жизненной ситуации клиента, в его отношениях?

Эти вопросы практически всегда вызывают сопротивление. Чело­веку трудно взглянуть на ситуацию, которая настолько неприятна, что вынудила его обратиться к психологу, как на результат собственных усилий. На этом этапе он с трудом воспринимает мысль о том, что он сам создает, поддерживает и даже бессознательно заботится о суще­ствовании проблемы. И это не удивительно, ведь признание справед­ливости такого утверждения неизменно вызывает чувство вины. Вот почему, хотя такие вопросы, безусловно, необходимы, следует задавать их при соблюдении перечисленных ниже условий.

1. Между клиентом и консультантом уже существуют доверитель­ные доброжелательные отношения.

2. В процессе консультирования уже состоялся разговор о неотвра­тимости ответственности за происходящее в жизни клиента (иног­да это выливается в сложную экзистенциальную дискуссию).

3. В процессе консультирования уже обсуждалось единство про­тивоположностей всех явлений этого мира. Например: «Любая медаль имеет две стороны, и если «медаль» — это проблема, то и у нее должна быть позитивная сторона; вот ее-то нам и нужно рассмотреть».

4. Психолог должен быть готов к обсуждению возникшего чувства вины.

Например: «Обычно никто не хочет нажить себе проблему. Каж­дый человек совершает поступки в силу возникшей потребности. И каковы бы ни были принятые решения или чувства, они исходят из внутреннего состояния или понимания ситуации. Поэтому то, что произошло, вероятно, должно было произойти. Сейчас вы меняетесь, и меняется ваше восприятие ситуации. Есть ли смысл в том, чтобы обвинять себя за то, что вы не могли тогда смотреть на обстоятельства сегодняшними глазами? А вот, что мы действительно можем об­судить, так это из чего «выросла» ваша вина. Ведь вина возникает тогда, когда мы нарушаем какие-то внутренние правила, установки, ограничения».

Обычно такие обсуждения вновь возвращают беседу к теме разде­ления ответственности за происходящее. Две крайности — взять всю ответственность на себя или переложить всю ответственность на пле­чи других — обычно не соответствуют действительности. Особенно важно говорить об этом, когда проблема касается межличностных от­ношений.

«Задавая вопрос о функциональном смысле проблемы, психотера­певт не стремится проникнуть в область внутриличностностных кон­фликтов, поскольку последние чаще всего не осознаются... Ответ на вопрос о значении проблемы следует искать в конкретных, понятных межличностных отношениях здесь и сейчас, в партнерских связях, в се­мье, на работе и других межличностных отношениях»27.

С этой целью клиенту могут быть заданы следующие вопросы:

О Какую роль играет проблема или клиент во взаимодействии партнеров?

□ Не является ли проблема частью борьбы за власть?

□ Не пытается ли клиент неподходящими средствами построить отношения или, может быть, проблема позволяет ему принять желаемую для него роль?

«Вторичная выгода» — это один из важнейших факторов, форми­рующих проблемы, с которыми сталкивается клиент, и которые спо­собствуют устойчивости этих проблем.

Не всегда в начале взаимодействия с клиентом удается получить ответы на перечисленные вопросы. Однако необходимо иметь в виду, что если клиент затрудняется разрешать свою проблему, несмотря на очевидный вред от ее присутствия, консультанту необходимо снова вернуться к вопросам о вторичной выгоде проблемы.

Основные условия исследования проблемы

□ Консультант должен быть искренним и открытым с клиен­том. Он может сообщать ему о своих чувствах, возникающих в процессе консультативного взаимодействия. Например: «Мне показалось, что мой последний вопрос вызвал у вас раздра­жение. Если это так, то что именно вас задело?» или «Сейчас у меня возникло чувство, будто я стучусь в дверь, которую мне не хотят открывать. Вы односложно отвечаете на все мои воп­росы. И я думаю, как я смогу помочь вам, если не чувствую вашей готовности быть открытым? Готовы ли вы доверять мне?»

