Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 9 страница






1) четко определять цели консультативного сопровождения и не­укоснительно следовать им;

2) отслеживать «игры» и обсуждать их с клиентом;

3) знать модели созависимого взаимодействия, видеть их в отно­шениях с клиентом и обсуждать их.

Подобные действия психолога, в том случае, если клиент отклик­нется на них, будут способствовать переходу на терапевтический уро­вень общения. Если же клиент не захочет идти столь глубоко, он про­сто перестанет приходить.

Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации.

Клиент деловой ориентации искренне заинтересован в решении проблемы, в которой он готов рассматривать и свою роль, и роль партнера, имеет твердое намерение исследовать отношения и ме­нять свои неэффективные или деструктивные установки. Именно поэтому необходимо обсуждение с клиентом его манипулятивного поведения.

 

СТЕПЕНЬ ГЛУБИНЫ И ЖЕСТКОСТЬ ПРИЧИН, СОЗДАВШИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ

Вполне возможно, что проблема созависимости появилась у чело­века непосредственно в тот период, когда кто-то из членов семьи на­чал употреблять наркотики или злоупотреблять алкоголем. Или он попал в созависимые отношения в связи с жесткой невротизацией лич­ности своего партнера и теперь ищет выход из создавшихся отноше­ний, которые для него чужды и болезненны, однако ему уже сложно выпутаться из сетей манипулятора, то есть системы эмоциональной зависимости, вины, ответственности и т. д. В таком случае, несмотря на то, что длительный стресс, безусловно, влияет на психику, и зачас­тую наступают специфические изменения, реабилитация будет про­текать легче и быстрее, чем когда причины созависимости лежат в глу­боких личностных особенностях клиента.

Однако гораздо чаще зависимость и созависимость — это пробле­ма не одного поколения. Это не значит, что зависимость передается по наследству. Такое мнение особенно вредно (тем более что оно оши­бочно), так как тогда получается, что сделать ничего невозможно, при­чем не только в этом поколении, но и в последующих.

Причина живучести созависимых моделей поведения — в переходе из поколения в поколение системы семейного взаимодействия вместе с установками мировосприятия, догмами и правилами взаимоотноше­ний и самоотношения, которые инкорпорируются детьми и затем пе­реносятся в собственную семью, причем часто так и остаются неосоз­нанными. И эта неосознанность способствует созданию подобных де­структивных отношений в новых поколениях. Часто в такой семье присутствует миф о «злом роке» или «невезучести» ее членов. Особен­но глубока деструктивность созвисимых отношений в семьях, где в каждом поколении обязательно есть алкоголики или наркоманы.

Энн У. Смит пишет: «Вот мое собственное определение взаимоза­висимости. Это состояние в рамках действительного существования, которое в значительной мере является результатом адаптации к дис­функции (например, к пагубному пристрастию). Это закрепившаяся Реакция на стресс, которая с течением времени становится скорее об-Разом жизни, нежели соответствующим средством выживания. Пока­зательно, что когда источник стресса прекращает свое влияние, взаимозависимый человек продолжает действовать в окружающей его сре­де так же, как если бы угроза угнетения продолжала существовать...

Указанные модели поведения продолжают действовать и в дальней­шем. Взаимозависимые находят для общения других взаимозависи­мых и живут в состоянии постоянного кризиса, душевного и физичес­кого. Они не выбирают дисфункциональные отношения, а просто вос­принимают их естественными как сами, так и под влиянием других химически зависящих или взаимозависимых людей. Таким образом, через семейные правила, системы догм и модели поведения взаимоза­висимость переходит на последующие поколения, даже когда хими­ческая зависимость не наследуется...

Взрослые дети алкоголиков, пережившие полное кошмаров детство, находят пути преодоления оскорблений и унижений. Они пытаются контролировать неконтролируемое, даже предотвращают развитие ал­коголизма. От них требуется много усилий, чтобы убедить себя в том, что прошлое осталось позади и не окажет влияния на их детей, кото­рых они также убеждают в том, что все нормально.

Это отрицание часто строится на представлении, что лишь непос­редственное общение с активным алкоголиком, наркоманом или ток­сикоманом может оказать определенное влияние. Однако ни развод, ни расставание, ни даже смерть пьющего человека не могут исклю­чить развитие взаимозависимости в семейной системе»15.

