Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 13 страница






□ «Яхочу избавиться от нервотрепки». => Позиция активная, но кли-

ент опять сфокусирован на том, от чего хочет избавиться, то есть на проблеме. Хотя появление в формулировке глагола («избавить­ся») говорит об усилении активной позиции клиента: он впервые перестает просто жаловаться и выражает желание что-то делать. Консультант обращает на это внимание клиента и спрашивает, чего хочет клиент вместо нервотрепки.

□ «Я хочу уравновешенного ритма жизни и ровных отношений с кол-

легами вместо нервотрепки». => Это активная позиция, и клиент сфокусирован на свой цели. Он обозначил то, к чему будет стре­миться, но пока цель выглядит туманно, выражена слишком широ­ко и неоднозначно. Консультант обсуждает это с клиентом и пред­лагает ему уточнить, что значат для клиента «уравновешенный ритм жизни» и «ровные отношения».

«Уравновешенный ритм жизни — это нормированный рабочий день с дву­мя выходными и четкими обязанностями. Ровные отношения с кол­легами — это отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий». =» Клиент дает расшифровку целевым понятиям.

Консультант резюмирует: «Итак, вы хотите нормированного рабочего дня с двумя выходными и четкими обязанностями. Кроме того, вы хо­тите не слишком близких, но зато без скандалов и взаимных пре­тензий, взаимоотношений с коллегами. Это так7» Клиент подтвер­ждает, что консультант понял его правильно. => Цель определена, но теперь очевидно, что решать необходимо не одну проблему, а две: режим работы и взаимоотношения. Консультант обращает на это внимание клиента и предлагает ему определить, с какой зада­чи он хочет начать работу над изменениями.

Клиент выражает намерение сначала разобраться с первой проблемой — режимом работы. Консультант выясняет, насколько это зависит от него. Клиент сообщает, что режим (ритм) работы в большой мере зависит от него в течение рабочего дня, но очень мало — при требовании выходить на работу в выходной день. В процессе бе­седы данная задача снова распадается на две:

1) изменить организацию своего труда в рабочее время и

2) сделать выбор между тремя возможностями:

• изменить свое отношение к требованию работать в выходные дни,

• пойти на разговор с руководством для обсуждения возмож­ности исключить его (клиента) вызовы на работу в выходные дни,

• найти новое место работы.

Клиент предпочел сначала решить вторую задачу. Он сразу откинул ва­риант «найти новое место работы». Работа слишком интересна, чтобы ее бросать. Затем клиент выразил желание подготовиться с помощью консультанта к разговору с руководством

Таким образом, цель для данной консультации определилась: подгото­виться с помощью консультанта к разговору с руководством. Вторую возможность клиент решил оставить на следующую встре­чу и решать в том случае, если разговор с руководством не прине­сет удовлетворительных результатов.

Вторая возможность — изменить свое отношение к требованию ра­ботать в выходные дни — потребовала изучения этого отноше­ния и затем процесса переформулирования, аналогичного приве­денному.

В результате конечная задача выглядела так: «Считать выходные дни та­кими же рабочими днями, как и остальные, планировать свои лич­ные дела и отдых только на вечер. В случае если выходной день все-таки получается, считать это везением Иметь резервные планы, но не настраиваться на их реализацию заранее».

Итак, в конечном итоге, целеполагание привело к конкретным шагам. В данном случае уже само проговаривание итоговой цели привело к принятию действительности, в частности, спокойному отноше­нию к необходимости приспособиться к ней (работа в выходные дни). Другими словами, цель была достигнута прямо в процессе ее конкретизации.

При решении задачи по изменению организации своего труда в рабо­чее время было выяснено, что значительное время уходит на сплет­ни, которые клиента нервируют и невольно делают участником «междоусобиц», в которых одни сотрудники навязываются в «близ­кие друзья», а другие «плетут козни». Оказалось, что решить эту проблему можно, только установив с коллегами отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий — то есть решив вторую часть первоначальной задачи. Ее рассмотрение свелось к обсуждению вопросов, заданных кон­сультантом:

• Что вы делаете, когда поддерживаете отношения не слиш­ком близкие, но без скандалов и претензий?

• Был ли у вас опыт установления подобных отношений?

• Как вам удавалось это тогда?

• Чем отличаются те отношения, которые вы имеете сейчас, от отношений, которые вы хотите достичь?

• По каким признакам вы поймете, что теперь вы достигли желаемых отношений?

• Что необходимо предпринять, чтобы достигнуть желаемых отношений?