□ В процессе изложения клиентом проблемы и по его заверше­нии консультант кратко повторяет рассказанное, выделяя основ­ные моменты. Именно таким образом клиент может «взглянуть» на проблему со стороны. Вдобавок он может либо убедиться, что психолог понял его правильно, либо поправить его, указав на неточности.

□ Консультант должен учитывать, что клиенту необходимо пони­мать происхождение и цель вопросов, которые ему задаются. Если цель вопросов клиенту не ясна, это будет вызывать насторожен­ность и сопротивление.

□ Консультант должен помнить, что многие вопросы могут вызы­вать болезненные реакции клиента, поэтому необходимо зада­вать их в достаточно мягкой форме. Кроме того, нужно воздер­живаться от вопросов, которые неуместны или слишком преждевременны, то есть клиент еще не готов на них ответить. В противном случае консультант будет причинять напрасную боль клиенту. Постепенно клиент поймет это, и консультативный контакт будет разрушен.

□ Отражая и резюмируя, консультант заботится об экологической чистоте консультации, предотвращает искажение информации. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы клиент более глу­боко разобрался в своих затруднениях и самостоятельно при­нял определенное решение. Для иллюстрации сказанного давай­те представим следующую ситуацию. Клиент пришел на консультацию в новом костюме с просьбой помочь ему решить: сделать его длиннее или короче, расширить в талии, или, на­оборот, убрать лишнее. Можно давать ему подробные и дельные советы, описывая, как это выглядит, но он все равно не будет видеть этого сам. К тому же, ни он, ни консультант не могут с уверенностью сказать, что предложенное решение придется ему по вкусу. Но вот консультант предлагает ему зеркало и ничего не говорит от себя: клиент просто смотрит в него и сам решает, где и как нужно произвести изменения..

Целеполагание

На данном этапе психолог помогает клиенту решить вопрос о том, что он хочет получить в своей жизни вместо не удовлетворяющего его положения, то есть:

• каким он хочет стать?

• чего он хочет добиться?

• что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут?

Это очень важный этап. Консультанту нужно быть особенно вни­мательным, чтобы не подменить истинные цели клиента своим пред­ставлением о них. Кроме того, когда у консультанта появляется чет­кое определение проблемы, появляется соблазн тотчас же приняться за ее решение. Однако соображения психолога относительно решения проблемы могут совершенно не совпадать с мыслями клиента.

Установление цели. Цель должна быть четко сформулирована. Час­то вопросы относительно желаемого результата в корне меняют на­правление беседы.

Клиент должен осознать, что если ему что-то

не нравится, но он не имеет представления,

куда идти, то он не решает проблему, а убегает

от нее. А если он даже знает, куда хочет попасть, это вовсе не означает, что ему обяза­тельно понравится там, куда он придет.

Поскольку в большинстве случаев клиенты высказывают именно желание избежать проблемы, то для установления цели, в соответствии с которой необходимо будет достигать определенных изменений, не­обходимо переформулировать запрос клиента.

Переформулирование — наиболее важная составляющая процесса из­менений, предполагающая:

• перемещение фокуса внимания с проблемы на решение,

• замену формулировки проблемы с пассивной на активную,

• конкретизацию понятий, заложенных в формулировку реша­емой задачи.

Клиент заявляет, что «нервотрепка его замучила, и он не знает, что надо делать».

□ «Нервотрепка замучила». => Пассивная позиция — его мучает не­рвотрепка. По сути, поделать с этим ничего невозможно, так как все зависит не от самого клиента, а от нервотрепки, которая его мучает. Консультант обсуждает с клиентом в действительности за­ложенный в эту фразу смысл и предлагает ему сформулировать свою проблему в активной позиции.

□ «Я не хочу нервотрепки». => Позиция активная: действующим ли-

цом является уже не нервотрепка, а «я» (сам клиент), но фокус его внимания — по-прежнему на проблеме, то есть на том, чего он не хочет. Клиент скорее убегает, а не идет к цели. Фактически он не видит результата, к которому можно было бы стремиться. Кон­сультант обсуждает это с клиентом и высказывает мысль, что если убегать, а не двигаться к цели, то неизвестно, куда он придет, и понравится ли ему там.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.