Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 11 страница






Релаксационная визуализация

Консультант может предложить клиенту одну из следующих инст­рукций.

1. «Представьте себе, что внутри вас катится теплый, мягкий, но тяжелый шар. Он прокатывается по плечам, рукам, спине, животу, яго­дицам и ногам. Как только шар наталкивается на напряженный учас­ток, он несколько раз перекатывается по этому месту, а затем продол­жает свой путь. Пусть этот шар несколько раз обследует каждый сан­тиметр вашего тела. Чувствуйте его теплоту и тяжесть».

2. «Представьте, как вы медленно спускаетесь по длинной-длин­ной лестнице. Считайте шаги. Когда вы окажетесь на тридцать тре­тьей ступеньке, остановитесь и осмотритесь вокруг. Это — просторная комната, в которой сбываются ваши мечты. Обратите внимание на все, что в ней есть. Теперь загадайте желание и идите дальше. От­считайте еще тридцать три ступени вниз. Теперь вы видите зеленую поляну. На ней несколько красивых деревьев. Выберите то, которое вам больше нравится. Представьте, что вы босиком идете к нему по мягкой траве. Подойдите и обнимите свое дерево. Почувствуйте, как его целебная сила наполняет все ваше тело и снимает усталость. По­стойте так столько, сколько нужно, и опять возвращайтесь на лестни­цу. Снова опуститесь на тридцать три ступеньки. Теперь вы видите боль­шую удобную лодку. Вы садитесь в нее, и она плывет по прекрасной реке. Почувствуйте, как покачивают вас волны, послушайте их легкий плеск».

3. «Представьте себе, что к вам подлетает большое, мягкое облако. Вы ступаете на него и удобно ложитесь. Облако повторяет ваши фор­мы. Оно легкое, но надежно держит вас. И вот вы летите. Вы пролета­ете над прекрасными местами. Рассматриваете их. Когда вам надо, облако поднимается выше, когда хотите — опускается. Остановитесь там, где вам больше всего понравилось. Осмотритесь вокруг. Побудьте столько, сколько вам хочется и — снова полет, тишина и легкость».

Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании с фокусированием (метод Ю. Джендлина)

Образы можно использовать в процессе консультирования в любое время. Они напрямую связаны с эмоциями, которые имеют источник в том же бессознательном. С другой стороны, тело — это язык нашей физической природы. Именно тело является проводником для наших эмоций, которые изменяют его состояние. Соответственно, любую эмоцию можно локализовать в теле.

Консультант может предложить клиенту проделать следующее, на­правляя его вопросами.

1. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Что вы сейчас чувствуе­те? Где в теле особенно локализуется это состояние?

2. Представьте себе образ вашего состояния. Как оно выглядит? Как оно ощущается в теле? Как оно звучит? Что в этом образе есть особенно тревожащего, дискомфортного?

3. Представляйте, как этот образ меняется, становится все более приятным, успокаивающим, комфортным. Что с ним проис­ходит?

4. Вернитесь к вашему состоянию. Каково оно теперь? Как оно

изменилось? При необходимости эту технику можно повторять несколько раз.

Во время выполнения этой техники необходимо, чтобы клиент под­робно описывал происходящие изменения в образе. При этом важно следить за его физическим состоянием. Образы — сильное оружие, и обращаться с ним нужно осторожно.

Если в теле клиента будут сохраняться негативные ощущения, мож­но предложить ему: 1) сосредоточиться на негативном ощущении; 2) выбрать один из видов «ласкающего», «исцеляющего» визуального (то есть воображаемого) самовоздействия: например, омывание не­жным лечебным бальзамом, под действием которого каждая клеточка облегченно расправляется и благодарно успокаивается; или струящий­ся нежный поток исцеляющего света, или нежное поглаживание и т. п. (клиенту может быть задан вопрос о том, что для него наиболее прият­но); 3) визуализировать выбранный способ до устранения неприятно­го ощущения.