После ответа на эти вопросы были сформулированы цели:

• научиться спокойно отказываться от выслушивания сплетен;

• научиться в доброжелательном тоне переводить разговор с обсуждения коллег по работе на нейтральные темы;

• научиться отделять ответственность за себя от ответствен­ности за других и брать на себя только свои задачи;

• вести дневник своих дел и достижений, чтобы иметь воз­можность аргументированно, коротко и без излишних эмо­ций возражать на необоснованные претензии.

Их достижение потребовало довольно продолжительной работы с психо­логом, и в дальнейшем все они были реализованы.

Таким образом, в результате переформулирования на место жалобы на нервотрепку пришло четкое понимание цели и возможности изме­нить свое положение.

К сожалению, далеко не всегда проблема разрешается столь быст­ро и успешно, как в рассмотренном примере. В большинстве случаев люди идут к психологу, когда выход из проблемной ситуации или про­блемного состояния осложнен. И тогда встает необходимость глубо­кого анализа и работы с тем, что лежит за пределами сознания. Тем не менее прояснение целей клиента — ключевой период консультатив­ного процесса, настоящая исследовательская работа.

Но выбрать цель — мало. Необходимо убедиться, что выбран­ная цель — это действительно то, что человек хочет. Только после этого можно приступать к выработке конкретных шагов для ее до­стижения.

Клиенту необходимо продумать ответы на следующие вопросы:

□ Что вы хотите?

□ Для чего вам это надо?

□ Как вы узнаете, что достигли желаемого?

О Как вы будете чувствовать себя, когда достигнете цели?

□ Как вы представляете себе: 1) «картинку» цели; 2) эмоциональ­ное состояние цели; 3) ощущения цели?

□ Что изменится в вашей жизни (окружение, уклад жизни, отно­шения и т. п.), когда вы достигнете цели?

□ Что изменится в вас, когда вы достигнете цели?

D Негативная сторона есть у всего; каковы негативные проявле­ния того, что ваша цель будет достигнута?

□ Каковы негативные обстоятельства процесса достижения цели?

□ Готовы ли вы принять негативные стороны цели и движения к ней?

□ Устраивает ли вас то, что вы видите в результате анализа?

□ Что будет через год после достижения цели? через 3 года? через 5 лет?

□ Лишь после того, как клиент осознает, что выбранная и сфор­мулированная им цель устраивает его, начинается процесс при­нятия решения.

Консультант. Итак, вы страдаете от своей стеснительности и счита­ете, что она проистекает из вашей неуверенности в себе. И что вы хотите вместо этого?

Клиент. Я хочу стать уверенным.

Консультант. Что значит «быть уверенным»? Как вы это понимае­те? =*> Консультант уточняет слишком абстрактно сформу­лированную цель.

Клиент. Это значит, что я буду свободно высказывать свое мнение, перестану бояться, что про меня плохо подумают, буду делать то, что считаю нужным, даже если это кому-то не понравится.

Консультант. Свободно высказываться, свободно действовать — это вдохновляет. Скажите, а для чего вам все это нужно? Действитель­но ли все это так важно для вас? => Консультант резюмирует цели клиента и поддерживает его, а затем исследует дальше.

Клиент. Конечно! Тогда я смогу стать хорошим специалистом, смогу достигать успехов, хорошо зарабатывать. И вообще, буду более свободным. Возможно, у меня и в личной жизни будет склады­ваться все удачнее, чем до сих пор. => Клиент проясняет более глубокие цели, стоящие за поведенческими моделями, кото­рыми сначала охарактеризовал свою цель «быть уверенным».

Консультант. Да, быть хорошим специалистом, хорошо зарабаты­вать и иметь удачную личную жизнь — действительно, важно. => Консультант повторяет цели клиента, чтобы он слышал их со стороны.

Клиент. Да, вот именно! Это то, что составляет сущность жизни. И всего этого у меня не будет, если я не стану уверенным. => Клиент подчеркивает, как важна для него цель.

Консультант. Предположим, что вы уже достигли желаемого. Как это будет выглядеть? Что вы будете чувствовать, переживать, ощу­щать?

Клиент. Мне трудно себе представить, ведь я никогда не был таким.

Консультант. Получается, что вы хотите стать уверенным, но не знаете, что это такое. Как же вы узнаете, что двигаетесь в верном направлении?

Клиент. Я думал, вы знаете.

Консультант. Я могу совсем по-другому понимать уверенность, хотя говорить мы будем одинаковыми словами.

Клиент. Ну, вы же психолог, вы должны знать.

Консультант. Вот представьте себе дерево. Опишите его. => Кон­сультант сразу предлагает клиенту опыт вместо пояснений, которые не убеждают клиента.

Клиент. Это высокий тополь, старый, с большими листьями.

