Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 10 страница






• отсутствие сведений о том, как строится консультативная бе­седа с психологом («Что я буду говорить? Да и как расскажешь, когда самому не все ясно?»);

• страх чужого вмешательства в личную жизнь («Как с такой проблемой может разобраться посторонний человек? Не хочу, чтобы кто-то учил меня жить»);

• страх раскрыть свои тайны перед посторонним человеком и страх распространения конфиденциальной информации о себе («Я не могу рассказать об этом никому: узнает один — узнают все. Я не могу подставить себя под такой удар»).

Клиенты довольно часто сообщают психологу о причинах, кото­рые заставили их обратиться за информацией. Но на предложение пси­холога о дальнейшей работе отвечают отказом, аргументируя его од­ной из перечисленных установок. Это может послужить поводом к короткой контраргументации.

Рассмотрим примеры типичных препятствующих консультативному процессу установок клиентов и возможные варианты контраргументов со стороны психолога. «Обращаться за помощью — это признак слабости или глупости». => «Странно, что никто не считает слабостью или глу­постью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид. Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показа­тель интеллекта и душевной силы».

«Психолог — для больных и «психов». А у меня все в порядке. Со своими проблемами я должен справиться сам». => «Психологи работают только со здоровыми людьми. Но при решении некоторых проблем требуют­ся профессиональные психологические знания. Например, о некото­рых закономерностях взаимодействия людей или возрастных особен­ностях подростков. Есть вещи, которые нам трудно анализировать са­мостоятельно, потому что мы привыкли видеть их под определенным углом. Психолог помогает посмотреть на проблему по-новому».

«Не умею я разговаривать о своих чувствах, стыд один. Да и не смо­жет никто понять мои проблемы». => «Психолог помогает выразить чув­ства, облегчить эмоциональное состояние. Моя работа состоит в том, чтобы понимать проблемы людей самому и делать их более понятны­ми тем, кто хочет с ними справиться».

«Не хочу я ничего ковырять — и так это очень больно». => «Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической».

«Поздно уж меня воспитывать и «учить жить». Сам как-нибудь справлюсь». => «Психолог не учит жить и не воспитывает. Он помогает проанализировать ситуацию, найти способ ее разрешения, предостав­ляет психологическую информацию, необходимую для решения. И только если человек сам хочет разобраться в себе, он помогает ему в этом».

«Я не знаю, насколько у меня все серьезно, чтобы обращаться к про­фессиональному психологу». => «Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. И, на­оборот: кажущееся ужасным и почти неразрешимым может быть пре­одолено с помощью специалиста довольно легко. Психолог помогает разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну, а если вы ошиблись, и ваша проблема является простой и легкой, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше».

«Никто мне не поможет. Мне всегда не везет. Судьба такая». => «Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологи­ческие причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезе­ние» — результат психологической неграмотности. Поэтому, если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обра­титься к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины про­блем».

При необходимости, клиенту можно описать процедуру психологи­ческого консультирования, чтобы снять опасения, вызванные неизве­стностью.

Все эти рекомендации могут показаться примитивными и лишни­ми. Но в своей практике я встречала много людей, которые с трудом шли на контакт, несмотря на всю серьезность их проблемы и отчаянное желание получить помощь. И только много позже они признавались, какие странные мифы о психологах роились у них в голове. Тогда оста­валось только сожалеть, что потеряно так много времени и усилий, вме­сто того чтобы с самого начала открыто и просто поговорить о том, чего человек больше всего боится, переступая порог кабинета консультанта. В любом случае, такой разговор никогда не может быть лишним. Даже если клиент не воспользуется этой информацией сразу, позже она мо­жет помочь ему решиться на более глубокий контакт с психологом.

Тем не менее не следует «давить» на клиента, если консультант чув­ствует, что тот закрыт, не расположен к общению или не готов гово­рить о проблеме.

Информация, которую запрашивает клиент, может касаться и воз­растных психологических особенностей, закономерностей развития отношений и т. п. Подобные просьбы исходят от клиентов, которые думают, будто психолог заранее знает ответы на все вопросы. В таком случае необходимо объяснить, что потребуется для ответа на вопрос.