Метод двойной диссоциации (НЛП)23

Консультант может предложить клиенту следующую процедуру, в которой он руководит воображаемыми действиями клиента.

1. Представьте себя сидящим в центре пустого кинозала.

2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы ви­дите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания.

3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете видеть себя в центре кинозала, наблюдаю­щего за собой на экране.

4. Мысленно включите кинопроектор, и черно-белый снимок пре­вратится в черно-белый фильм о ситуации, где было переживание.

5. Посмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сра­зу после окончания ситуации, вызвавшей сильные переживания.

6. Выключите проектор и из проекционной будки переместитесь в свое тело в зале и на экране. Обратите внимание, как измени­лось ваше состояние.

7. Проделайте все шаги три или пять раз. Каждый раз проверяйте свое состояние. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что ваше состояние улучшилось.

Данный метод имеет ограничения: его нельзя применять в ситуа­циях переживания психотравмирующего характера (насилия, наблю­дения гибели людей и т. п.).

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ

Люди переживают утрату гораздо чаще, чем принято думать. На­пример, когда мы делаем выбор, мы отказываемся от одной из воз­можностей. И при этом мы переживаем утрату этой возможности. Сила и длительность этого переживания будет зависеть от значимости по­тери, но протекать этот процесс будет по тем же законам, что и любое другое горе.

Утрата переживается в связи с уходом партнера или из-за того, что дети, повзрослев, захотели жить самостоятельно. Горе усиливается чув­ством отверженности, которое тем сильнее, чем больше в отношениях было эмоциональной зависимости. Для созависимого человека поте­ря партнера становится настоящей трагедией, по сути, он лишается большей части своего Я.

Человек переживает утрату, даже если сам, в результате собствен­ного решения, прекращает отношения с партнером. Иногда ему и са­мому себе трудно объяснить свое состояние, ведь разводясь (или рас­ставаясь), он надеялся на улучшение своей жизни. Однако то обстоя­тельство, что инициатива принадлежит именно ему, спасает только от терзаний ущемленного самолюбия, но не отменяет переживания горя. К тому же, разорвавший отношения, как правило, имеет меньше со­чувствия и поддержки окружающих.

В случаях, когда кто-то из близких созависимого является нарко­маном на необратимой стадии зависимости, предстоящая утрата на­чинает переживаться еще до того, как близкий умер. Такое состояние называют предвосхищенным горем.

Консультирование людей, переживающих утрату — это тяжелый Процесс. Работа над проблемами клиента на фоне переживания утраты практически невозможна. Но психологическая помощь ему необ­ходима. Поэтому, если клиент в период переживания горя по каким-либо причинам оказывается у консультанта, начинать необходимо с проработки его реакций скорби.

Переживая горе, человек испытывает душевную боль. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором есть определенные за­кономерности и этапы. Эти этапы невозможно ни ускорить, ни «пере­шагнуть», и на каждом из них помощь психолога и окружающих лю­дей тоже имеет свои закономерности. Считается, что нормальная ре­акция скорби может продолжаться до года, но на самом деле очень часто реакции горя длятся гораздо дольше.

Клиническое описание острого горя

Острое горе — это синдром с психологической и соматической сим­птоматикой. Этот синдром может возникать сразу после кризиса или бывает отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркну­том виде, или совсем не проявляется.

Нормальное горе имеет следующие признаки:

• периодические приступы страдания (от 20 минут до часа);

• спазмы в горле;

• припадки удушья с учащенным дыханием;

• постоянные вздохи;

• чувство пустоты в животе;

• потеря мышечной силы, истощение;

• отсутствие аппетита;

• душевная боль;

• изменение сознания: легкое чувство нереальности; ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей челове­ка от других людей (иногда другие люди кажутся маленькими или похожими на призраки); сильная поглощенность обра­зом умершего; галлюцинации (человеку кажется, он почти уверен, что видит или слышит умершего совершенно реаль­но), наличие которых очень тревожит — многим кажется, что они сходят с ума.