Таким образом, глубина причин, создавших условия для развития зависимости и созависимости определяется историей семейных отно­шений.

Неблагополучие семьи — вот первопричина ряда проблем, кото­рые могут мучить человека всю жизнь. Именно в детстве возникают язвы, боль от которых с годами обостряется. Формирование ребенка происходит, прежде всего, в кругу семьи. Его отношение к самому себе, к родителям, к собственным братьям и сестрам строится на основа­нии тех моделей поведения, которые он наблюдает у себя в семье и воспринимает как «норму».

Если в беседе с клиентом консультант обнаруживает в истории его жизни обстоятельства и признаки какой-либо из форм созависимых отношений, вынесенной, вероятно, из родительской семьи как про­дукт инкорпорации, то он может совершенно уверенно говорить о том, что в данном случае развитию созависимости способствовали глубин­ные причины, и клиенту требуется серьезная психотерапия (консультативное сопровождение), чтобы смягчить жесткость своей предрас­положенности к созависмЬсти.

Разумеется, клиенту должна быть предложена соответствующая по­мощь. При этом консультанту необходимо быть достаточно убедитель­ным и аргументировать свое предложение. Возможно, убеждая кли­ента, придется уделить достаточно времени для просвещения: не сто­ит забывать, что для человека, обратившегося к психологу, остается темным пятном многое из того, что для консультанта представляется очевидным.

Основная трудность состоит в том, что именно люди с глубокими корнями созависимости менее других расположены к принятию под­линной помощи для себя лично и менее других готовы тратить силы, время и средства для своих внутриличностных изменений. Парадоксаль­ная подмена понимания ответственности, когда человек сверхответстве­нен за судьбы других, а свою судьбу полностью ставит в зависимость от окружающих, в данном случае выглядит как невозможность занимать­ся собой, когда «нужно спасать» близкого человека. Тем не менее:

• во-первых, многие люди, создавшие созависимые отношения, не достигли настолько глубокой невротизации и идут на подлин­ные изменения, не желая мириться со своей «несчастностью»;

• во-вторых, история жизни клиента и некоторая психологи­ческая просвещенность вызывает желание, как минимум, ра­зобраться в причинах повторяющихся неудач в построении близких отношений и, если возможно, выбраться из пороч­ного круга;

• в-третьих, существует вероятность того, что переживаемый кризис может привести к такому напряжению и дискомфор­ту, когда человек решится на изменения просто ради того, что­бы стало возможно его личностное, а в ряде случаев и физи­ческое выживание.

Так что в практике консультирующих психологов бывают люди, которые достигают определенных успехов в терапии созависимости, хотя и приходят поначалу с другой проблемой — с депрессивным со­стоянием или с вопросами о том, как сохранить семью, «исправить заблудшего».

Что делать консультанту, если он понимает, что причина семейных или супружеских неурядиц — поддержание созависимости?

1. Прежде всего, необходимо сообщить клиенту о тех признаках, Которые свидетельствуют о более или менее глубокой предрасполо­женности к созависимости.

2. Достаточно ясно рассказать о сущности созависимости, о харак­терных чертах, типичных проявлениях, семейных сценариях и т. п., подкрепляя теоретическое изложение примерами из жизни самого клиента, которые уже известны консультанту.

3. Предложить пройти курс психотерапии (консультативного со­провождения) и рассказать о самом процессе: о тех подходах, которые собирается применить консультант, о процедуре самих сессий — обо всем, что сделает для клиента этот процесс понятным, за счет чего ра­бота с психологом перестанет пугать своей неизвестностью.

4. Пояснить, что психотерапия нужна и другим членам семьи, но она должна быть добровольной — нельзя «заставлять» пройти психо­терапию, но можно убеждать в этом, поясняя, для чего это нужно.

5. Необходимо объяснить, что лучшим убеждением для других яв­ляется искренняя и систематическая работа над своими внутрилично-стными проблемами. Даже если другие члены семьи не захотят ничего менять, личная психотерапия необходима, так как она позволит соза-висимому не только пережить хронический стресс, но и изменить свою жизнь к лучшему.