Консультант. Ая представил себе березу. Мы получили совершен­но разные деревья, хотя имели в виду одно и то же слово.

Клиент. Ну, понимаю. Так что же мне делать? Я действительно не могу представить себя уверенным.

Консультант. А откуда вы знаете, что хотите быть действительно уверенным?

Клиент. Я вижу, как ведут себя уверенные люди, чего они добиваются.

Консультант. Отлично! Скажите, как вы отличаете уверенного че­ловека от неуверенного?

Клиент. Уверенный человек говорит ровным спокойным голосом. У него плавные свободные движения. Он спокоен, потому что знает себе цену. Он знает, что хорошо выглядит... Пока больше ничего на ум не приходит.

Консультант. Итак, вы сказали о его пластике — движения свобод­ные, о его голосе — ровный, спокойный, о его внешнем виде — хорошо выглядит, о его внутреннем состоянии — знает себе цену. Кстати, что это значит? => Здесь становится видно, как резюме консультанта делает цель клиента отчетливой и достижи­мой. Туманные высказывания сразу уточняются.

Клиент. Знать себе цену— это значит понимать, что ты не хуже других.

Консультант. А сейчас вы этого не знаете?

Клиент. Умом понимаю, но... Мне кажется, я мог бы быть лучше. => Консультант отмечает для себя, что у клиента присутству­ет бессознательная установка: «Я должен быть лучше других, или я ничего не стою». Но сейчас консультант не отвлекается на это: позже предстоит серьезная работа по развенчанию этой блокирующей установки. Сейчас идет этап целеполага-ния.

Консультант. В чем именно вам необходимо стать лучше?

Клиент. Ну, может быть, мне надо быть внимательнее и доброжела­тельнее к другим людям.

Консультант. Что такое быть внимательным и доброжелательным? =» Консультант снова уточняет общие понятия.

Клиент. Не знаю...

Консультант. Чем ваше поведение и чувства будут отличаться от тех, которые существуют сейчас?

Клиент никак не может сформулировать свои понятия точнее, найти раз­личия. Не удивительно, ведь клиент и так доброжелателен и вни­мателен, он только думает, что надо быть еще лучше, но что это такое, не понимает. Это — всего лишь жесткие иррациональные «указания» внутреннего «критика», с которым консультант наме­чает поработать позже.

Консультант. Похоже, в этом вы уже сейчас таковы, каким хотите стать.

Клиент (удивленно и неуверенно). Похоже... Но почему-то мне кажет­ся, что я не могу о себе так думать.

Консультант. Вы не можете думать о себе хорошо? => Здесь кон­сультант, наоборот, несколько обобщает, чтобы косвенно указать на основную проблему клиента.

Клиент. Наверное, плохо думать о себе хорошо. => Вскрывается еще одно иррациональное убеждение клиента. Консультант от­мечает наличие внутреннего конфликта: я должен быть лучше других, но думать о себе хорошо нельзя, это плохо. Консуль­тант решает показать это клиенту.

Консультант. Вы должны стать в чем-то лучше, хотя не знаете, в чем бы вы могли быть лучше. И при этом вы не должны думать о себе хорошо. Так как же мы достигнем цели?

Клиент. Ерунда получается.

Консультант. Да, не складывается. А что было бы, если бы вы могли думать о себе хорошо?

Клиент. Мне было бы легче. Я бы тогда мог быть спокойным и уверенным.

Консультант. Значит, чтобы быть уверенным, надо разрешить себе думать о себе хорошо?

Клиент (удивленно). Получается так... Это что-то... Мне кажется, это и есть самое главное.

Консультант. По-моему, вы разволновались? => Консультант отра­жает внешнее поведение клиента и уточняет свое понимание.

Клиент. Да... Как будто сделал открытие.

Консультант. Поздравляю! Это действительно волнующий и очень важный момент.

Консультант (делает паузу, дает клиенту осознать свое открытие): Итак, получается, что если у вас будут свободные движения, ров­ный, спокойный голос, вы будете хорошо выглядеть и будете раз­решать себе думать о себе хорошо, то вы почувствуете себя более уверенным. Можно ли сказать, что если вы добьетесь всего этого, вы и достигнете своей цели?

Клиент. Да. Точно. И мне будет так хорошо! У меня сейчас даже тело как-то расслабилось. => Клиент буквально почувствовал свою цель. Это хороший момент: тело лучше разума будет подска­зывать клиенту верный путь. Консультант сообщает об этом клиенту.

Теперь цель ясна настолько, что сразу стали видны и все шаги, необходи­мые для ее достижения. Но еще не ясно, понравится ли клиенту то, что будет сопровождать достижение этой цели.