Наиболее выраженные психологические черты:

□ Очередной приступ наступает раньше обычного, если человеку, переживающему горе, кто-то напоминает об умершем и выра­жает сочувствие.

□ Наблюдается стремление любой ценой избавиться от болезнен­ных переживаний, поэтому человек отказывается от контактов, которые могут ускорить приступ, часто старается избегать лю­бых упоминаний об умершем.

О Многих охватывает чувство вины: скорбящий пытается отыс­кать в прошлых событиях то, что он мог бы сделать, но не сде­лал; обвиняет себя в невнимательности, преувеличивает значе­ние оплошностей.

П Часто происходит утрата потери теплоты в отношениях с живы­ми людьми, тенденция разговаривать с раздражением и злостью, желание, чтобы вообще не беспокоили, несмотря на усиленные старания близких поддерживать дружеские отношения. Эта враждебность беспокоит человека и принимается за признаки сумасшествия. Он пытается сдержать свою враждебность и в результате вырабатывает натянутую манеру общения.

CD В речи может появиться торопливость. Часто люди, пережива­ющие утрату, становятся непоседливы, совершают бесцельные движения, ищут какое-то занятие, но, в то же время, не способ­ны поддерживать организованную деятельность. Цепляясь за повседневные дела, их выполнение, однако, дается с большим усилием.

D Нередко возникает ощущение, что все потеряло свой смысл, так как оказывается, что все было связано с умершим. Особенно это сказывается в общении с другими людьми: утрачиваются навы­ки общения.

□ У человека могут появиться черты (например, походка, жесты, привычки), а также симптомы заболевания или манеры поведе­ния умершего.

П Часто возникает стремление продолжить дело умершего, даже если оно не близко склонностям человека и раньше его не инте­ресовало.

□ Спад напряжения наступает только после того, как человек по­зволил своим эмоциям проявиться и согласился разговаривать об утрате и о том, что он чувствует.

Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс)

Сразу после смерти человека возникает острая душевная боль. С те­чением времени она меняется. Происходит последовательная смена состояний, от одной стадии к другой.

1. Отрицание

Человек не может воспринять утрату. Он сопротивляется дове­рять очевидному. Его могут осенять «догадки» о чудовищных ошиб­ках. Он может вспоминать случаи, когда хоронили живых людей. Отрицание самого факта утраты может проявляться и в том, что об умершем говорят в настоящем времени, навсегда уехавшего чело­века ждут к ужину и по привычке ставят для него тарелку. Или, если утрата не связана со смертью, вдруг приходят в голову необыкно­венные идеи о возврате утраченного. В общем, человек переживает шок, который может проявляться и полным отсутствием всяких чувств.

2. Озлобленность

Затем наступает этап, когда скорбящий переживает озлобленность. Он стремится обвинить кого-то в случившемся. Как правило, его об­винения звучат абсурдно, но спорить с человеком нельзя: гнев должен выйти наружу, иначе более поздний этап «депрессии» может проте­кать чрезмерно тяжело.

Консультант, с пониманием относящийся к высказываниям кли­ента в озлобленном состоянии, значительно облегчит протекание дан­ного периода. Однако отражать необходимо не намерения или неспра­ведливые обвинения клиента, а его состояние. Психолог не должен фальшиво соглашаться с абсурдными намерениями клиента, но обя­зан принимать право клиента переживать подобные чувства и жела­ния в состоянии горя.

3. Компромисс

На смену злобе приходит осознание утраты и смирение с ней. Здесь принятие утраты осуществляется уже разумом. На первый план выхо­дит когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умер­шем, горечь потери, попытку отстраниться от утраченного лица, по­иск своего места в новых обстоятельствах. Это — очень тяжелая пси­хическая нагрузка, которая усиливает страдание. Консультант способен доставить облегчение, однако подобное вмешательство не всегда уме­стно. Лучше всего — активно выслушивать, поддерживать. Человек должен видеть доброжелательность, принятие и готовность помочь. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.