6. Если убеждения консультанта подействуют, то далее необходимо обговорить время следующей беседы и, возможно, наметить ее тему.

Возможные направления и особенности такого психотерапевтичес­кого сопровождения рассматриваются в главах «Уровни консультатив­ного взаимодействия» и «Психотерапия созависимости».

 

СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ

ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ СОЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ

Развитие злокачественной созависимости осуществляется в полном соответствии с развитием наркотической (алкогольной) зависимости у члена семьи или другого близкого человека. И даже если этот про­цесс не усугубляется психологической склонностью к созависимым отношениям, длительный стресс, страх потери и чувство собственной беспомощности приводят к деструктивным изменениям в мыслях, эмоциональном состоянии и образе жизни человека.

R Норвуд приводит параллельные графики возрастания зависимо­сти от алкоголя и созависимости от алкоголика. Эта картина ничем не отличается от процесса формирования зависимости от наркотиков и созависимости от наркомана, разве что процесс идет интенсивнее: психика наркомана разрушается намного быстрее, и у созависимого меньше времени, чтобы успеть понять, что происходит, перестроить­ся и принять какие-то меры. Часто можно услышать: «Даже опомниться не успели, чтобы спасти».

Здесь график трансформирован в таблицу для удобства параллельно­го прочтения изменений, которые наступают одновременно. Внутри каж­дого столбца отражена внутренняя динамика этого процесса. Однако ско­рость развития у зависимого и созависимого может не вполне совпадать. Это зависит от многих личностных качеств, например, степени невроти-зации характера, способности выдерживать длительный стресс и т. д. Поэтому у некоторых созависимых людей динамика идет быстрее, чем алкоголизация у зависимого, у других — напротив, значительно отстает.

Аналогично, процесс выздоровления у зависимого и созависимого происходит строго параллельно только в идеальных случаях, которые редки. Чаще темп изменений созависимого опережает, и отношения распадаются. Но если опережает зависимый, а это редчайший случай, созависимый тянет его назад, создавая провокационные ситуации. Как правило, зависимый уступает и вновь «откатывается».

 

Таблица 1 Процесс развития зависимости и созависимости16

Зависимость Созависимость  
• редкое употребление выпивки для разрядки, • стремление брать на себя чужую ответственность  
• постоянное употребление выпивки для разрядки; и воспитывать окружающих;  
• возрастание толерантности к алкоголю; - сильная тяга к контролю над окружающими;  
• начало провалов памяти; • выбор безответственных партнеров, согласных  
' тайные выпивки, на опеку;  
• потребность в первой рюмке, • попытка «вылечить» партнера любовью;  
• возрастание зависимости от алкоголя; ■ возрастаниезмоциональнойзависимостиотпартнера;  
• чувство вины, • отрицание остроты проблемы;  
■ неспособность обсуждать проблему; ■ ощущение вины,  
• учащение провалов памяти; неспособность удер- • стремление не расстраивать партнера;  
жаться, когда пьют другие, ■ начало сомнений в своих чувствах;  
' сопровождение выпивки оправданиями; • стремление скрывать свои проблемы, связанные  
1 отрицание остроты проблемы; с выпивками партнера;  
' ложь с целью скрыть истинные размеры пьянства; ■ возрастание внимания к поведению партнера и  
■ претенциозное и агрессивное поведение, к контролю за ним;  
■ постоянные угрызения совести; • оправдание поведения партнера перед окружа-  
1 повторяющиеся попытки контролировать употреб- ющими, в том числе историей его «трудного» дет-  
ление спиртного; ства и последующей жизни;  
Зависимость Созависимость
• крах попыток контролировать себя; • повторяющиеся попытки контролировать пове-
■ невыполнение обещаний и решений; дение зависимого члена семьи и взаимоотноше-
■ попытки переменить обстановку, местообитания, ния с ним;
• гнев, депрессия, чувство вины, обидчивость; • крах попыток контролировать партнера;
• иррациональные поступки; • ощущение неудачи;
• насилие; • агрессивное поведение по отношению к партнеру;
• инциденты, связанные с интоксикацией; • угрызения совести из-за стычек с партнером,
• ненависть к себе в сочетании с самооправданием; • человек избегает людей, чтобы скрыть пробле-
• потеря других интересов; мы во взаимоотношениях;
• холодность семьи и друзей; ■ попытки вместе с партнером сменить обстанов-
- проблемы с деньгами на работе, ку, место обитания,
• пренебрежение пищей; • гнев и возмущение из-за невыполненных парт-
■ беспочвенные вспышки гнева; нером обещаний и решений;
■ тремор и выпивка с утра; ■ холодность семьи и друзей;
■ физическая деградация; • потеря иных интересов;
• уменьшение толерантности к алкоголю; ■ проблемы с деньгами и на работе;
• начало долгих запоев; • беспочвенные вспышки гнева;
■ моральная деградация, ■ необъяснимые перемены настроения;
■ ослабление мышления, • внебрачные связи;
■ пьянство с незнакомыми людьми; • трудоголизм;
■ смутные страхи; • гнев, обидчивость, депрессия;
■ неспособность к обдумыванию действий; ■ чувство вины;
• хроническая одержимость выпивкой; ■ иррациональные поступки;
• исчерпанность всех оправданий; • пренебрежение пищей, физическая деградация;
■ признание полного поражения ■ возможное начало алкогольной или наркотиче-
  ской зависимости;
  ■ начало долгих депрессий;
  ■ ослабление мышления;
  ■ смутные страхи;
  ■ применение насилия к детям и / или к партнеру;
  ■ инциденты, связанные со стрессом,
  ■ ненависть к себе в сочетании с самооправданием;
  ■ болезнь в результате стресса; суицидальные мысли;
  ■ признание полного поражения
       