Например: «Для того чтобы получить ответ, нам необходимо: 1) ис­следовать обстоятельства, вызвавшие ваш вопрос; 2) установить, что вы хотите получить в результате использования информации; 3) обсу­дить, каким образом вы сможете достигнуть цели. Поскольку все ин­дивидуально, информация «вообще» может в лучшем случае не срабо­тать, а в худшем — ее неправильное истолкование может навредить».

Таким образом, для проведения психологом консультации точно в соответствии с потребностями клиента, необходимо в самом начале, при исследовании обстоятельств, вызвавших сформулированный им запрос, установить степень заинтересованности и целеполагание об­ратившегося за информацией человека.

Один из распространенных вопросов, встающих при консультиро­вании созависимых, — как предупредить развитие наркозависимости? Беседа, посвященная этой теме, хотя и является информативной, все-таки требует более глубокой проработки. Практически она состоит из Нескольких этапов.

1) Исследование обстоятельств, вызвавших запрос.

2) Информирование клиента об общих принципах и стратегиче­ских направлениях профилактики наркозависимости.

3) Выработка стратегических направлений в конкретных обстоя­тельствах клиента.

4) Разработка конкретных тактических приемов и техник, а также моделей конструктивного поведения в конкретных обстоятель­ствах клиента.

5) Выяснение обстоятельств и проблемных особенностей самого клиента, препятствующих реализации намеченных шагов.

6) Информирование клиента о возможных направлениях работы с проблемными обстоятельствами и совместная разработка инди­видуальной программы действий.

Так что такая «информативная» консультация, по существу, есте­ственным образом перерастает в настоящее исследование проблемы и переходит к более глубокому уровню взаимодействия. Помощь в этой работе вам может оказать нижеследующая информация.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

1. Здоровые взаимоотношения в семье. Доверие, принятие, уваже­ние, поддержка — это то, что дает каждому члену семьи опору и воз­можность устоять в сложных жизненных ситуациях. Они не возни­кают сами собой, а являются результатом обучения. В семьях с соза­висимыми отношениями, как правило, не отличают поддержку от оценки. Не знают, что такое принятие. Например, члены таких се­мей говорят: «Я, конечно, могу его принять, если он будет...» И далее следуют условия, на которых клиент готов относиться «хорошо» к своему партнеру.

2. Воспитание лидерских качеств. Это дает возможность противо­стоять влиянию, оказываемому извне, и отстаивать собственную по­зицию.

3. Заинтересованная занятость подростка: спорт, хобби, общение по интересам и т. п. Когда человеку интересно и без наркотиков, если он самореализуется и достигает определенных результатов, он повы­шает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает ненужным прием наркотиков для избежания тревожности, не­уверенности или ухода от проблем. К тому же, заинтересованный, движущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не за­щищается от нее опьянением.

4. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния свер­стников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интерес­ное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные цен­ности уличного окружения. Более того: мнение семьи влияет на вы­бор друзей не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».

5. Внимание к окружению подростка. Личное знакомство с друзья­ми, знание условий их жизни, интересов, событий. Это довольно слож­но осуществить, не нарушая естественного стремления подростка к са­мостоятельности, не прибегая к сверхконтролю. Знание обстоятельств его личной жизни возможно только при условии взаимного доверия членов семьи. Высказывания в адрес приятелей, употребляющих нар­котики, не должны быть уничижающими их личность, но мнение об их действиях должны быть категоричными. Лучше всего, если друзья, употребляющие наркотики, будут под любыми предлогами удалены из круга общения подростка: слишком велика вероятность «зараже­ния» наркозависимостью.

6. Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструк­тивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Неблагополуч­ное психологическое состояние может накапливаться подспудно, если проблемы и конфликты, которые вполне естественно возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться. В таком слу­чае желание разрядки может привести к употреблению наркотичес­ких веществ.

7. Однозначное и четко выраженное отрицательное отношение к нар­котикам со стороны членов семьи. Это мнение должно проявляться в каж­дом случае, когда заходит речь об употреблении наркотиков и косвенно при обсуждении жизненных ситуаций, фильмов и т. д. Вряд ли помогут специальные нотации. Это мнение должно выражаться прямо по слу­чаю и подразумеваться во всей линии поведения членов семьи.