4. Депрессия

На данном этапе озлобленность, прежде направленная вовне, транс­формируется в депрессию, и глубокая тоска поглощает человека. На­вязчивые мысли об умершем (или утраченном при других обстоятель­ствах) занимают все мысли человека. Это — период принятия утраты чувством.

«Пропадает интерес к событиям, делам, которые казались прежде важными, к своей внешности. Места и ситуации, предметы, связан­ные с умершим, приобретают особую значимость. Не надо противиться символическим склонностям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего»24.

Обычно депрессия (не исключение и депрессия в период скорби) сопровождается чувством вины. Вспоминаются ссоры или другие со­бытия, где скорбящий вел себя, по его мнению, несправедливо, глупо, необдуманно и т. д. по отношению к умершему или утраченному. Это усугубляет страдание. Но избежать этих переживаний невозможно: они закономерны.

Когда человек страдает, у окружающих возникает желание опекать скорбящего, решать за него насущные проблемы, полностью избавить от забот. Вместе с тем, хотя поддержка действительно нужна, депрес­сия — очень опасный период. Если скорбящий получит вторичную выгоду из этого состояния в виде особого внимания близких, то вмес­то постепенного улучшения депрессия может превратиться в хрони­ческий и тягостный недуг. Помощь близких должна поддерживать, а не нести на себе, то есть она не должна лишать необходимости про­должать отвечать за свою жизнь.

Консультант в этот период способствует выражению клиентом сво­их чувств, но по мере продвижения работы горя к своей завершающей стадии все чаще заговаривает с ним о его насущных проблемах. Пси­холог стимулирует активное отношение к окружающему, помогает пре­одолевать навязчивые воспоминания, что облегчает переживания.

5. Адаптация: развитие новой идентичности

В этот период душевная боль уменьшается. Человек постепенно адаптируется к жизни без утраченного. И наступает время, когда раз-Решение психологических проблем, не связанных с потерей, становится возможным. Надо быть готовым к тому, что в процессе пережи­вания скорби у человека будет меняться система ценностей, он может ставить перед собой задачи, которые раньше его не интересовали, и, наоборот, отказываться от целей, волнующих его прежде.

Этапы горя не всегда следуют строго один за другим. Чаще наблюда­ются временные возвраты на предыдущие этапы, затем снова продви­жение вперед, вновь возврат и т. д. Эти колебания вызывают разочаро­вание и усталость окружающих, в том числе и консультанта, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение ни в коем случае нельзя.

Отрицание Гнев Компромисс Депрессия Адаптация

Рис. 4. «Челночная» динамика горя

Следует терпеливо относиться к возникающим «странным» ритуа­лам в отношении вещей и других предметов, связанных с умершим, — они важны для человека, находящегося в состоянии горя. Необходи­мо спокойно относиться и к таким сообщениям, как «контакты» с умер­шим, когда последнего видят, слышат его голос или ощущают его при­сутствие. Каково бы ни было происхождение ощущения «контакта», о них свидетельствуют многие люди, переживающие утрату, и это не имеет отношения к психическому заболеванию. Кроме того, если са­мого скорбящего пугают такие явления, его надо успокоить, объяснив ему, что это частое явление в период переживания утраты, которое полностью прекращается после окончания работы горя.

В целом, помощь консультанта в период переживания острого горя заключается в выслушивании и поддержке.

Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Фор­мальные фразы отталкивают, возникает отчужденность и контакт на­рушается. Советы и наставления также оказываются непродуктивны­ми и даже вредными, поскольку отягощают переживание горя, а не облегчают его.

Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чув­ства, и все они должны быть восприняты с симпатией и добротой без предубеждения, чтобы он знал, что его переживания, хотя и тяжелы, но естественны, и он не одинок.