Процесс выздоровления

Зависимость Созависимость
■ признание своей беспомощности; • прекращение попыток обвинять других в своих про­блемах; • сосредоточение на себе, принятие на себя ответ­ственности за свои поступки; ■ поиски помощи в обществе людей, страдавших той же болезнью; • стремление разобраться в своих чувствах, а не от­влекаться от них; ■ приобретение новых друзей, развитие здоровых интересов ■ признание своей беспомощности; • прекращение попыток обвинять других в своих проблемах; • сосредоточение на себе, принятие на себя от­ветственности за свои поступки; ■ поиски помощи в обществе людей, страдавших той же болезнью; ■ стремление разобраться в своих чувствах, а не отвлекаться от них; - приобретение новых друзей, развитие здоровых интересов

Существуют различные классификации стадий развития наркома­нии. Мы остановимся на той, которая наиболее важна для планирова­ния работы психолога-консультанта с близкими наркозависимого.

Необходимо знать о том, что существует четыре стадии зависимости.

1. Социальная стадия

«О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотика, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. В такой ситуации «близости» к наркотику человек, зачастую, сам внутренне готов начать употребление.

Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что способно заслонить привычные пред­ставления и изменить поведение человека. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания — наличие группы, которая может сформироваться даже вокруг одного потребителя наркотиков»17.

В такой группе всегда есть лидер. Противостоять ему может только подросток или молодой человек, который:

• имеет другого, «положительного» лидера: кто-то из родите­лей или из других близких людей;

• обладает достаточной степенью самостоятельности, ответ­ственности, чувства собственного достоинства и самоуваже­ния;

• имеет определенные интересы, увлечения, жизненные цели;

• располагает широким спектром навыков и возможностей про­водить свободное время радостно и интересно без наркоти­ков и алкоголя;

• имеет модели поведения и навыки конструктивного поведе­ния в конфликтной и трудной социальной ситуации;

• вырос в семье, где между ее членами царит взаимопонимание.

Соответственно, профилактика данной стадии заключается в выра­ботке необходимых качеств у подростка или молодого человека. Одна­ко разрыв между тем, чему обучают подростка на тренингах, и тем сти­лем отношений, которые он видит в семье и ближайшем окружении

" Методическое пособие для специалистов, работающих с родителями наркозави­симых. СПб., сверстников, значительно снижает эффективность подобного обучения. Это, в свою очередь, делает необходимым психологическое развитие близ­ких людей молодого человека, находящегося в группе риска.