8. Правдивая информация о губительных последствиях наркотиков. Информация должна быть правдивой до конца. Поэтому нельзя избе­гать разговоров о том удовольствии, которое получает принимающий наркотики. Но также ясно должна быть показана и цена за это удо­вольствие. Молодых людей плохо убеждают слова об ухудшении со­стояния здоровья и ранней смерти: это кажется им далеким и неверо­ятным. Но угроза импотенции, невозможность иметь здоровых детей и семью, психозы, умственная деградация способны произвести на них впечатление.

 

Глава 4.

УРОВЕНЬ

ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ОСТРОГО КРИЗИСА

Наиболее часто встречающееся обстоятельство, затрудняющее не только продвижение к цели, но даже четкое определение проблемы, — это кризисное состояние человека, обратившегося к психологу. По­этому представление о сущности кризиса и закономерности оказания психологической помощи при его наличии — важный элемент в про­фессиональном багаже консультанта.

Ситуация кризиса, типичная при определенных обстоятельствах для большинства людей, переживается созависимыми людьми не только острее, но и продолжительнее. Поэтому кризисная психо­логическая поддержка является одним из главных направлений ра­боты с ними.

Эта поддержка подразумевает:

• кризисную интервенцию;

• применение специальных психотерапевтических методов сни­жения негативного эмоционального напряжения;

• сопровождение при переживании утраты.

КРИЗИС И КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Кризис — это решающий, поворотный момент в жизни каждого че­ловека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов пере­вода: тяжелое положение; перелом и шанс. Итак, шанс дается на пере­ломе, когда мы должны что-либо изменить, причем наше состояние таково, что мы желаем изменить нечто немедленно, хотя бы ради того, чтобы избавиться от напряжения и дискомфорта.

Переживание кризиса тем острее, чем больше

человек сопротивляется происходящим

переменам в его жизни

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные со­стояния. Что же вызывает кризис в жизни человека? Различают:

• внешний локус провоцирующего фактора — различные жиз­ненные события и ситуации и

• внутренний локус провоцирующего фактора — когда причи­ны кризиса носят внутрипсихический характер.

Кризисы внешнего локуса.

Ситуационный кризис: явно не зависит от человека, вовлеченного в него. Примером могут служить травма, пожар в доме.

Кризис перемен: нежелательная беременность, выход на пенсию, новая работа, переезд в другой город, поступление в институт и т. п.

Депривационный кризис: кризис утраты (горе) вследствие смерти близких людей, развода, расставания, утраты значительного (для че­ловека) состояния и т. п.

Интеграционный кризис: кризис, связанный с позитивными изме­нениями в жизни человека, тем не менее часто вызывающими стресс в связи с длительным напряжением при освоении новых задач и обя­занностей. Например: вступление в брак, рождение ребенка, новые друзья, выздоровление от длительной болезни.

Кризисы внутреннего локуса.

Кризисы развития: кризис рождения, кризис становления Эго, кри­зис пубертата, кризис идентификации, кризис середины жизни, кри­зис пожилого возраста.

Болезнь как кризис: многие болезни являются следствием нежела­ния решать свои проблемы или вытеснения их из сознания.

Кризис отношений: ревность, пристрастия, любовь как зависимость, конфликты.

Кризисные состояния души: мучительный уровень негативных эмо-Ций (агрессия, страх, стресс, чувство вины, печаль, депрессия), чув­ствительность, жалость к себе.

Экзистенциальные кризисы: кризисы, связанные с поиском смысла Жизни, одиночеством, экзистенциальным страхом смерти.

Морально-этические кризисы: кризис выбора между личностным ро­стом и отказом от собственных потребностей; между тем, что считалось «правильным» и новым, противоречащим этому пониманию жиз­ненным опытом и т. п.

 

СУЩНОСТЬ КРИЗИСА

В большинстве случаев кризис есть результат психологического напряжения и фрустрации, переживаемых в течение длительного вре­мени, или следствие одновременного действия нескольких факторов. Но именно «накопленная» неудовлетворенность является причиной возникшего кризиса, тогда как любое, даже незначительное и дале­кое от «кризисной зоны» событие может стать «последней каплей» и развернуть пружину кризисного состояния. Поэтому консультант должен:

• избегать преждевременных оценок причины кризиса;

• отличать истинную причину от провоцирующего фактора.

Кризис наступает тогда, когда человек пере­стает видеть возможные выходы.