Задача состоит в том, чтобы разделить с человеком работу горя, а именно — помочь ему преодолеть зависимость от умершего и найти новые модели взаимодействия. Итак, важным на этом пути является, чтобы:

• клиент принял боль утраты;

• его страх, гнев и другие чувства были переработаны (враж­дебность должна прорабатываться особо!);

• консультант замечал не только чрезвычайно сильные реакции, но и очень слабые, это поможет предотвратить отсроченные реакции.

Возможные вопросы при работе с утратой:

□ Расскажите мне, что это был за человек. Как он обычно выра­жал свои чувства по отношению к вам?

□ Как вы узнавали о его любви (симпатии) к вам?

□ Если бы он оказался здесь сейчас, что бы вы хотели сказать ему? Скажите это прямо сейчас.

□ Расскажите о самых приятных моментах в ваших отношениях.

□ Расскажите о его характерных чертах, достоинствах и недостатках.

□ Можете ли вы вспомнить о нем что-то смешное?

□ Какими были его манеры?

□ Что его больше всего раздражало?

□ Какими были его привычки?

□ Что вас раздражало в нем больше всего?

□ Расскажите, как он умирал (уходил).

□ Когда последний раз вы его видели?

□ Какой была ваша первая реакция на его смерть? П Удалось ли вам с ним проститься?

□ Как вы попрощались с ним?

□ О чем вы размышляете, вспоминая о нем? Что именно вам вспо­минается?

□ Что было потом?

□ Что произошло с его личными вещами?

П Убрались ли вы в его комнате (шкафу и т. п.)?

□ Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали?

□ Пользуетесь ли вы его вещами? (Если да — это хороший знак; если нет — следующий вопрос: почему?)

Эти разговоры занимают 8—10 бесед по одному часу. Часто время бесед при проработке горя увеличивается, но нецелесообразно делать их длиннее двух часов. Это вредно и клиенту, и консультанту.

Осложненное горе

Осложненное горе возникает, если в естественное течение скорби внедряются блокирующие факторы. Например, ссора перед смертью, отсутствие поддержки (невозможность выразить свои чувства), еще одна утрата в период переживания горя и др.

Обычно об осложненном горе можно говорить, если несколько лет спустя человек ведет себя так, будто утрата произошла совсем недавно.

Осложненное горе может проявляться по-разному.

Отсрочка реакции

Если утрата застает человека во время решения каких-то важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти не почувствовать своего горя. Однако в этом случае работа горя прекращается. Иногда эта отсрочка может длиться года­ми. Но спустя много времени (иногда несколько лет) совершенно не­значительный повод «включает» все симптомы острого горя.

Если в повествовании клиента консультант видит симптомы ост­рого горя при незначительном поводе, следует поинтересоваться:

• не переживал ли клиент утраты в прошлом;

• не была ли его реакция на потерю ослабленной;

• была ли возможность у его горя проделать свою работу.

Отсутствие скорбных чувств

и появление соматических заболеваний

Часто это те болезни, которые подобны заболеваниям умершего. Осознание их связи с утратой отсутствует, а признаки горя так никог­да и не появляются. По этому поводу человек может испытывать чув­ство вины, у него может начать работу неосознанное стремление к са­монаказанию. Часто такой человек активен, однако его деятельность приносит вред его собственному экономическому положению; нео­сознанно он так строит свои отношения, что может остаться без се­мьи, без друзей, без социального статуса. Возможны случаи, когда чув­ство вины не вполне или совсем не осознается. Однако заболевания и изменения стиля жизни в сторону разрушения отношений и самораз­рушения могут свидетельствовать о стремлении к самонаказанию.