Не питая иллюзий, будто многие из родителей подростков, нахо­дящихся в группе риска, захотят всерьез заниматься психологичес­ким развитием, тем не менее перечислим темы семинаров-тренин­гов, которые могли бы войти в курс подобного психологического раз­вития:

• эмпатическое внимание и эффективное межличностное вза­имодействие, в том числе с подростком;

• развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов;

• развитие навыков ассертивного поведения;

• эффективное разрешение жизненных проблем;

• навыки самореабилитации при переживании негативных эмо­циональных состояний;

• самоопределение в основных экзистенциальных позициях (смысл жизни, ответственность, выбор, одиночество и лю­бовь);

• осознавание, анализ и разрешение внутренних конфликтов;

• осознавание своей склонности к созависимости, в том числе с партнером, ребенком и со своими родителями, и определе­ние пути для снижения потребности в симбиотических отно­шениях.

Реабилитационная работа с близкими человека, находящегося в груп­пе риска, на данной стадии состоит в совместных встречах с целью:

• анализа семейных отношений;

• осознания своей роли и стиля взаимодействия в деструктив­ных или неэффективных взаимоотношениях;

• признания особой роли «спасателя» или жертвы в сложивших­ся взаимоотношениях;

• обнаружения личностных качеств, приводящих к склонности к «спасательству», сверхконтролю или неумению создавать оп­тимальные взаимоотношения;

• вычленения и отслеживания неэффективных моделей взаи­модействия;

• поиска эффективных моделей взаимодействия;

• отработки новых навыков взаимодействия.

В случае необходимости может и должна проводиться работа по повышению самооценки, разрешению внутренних конфликтов и т. п., способствующих установлению деструктивных взаимоотношений в семье, а также по развитию всех навыков, обозначенных как профи­лактические для данного этапа зависимости.

2. Психическая зависимость

«Даже после нескольких эпизодов, связанных с употреблением нар­котиков, у подростков может быстро формироваться психическая за­висимость. Она проявляется в том, что человек хочет вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьяне­нии. Он стремится или получить приятные ощущения, или отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций»18.

Психическая зависимость часто возникает как средство ухода от скуки, которая, как известно, является трудным состоянием и возни­кает там, где отсутствует заинтересованность в работе или в какой-либо другой целенаправленной деятельности. Возможно и более широкое и глубокое происхождение — ее корни могут крыться в отсутствии смысла жизни, жизненных целей. В. Франкл назвал это состояние «эк­зистенциальным вакуумом».

В наши дни экзистенциальный вакуум и, как следствие, тяжелая скука получили широкое распространение по целому ряду причин.

«Именно с бессмысленным досугом связан рост алкоголизма, юношеской преступности, сексуальных извращений во всем мире. Заполнение экзистенциального вакуума принимает все более жесто­кие формы, когда жертвами насилий, убийств становятся случайные люди»19.

Профилактика данной стадии при работе с близкими наркозависи­мого совершенно очевидно совпадает с профилактической и реабили­тационной работой предыдущей стадии.

Реабилитационная работа с близкими наркозависимого на этой ста­дии значительно усложняется. Здесь консультант должен:

• предоставить информацию о признаках во внешности, в об­щении и в поведении, свидетельствующих об употреблении наркотиков;

• сообщить сведения о наркологических службах, в которых можно получить необходимую консультацию;

• разработать совместно с клиентом план действий и обсудить его во всех подробностях;

• создать совместно с клиентом стратегии взаимодействия с под­ростком или молодым человеком, экспериментирующим с нар­котиками (или алкоголем), осуществлять поиск путей форми­рования у зависимого мотивации на отказ от наркотиков;

• реализовывать те аспекты реабилитации, которые перечис­лены в реабилитационной работе на социальной стадии за­висимости;

• обучить техникам самопомощи и самовосстановления, по­скольку совершенно очевидно, что близкие наркозависимо­го вступили в тяжелый период хронического стресса;

• провести кризисную интервенцию, в том числе с использова­нием различных психотехник снятия эмоционального и фи­зического стрессового напряжения.

3. Физическая зависимость

«При более продолжительном употреблении наркотиков у челове­ка формируется физическая зависимость, которая появляется вслед­ствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дис­комфорта различной степени тяжести: от легкого недомогания до тя­желых проявлений абстинентного синдрома»20.