Острый кризис ограничен во времени. Он так или иначе приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается бо­лее шести недель.

Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычного об­раза действий, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.

Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, бу­дучи сфокусирована и направлена, может помочь благополучному выходу из него; в противном случае хаотическая буря эмоций носит разрушительный характер. Поэтому работа с клиентом в кризисном состоянии в значительной части должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Это означает, что консультант должен стимулировать выражение чувств, являясь при этом их «зеркалом» («Я вижу, что вы очень рассер­жены»; «Мне кажется, что вы чувствуете себя виноватым. Расскажите мне об этом»; «Я чувствую, что боль разрывает вашу душу»).

Ни в коем случае нельзя преуменьшать качество чувств, выражае­мых клиентом, тем более, нивелировать их. «Нивелировать» — значит стараться преуменьшить их значение для клиента, обесценивать, искусственно гасить. Например, если клиент чувствует ярость, ужас или сильную тревогу, будет ошибкой говорить: «Я вижу, вас что-то беспо­коит».

«Вентиляция» чувств — это не обязательно разговор только о чув­ствах. Если клиент рассказывает о волнующих его событиях, поступ­ках, фактах, давая выход своим эмоциям, это наиболее естественный и эффективный способ снизить негативное напряжение.

 

СТАДИИ КРИЗИСА

Хотя ни один кризис не похож на другой, любой из них имеет пять стадий протекания.

Первая стадия: нормальная.

□ Используются привычные способы решения проблем и поведения;

□ задействуются знакомые ресурсы;

□ сохраняется гибкость в подходе к проблеме;

□ напряжение и релаксация сбалансированы.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же его действий недостаточно для разрешения проблемы, наступает следую­щая стадия.

Вторая стадия: предкризисное состояние.

□ Усиление ощущения неуверенности, душевного дискомфорта, переживание необычности происходящего, внутреннее стесне­ние, оцепенение мыслей, скованность, заторможенность, ощу­щение фрустрации, страха;

□ ощущение безысходности при неудачной попытке решения про­блемы старыми способами;

□ уменьшение гибкости;

□ напряжение превышает релаксацию.

На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и воспри­ятию новых идей. Если встреча с консультантом происходит именно на этой стадии, то при консультировании мы имеем дело с проблемой принятия решения. В противном случае наступает следующая стадия.

Третья стадия: собственно кризис (или острый кризис).

□ Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, раз­лада;

П эмоциональная и умственная дезорганизация;

□ возможны депрессия, суицид, криминальное поведение — в зави­симости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного;

П ощущение исчерпанности ресурсов;

□ дезинтеграция — крушение самооценки, представлений о сво­ем месте в обществе и в жизни;

□ страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.

Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисной интервенции.

Четвертая стадия: возникновение новой формы.

• Еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение;

• намечается цель;

• осознаются новые возможности;

• происходит освоение новых моделей решения проблем. На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения.

Пятая стадия: стадия комфорта.

□ Ситуация прояснилась, наметились пути выхода;

□ интегрированы новые модели решения проблем; П появляется чувство уверенности;

□ возвращается хорошее самочувствие;

□ происходит укрепление самооценки.

Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживания кри­зисов разной силы и продолжительности, выхода из них и прожива­ния периода благополучия. Именно в период благополучия созревают зерна будущих противоречий, то есть назревает необходимость пере­мен. И здесь мы вернемся к тому, с чего начали эту тему: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходя­щим переменам в своей жизни.

 

КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней.

Этап 1. Установление контакта

Контакт устанавливается на эмоциональном уровне и состоит, прежде всего, из следующих действий консультанта:

• идентификации чувств клиента;

• признания его права чувствовать именно так;

• подтверждения клиенту, что его чувства поняты и принима­ются.

В отражении чувств клиента необходимо утвердительные высказы­вания использовать чаще вопросительных, при этом оставляя клиенту возможность внести поправку в случае неточности. Например, возмож­ны следующие фразы: «Я чувствую, что вы потрясены», «По-моему, вы очень растеряны», «Я слышу такую сильную боль в вашем голосе!»