Горе с искаженными реакциями

Обычные реакции горя могут быть чрезмерно усиленными. Чаще всего встречаются следующие искаженные реакции:

• повышенная активность без чувства утраты;

• избегание общения, стремление к социальной изоляции;

• яростная враждебность по отношению к близким людям, род­ственникам, врачу и т. п.; такой человек может иметь подо­зрения (и даже высказывать их) по поводу негативного отно­шения этих людей к умершему;

• в случаях, когда враждебность представляется испытывающим ее людям ненормальной, они скрывают ее, в связи с чем их чувства становятся «одеревеневшими», а поведение — неес­тественным (внешне это может напоминать картину шизо­френии, однако таковой не является);

• утрата инициативы, решительности: человек может строить планы, оставаясь бездеятельным;

• неосознаваемое самонаказание;

• ажитированная депрессия, то есть депрессия с напряжением, возбуждением, с суетливой деятельностью, бессонницей, чув­ством собственной малоценности, стремлением к болезнен­ным переживаниям, жесткими самообвинениями и явной по­требностью в самонаказании; такие люди могут совершать по­пытки самоубийства.

Если работа горя не идет

Вина — очень частая причина, по которой горе не делает свою ра­боту, искажаясь и осложняясь. Часто она — результат осознанных или Неосознанных враждебных чувств клиента к умершему. Умерший че­ловек мог быть капризным, конфликтным, деспотичным и т. п. Но переживающий утрату человек винит только себя за свои негативные Реакции в его адрес.

В связи с этим необходимо обращать внимание на то, как человек го­ворит об умершем. Если клиент часто повторяет, что он был очень хоро­шим, это не обязательно говорит о том, что за этим кроется желание ис- враждебность, но в любом случае должно насторожить.

Важно, чтобы клиент смог говорить об умершем как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и недостатки. Но подводить к этому клиента нужно постепенно, без давления и спешки.

Иногда склонность к созависимым отношениям развивается уже в достаточно зрелом возрасте в результате перенесенной потери и не про­работанного горя. Теперь значимый Другой становится сверхзначимым, а целью жизни человека становится:

• не утратить значимого Другого с помощью сверхконтроля и сверхопеки, направленных на него;

• искупить иррациональную вину перед тем, кого потерял по ка­ким-то причинам, через самонаказание в отношениях с дру­гим значимым человеком посредством чрезмерного подчине­ния или чрезмерной заботы.

Если консультант, знакомясь с историей жизни человека, обнару­живает в ней историю потерь, это означает, что следует исследовать, насколько полноценно пережиты эти потери. Самый очевидный при­знак непереработанного горя — слишком яркая эмоциональная окрас­ка воспоминаний об утраченном. Полноценно пережитая потеря мо­жет вызывать грусть, но не доходит до уровня тоски, рыданий или деп­рессии.

В каждом отдельном случае консультанту нужно принять решение, необходимо ли ре-переживание утраты или, наоборот, гораздо полез­нее переключение внимания на конструктивные цели будущего.

Таблица 3

Необходимо ре-переживание Необходимо переключение внимания
1. Клиент по каким-то причинам скрывает горе от своего окружения и никогда не проявлял своих чувств. 2. Клиент не имел возможности выразить свои чув­ства в полную меру 3. Клиент «завис» на каком-то этапе горя и не может полностью освободиться от переживания. 4. Клиент проявляет симптомы острого горя, хотя ут­рата произошла больше полутора лет назад. 5. Чувства клиента блокированы, он эмоционально «окаменел». Стимулировать выход эмоций можно 1. Горе является хроническим вследствие особой тяжести утраты (например, потеря ребенка, по­теря сразу нескольких значимых людей) и ре-переживание может усилить травму. 2. Из переживания горя извлекается вторичная вы­года в виде отказа от ответственности, отказа от деятельности, получение внимания и т. д. 3. Горе предъявляется как оправдание асоциаль­ного поведения. 4. Горе является фетишем, фактором принужде­ния (например, все члены семьи должны соблю­дать определенные ритуалы в честь умершего, действовать в соответствии с наставлениями умершего, хотя это противоречит желаниям и по­требностям живых и т. д.). 5. Переживание горя становится смыслом жизни, способом структурировать время.