Профилактика данной стадии включает в себя все направления рабо­ты и с самим зависимым, и с созависимыми на более ранних стадиях развития зависимости и, соответственно, созависимости.

Реабилитационные мероприятия близких наркозависимого на данной стадии могут включать в себя все направления работы, перечислен­ные для предыдущей стадии. Однако все большее внимание прихо­дится уделять:

• психотерапии по снижению уровня сильных негативных эмоций;

• беседам с целью осознания определенной формы созави-симых отношений, принятых в семье и своей роли в их со­здании;

• работе по осознаванию своей роли в треугольнике «спасатель-ства»;

самоопределению созависимого;

сопровождению при переориентации созависимого: пере­смотру деструктивных убеждений, предубеждений и иллюзий; работе по восстановлению психического равновесия и физи­ческого здоровья;

возможно, предоставление созависимому информации о том, где он может пройти медикаментозное лечение.

4. Необратимая степень зависимости

Степень зависимости может быть настолько сильной, что близкие наркозависимого уже ничем не могут ему помочь. Одновременно, это крайне тяжелая фаза созависимости, когда жизнь всего близкого ок­ружения наркомана буквально разрушается: появляются серьезные психосоматические заболевания, бессилие и ощущение собственной неспособности помочь приводят к депрессии, немотивированной аг­рессивности и другим эмоциональным нарушениям.

Реабилитация созависимого в данном случае полностью совпадает с описанной реабилитацией созависимого при физической зависимо­сти. И, кроме того:

• в интенсивной психологической поддержке созависимого;

• в работе по программе «Жесткая любовь» (см. Приложение).

Не исключено, что на этом этапе созависимый будет переживать предвосхищенное горе, то есть он заранее начнет переживание неми­нуемой смерти своего близкого человека, умирающего от наркотиков. Консультанту необходимо знать закономерности работы с горем и спе­цифику психологической поддержки в этот период.

 

Глава 3.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Первый из уровней консультативного взаимодействия — информа­ционный.

Совершенно очевидно, что информативные запросы не требуют длительного консультирования, но подразумевают возможность в лю­бой момент воспользоваться справочным материалом, в котором дол­жны содержаться данные:

• об имеющихся территориально близко расположенных служ­бах психологической помощи (если по каким-то причинам клиент не может воспользоваться вашей помощью), в том числе и лечебных наркологических заведениях;

• о возможных формах психологической помощи (например, коммуникативных тренингах, группах личностного роста, те­рапевтических группах и т. п.) и координатах, по которым можно записаться в группу;

• о видах терапевтической и консультативной помощи (семей­ной терапии, супружеском консультировании, индивидуаль­ном психоанализе и т. д.).

Для тех, кто обратился за информацией в связи с наркозависимо­стью члена семьи, желательно иметь следующие данные:

• условия лечения (часы приема, стоимость лечения, виды ле­чения);

• описание внешнего вида различных наркотиков и особенно­стей воздействия;

• описание внешних признаков наркотического опьянения в за­висимости от вида наркотиков.

Задавая вопрос, требующий информационного ответа, клиент всем своим видом демонстрирует, что ему нужна только информация: он задает вопросы деловым тоном, может записывать ответы, личностно отстранен. Тем не менее желательно его расспросить, в связи с чем воз­никла потребность в информации. Более того, обсуждение этих причин должно быть обязательным этапом информативной консультации. Ча­сто, услышав в вопросах собеседника заинтересованность, человек впервые позволяет себе открыто обсудить наболевшую проблему. При этом консультант может встретиться с необходимостью проведения кризисной интервенции, или в процессе беседы может быть достигнута договоренность о пролонгированном консультативном сопровожде­нии или прохождении группового тренинга.

На информационном уровне консультант, в первую очередь, пре­доставляет психологическую информацию, делая клиента более гра­мотным.

Существует много ложных установок, блокирующих возможность принять помощь психолога. Основными из них являются:

• ложное убеждение в том, что обращение за помощью для раз­решения проблем психологического характера — признак сла­бости или глупости («К психологам обращаются дураки и сла­баки»);

• неверное представление о том, будто психотерапию проходят только психически неуравновешенные люди («Что я псих, что ли, терапию проходить?»);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.