Этап 2. Сбор информации

Фактически начало сбора информации происходит на первом эта­пе. На втором этапе осуществляются:

• изучение актуального состояния проблемы клиента и связан­ных с ней чувств;

• определение того, какое событие или переживание побудило клиента обратиться за помощью именно в настоящий момент;

• установление провоцирующего события21;

• выяснение того, как долго действует проблема, каковы усло­вия, в которых она созревала;

• исследование того, является ли причиной кризиса уже обо­значенное клиентом событие, или есть иные, глубже спрятан­ные обстоятельства22. В связи с решением этой задачи важно:

1) идентифицировать «исторические» проблемы,

2) отделить их от текущих событий, а затем

3) сконцентрироваться на актуальной проблеме.

21 Провоцирующее событие может быть незначительным, действующим по принципу последней капли, но может быть и крупным, таким, как смерть, развод.

22 Имеются в виду нерешенные проблемы прошлого («исторические» пробле­мы), которые вплетаются в актуальную ситуацию кризиса. Эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Клиент иногда осозна­ет это, а иногда нет.

Первый принцип кризисной интервенции:

в состоянии кризиса не следует решать давние

проблемы, вскрывать старые раны, так как

в этот момент у клиента нет сил

справиться с этим.

Технически, необходимо задавать клиенту как можно больше от­крытых вопросов, не ограничивающих свободу высказывания. Закры­тые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нег» или ответ-выбор из предложенных альтернатив, вынуждают консультанта говорить по времени больше, чем клиент, что, может быть, и дает дополнительную информацию, но мешает спонтанному самовыражению клиента и не позволяет вентилировать его чувства. Следует поощрять клиента вы­сказываться конкретно. Если он прибегает к общим фразам, полезно задавать уточняющие вопросы.

Этап 3. Формулирование проблемы

Действия консультанта на этом этапе сводятся к следующему:

• суммирование полученной информации; формулирование проблемы в таком виде, с которым клиент будет согласен;

• в ряде случаев — переформулирование проблемы, чтобы: кли­ент мог учесть большее число ее аспектов; если проблема слишком велика — разделить ее на более мелкие составляю­щие; отделить от актуальных проблем прошлые. Соответ­ственно, возможны следующие шаги:

1) выделение при согласии клиента отдельных аспектов проблемы для обсуждения;

2) определение последовательности проработки отдельных аспек­тов проблемы; причем предпочтение отдается тем аспектам, ко­торые предполагают немедленные конкретные действия со зна­чительной вероятностью успеха.

3) Если консультант замечает, что определение проблемы увязает, необходимо:

4) перейти от общего определения проблемы к конкретному или, наоборот, от конкретного к общему;

5) определить, не пропущено ли какое-нибудь действующее лицо при исследовании проблемы;

6) исследовать, не ускользнули ли какие-то иные проблемы, лежа­щие в основе заявленной.

Этап 4. Исследование возможностей

Данный этап подразумевает:

• выяснение, были ли в жизни клиента аналогичные ситуации;

• обсуждение типичных шагов, предпринимаемых клиентом в прошлом в аналогичной ситуации;

• обнаружение того, что в подобной ситуации помогало ему раньше;

• сбор информации о том, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента, и что они делали в таких ситуа­циях;

• обдумывание клиентом в присутствии консультанта путей вы­хода из сложившейся ситуации, поиск возможных вариантов;

• выяснение того, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к психоло­гу и что из этого вышло.

Второй принцип кризисной интервенции:

необходимо избегать приступать к решению

проблемы — следует оставаться в рамках

прояснения текущих событий.

Пока человек находится в состоянии острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего «тоннельное мышление», сопровождающее кризисное состояние, вообще не позволяет видеть выход из создавшегося положения.

Этап 5. Поиск альтернатив

На этом этапе работа с кризисным состоянием во многом состоит в расширении зоны осознавания клиента во взгляде на стоящую перед ним проблему и требует, в зависимости от намерений клиента, следу­ющих действий консультанта:

• убедительная демонстрация нереалистичности целей клиен­та (если таковые появляются по ходу работы) и приведение аргументов, которые позволят ему отказаться от них;

• интервенции, направленные на приостановку стремления клиента контролировать события, которые он не может кон­тролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него);

• сдерживание клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение — часто клиенту хочется по­быстрее принять решение, чтобы получить ощущение конт­роля над ситуацией;

• предоставление клиенту возможности понять, что отказ от ре­шения — это тоже решение;

• переформулирование проблемы таким образом, чтобы кли­ент почувствовал, что она превратилась во вполне решаемую, даже если она из числа тех проблем, которые в действитель­ности не имеют решения;

• разъяснение следствий тех действий и решений клиента, ко­торые рассматриваются клиентом и консультантом как аль­тернативы, например, с помощью вопросов:

Как вы думаете, что случится, если вы поступите так?