Окончание таблицы 3

Необходимо ре-переживание Необходимо переключение внимания
через телесно-ориентированные и арт-терапевти-ческие подходы. 6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т д, и при этом испытывает иррациональную вину из-за того, что не смог спасти. Ре-переживание производится с целью проявить абсурдность вины и невозмож­ность преодолеть обстоятельства Внимание! При этих же обстоятельствах могут быть причины, по которым нужно избегать ре-переживания. 6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т. д. Если это произошло несколько лет назад, а клиент про­являет признаки посттравматического стрессо­вого синдрома, тогда ему необходимо не ре-пе­реживание, а специальная реабилитационная терапия.

Ре-переживание может протекать вполне спонтанно, в результате разговора с психологом, построенного на его заинтересованных воп­росах:

• о подробностях обстоятельств, при которых произошла утрата;

• о значении утраченного;

• о вторичных утратах, то есть об утратах, которые произошли в результате основной утраты.

Консультанту необходимо стимулировать выражение чувств, поощ­рять слезы, крик и другое бурное проявление эмоций. Важно, чтобы клиент чувствовал, что психолог не боится его переживаний, но и не отстранен. Ему необходимо сопереживание, как бы тяжело оно ни было для психолога (консультанту нужно позаботиться о самовосстановле­нии после подобных сессий).

Ре-переживание может длиться не одну сессию. Самое главное в нем — это выплеснуть боль и страхи и принять потерю, то есть сми­риться с ней, увидеть позитивные стороны своей жизни без утрачен­ного.

Важный вопрос для обсуждения с клиентом в конце ре-пережива­ния: что хорошего вы имеете в результате вашей утраты? По опыту знаю — это самый трудный вопрос. Такой взгляд с трудом принимает­ся клиентами. Но я убеждена — найти ответ на него необходимо для полного выздоровления. Я говорю клиентам: «В жизни ничего не слу­чается просто так. Даже страшные утраты даются нам для того, чтобы Мы получили нечто в нашей жизни. Утрата — это предоплата за некие возможности, которые мы можем иметь, пережив ее. Сейчас, когда са­мые острые переживания остались позади, вы можете осмотреться и Понять, ради чего вы пережили такое горе. Какие новые возможности У вас появились? Может быть, вы еще не воспользовались ими? Рассмотрите все стороны вашей жизни и прежде всего ресурсы вашей лич­ности. Вы можете не пользоваться появившимися возможностями, «подарить» ваше горе, или максимально реализовать появившиеся ре­сурсы. Главное — понять, каковы они».

С точки зрения технических приемов, ре-переживание может сти­мулироваться с помощью:

• писем к умершему (утраченному, потерянному);

• разговора с тем, кого утратили, для того чтобы высказать ему свои чувства (техника пустого стула);

• выстраивания «линии жизни»: в хронологическом порядке, начиная с обстоятельств, которые предшествовали появлению значимого человека, воссоздается полная история отношений и подробное описание обстоятельств утраты; при этом могут рассматриваться фотографии, перечитываться письма и т. д.;

• «крика о боли»: клиенту предлагают кричать, колотить валик, пинать подушки, чтобы выразить свои подавленные чувства;

• арт-терапевтического выражения боли потери: через рисунок, через танец и движения, через вылепливание фигурки утра­ченного и совершение с ней ритуальных действий.

 

Глава 5.

УРОВЕНЬ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ В СИТУАЦИИ ТРУДНОГО ВЫБОРА

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ВЫБОРА И РЕШЕНИЯ

Наша жизнь, по сути, есть непрерывный процесс выбора и приня­тия самых разнообразных решений. Это настолько неотвратимо, что мы в большинстве случаев даже не замечаем, как он происходит, то есть часто выбираем одну единственную возможность из множества бессознательно.

Представьте, что вы идете по улице после дождя, одновременно бе­седуя с подругой. Вы идете по мокрому асфальту, перешагивая через маленькие лужицы и обходя большие. Беседа увлекательна, и вы не замечаете, что каждый раз вы выбираете лучший путь, вы оцениваете ситуацию и принимаете решение, как обойти очередное мокрое пре­пятствие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.