2. Что самое лучшее может случиться, если вы поступите так?

3. Что самое худшее может случиться, если вы откажетесь от это­го решения?

4. Что самое лучшее может случиться, если вы откажетесь от это­го решения?

Если вы решили это сейчас, ваше решение может измениться позже?

Третий принцип кризисной интервенции:

консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизо­вать их в более конструктивное целое. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков.

Этап 6. Контракт

Пока человек не «изольет душу», не выплеснет наружу боль и стра­дание, он не может последовательно и основательно работать над раз­решением своей проблемы. Только после того как эмоциональное со­стояние человека постепенно стабилизируется, возможен переход от эмоционального и хаотического описания ситуации и таких же хаоти­ческих попыток найти выход из тупика к рациональному осмыслению. Если проблема достаточно сложна, то между всеми предыдущими эта­пами и последовательной выработкой решения (позже мы будем под­робно рассматривать процесс сложного выбора) необходим «мостик».

Консультанту необходимо:

1. Еще раз кратко изложить содержание проблемы (проблем), чет­ко отделяя в изложении факты, чувства, мысли клиента по по­воду переживаемой ситуации и его фантазии (то есть ничем не подтвержденные домыслы, догадки, предположения) — такая четкая структура сама по себе приносит клиенту облегчение и ощущение некоторого порядка в его «рухнувшем» мире.

2. Еще раз четко и коротко сформулировать, что именно особен­но беспокоит клиента в переживаемой ситуации.

3. Точно обозначить предстоящую задачу (например: «Теперь нам предстоит найти выход из сложившейся ситуации, определить, что вам для этого необходимо и каким способом этого достичь»).

Если позволяет время, можно перейти к процессу выбора именно на этом этапе. Но, как правило, после обсуждения с клиентом воз­можных альтернативных вариантов окончательное обсуждение при­емлемого выбора и планирование шагов для его осуществления про­исходит только при следующей встрече.

Этап 7. Заключительный

Задача этапа — подвести к окончанию разговора. Клиент, находя­щийся в кризисе, может испытывать потребность повторять по не­сколько раз одни и те же описания обстоятельств и своих пережива­ний и у него должна быть возможность делать это. Но консультация не может продолжаться бесконечно. Поэтому, какова бы ни была про­блема клиента, слишком долгое общение не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструк­тивный характер. В среднем, по длительности диалог не может превы­шать 1—1, 5часа. Лучше всего заканчивать общение, если есть ощуще­ние, что завершен целый смысловой кусок. Тогда необходимо подвес­ти итоги и договориться о следующей встрече.

Например: «Сегодня мы с вами... Как вы сами считаете, что вам дало наше общение?.. Собираетесь ли вы продолжить наши контак­ты?.. О чем вы хотите поговорить в следующий раз?»

Ниже приведены принципы ведения беседы при кризисной интервенции.

1. При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения, поэтому консультант, при всей эмотивности беседы, должен внутренне быть несколь-

ко дистанцирован от клиента. При этом он, все-таки, должен выражать теплоту и поддержку.

2. Необходимо сохранять внешнее спокойствие.

3. Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, про­диктованных желанием успокоить клиента.

4. Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам.

 

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ КРИЗИСНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Несмотря на то что негативное напряжение кризиса необходимо клиенту для разрешения его проблемы, в тех случаях, когда чувства «зашкаливают», а объективные обстоятельства требуют немедленного принятия решения и осуществления конкретных шагов, можно при­менять методы снижения негативного напряжения.

Если в распоряжении психолога находится релаксационный каби­нет, то мягкое кресло, приглушенный свет и звуки природы помогут ослабить эмоциональное напряжение. Но чаще всего консультант мо­жет уповать только на свои профессиональные навыки. В таком слу­чае можно воспользоваться техниками релаксационной визуализации, использовать методы работы с образами или НЛП.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.