Консультант. Давайте теперь представим, что вы уже уверенный человек. Но никогда не бывает, чтобы все было хорошо. К сожа­лению, всегда бывает и что-то плохое. Что плохое может произой­ти, если вы станете уверенным?

Клиент. Может быть, я чаще буду попадать в конфликтные ситуации.

Консультант. И как вам эта перспектива?

Клиент. Если бы я мог думать о себе хорошо, я бы не стал особенно переживать по этому поводу. Все конфликтуют. Главное, не запус­тить это слишком далеко. => Клиент настроен оптимистично. На самом деле, он уже почти разрешил думать о себе хорошо благодаря происшедшему в процессе целеполагания осознанию, или инсайту. Отсюда и выраженные реакции тела. В дальней­шем предстоит только закрепить начало изменений.

Консультант. Значит, последствия вас не пугают. Но ведь не так легко научиться свободно общаться, развить пластику тела, снять мышечные зажимы, находить темы для разговоров, выразительно говорить и свободно отстаивать свое мнение. Как вы думаете, что будет самым сложным для вас? => Перечисляя поведенческие цели клиента, консультант делает наглядными пути дости­жения, затем он проверяет негативные моменты пути к цели.

Клиент. Пожалуй, выбрать для этого время. Ну и еще то, что это, видимо, надолго. Придется менять образ жизни: я домосед, люб­лю посидеть на диване, почитать, телевизор посмотреть.

Консультант. Вы готовы на это?

Клиент. Думаю, да. Хуже, чем сейчас, мне все равно не будет.

Консультант. Чем вы будете себя стимулировать для продвиже­ния к цели? Как вы будете вознаграждать себя за достижения? =* Обсуждение самостимуляции необходимо, так как реальное движение к цели всегда сопряжено с дискомфортом отхода от привычного образа жизни, поведения и т. п. И клиент дол­жен заранее видеть какую-то поэтапную компенсацию, на­граду.

Клиент. Наверное, я буду покупать себе одну новую видеокассету и одну книгу, если целый месяц буду работать над собой. И ничего не куплю и целую неделю не буду смотреть телевизор, если буду лениться.

Консультант. Да, похоже, это сильный стимул. Давайте теперь проведем еще один эксперимент: вот вы уже уверенный в себе человек, и прошло, скажем, года три. Что происходит в вашей жизни?

Клиент. Наверное, я уже могу свободно разговаривать с начальни­ком. У меня уже сейчас есть соображения, как улучшить отдель­ные моменты... Ну, рабочие тонкости. Я смогу предложить это. Я смогу обговорить более выгодные условия моей работы... Да, через три года я буду ценным человеком в нашей фирме. Может быть, я даже смогу понравиться какой-нибудь женщине. Я буду действовать более уверенно и вовремя смогу подойти к ней и при­гласить куда-нибудь.

Консультант. Тогда вы точно будете знать, что достигли не только своей цели, но и того, для чего она вам нужна?

Клиент. Да, тогда точно.

Итак, цель поставлена и проверена. Далее следует выработка плана и конкретных шагов, или заключается психотерапевтический контракт.

Заключение контракта — важная часть консультативного сопровож­дения. Обычно психотерапевтический контракт заключается, если после прояснения проблемы и установления целеполагания выясня­ется, что одной консультативной встречи недостаточно. В таком слу­чае с клиентом обсуждаются условия дальнейших отношений:

• день и время встреч;

• условия оплаты (если консультации платные);

• последовательность, в которой будут обсуждаться проблемы, если их несколько;

• приблизительное количество консультативных контактов (впоследствии, если это необходимо, срок работы может быть изменен);

• этические условия консультирования (конфиденциальность, необходимость предупреждать заранее о пропуске сессии, ус­ловия, при которых консультативные контакты могут быть прекращены со стороны консультанта и т. д.);

• другие требования консультанта (например, ведение рабочего дневника, диктофонные записи консультативных бесед и т. п.).

Заключаемый контракт сразу настраивает клиента на серьезную работу по решению своей проблемы, во многом благодаря тому, что четко обговаривает и степень ответственности за успешность консуль­тативного взаимодействия.

Консультирование клиента, который не знает, чего он хочет

Иногда цель устанавливается сразу и предельно ясна: клиент мо­жет начать свой разговор с предъявления цели консультирования. Сложность же заключается в выработке единственного решения из множества возможных вариантов. Лишь выбранное решение может стать действительной целью, как, например, в случае, когда женщина, узнав об измене мужа и не зная, как ей поступить, приходит к конк­ретному мнению (этот пример будет описан позже).

Тем не менее, по свидетельству М. и Р. Гулдинг, иногда возможно консультирование клиента, который не знает, чего хочет, без заключе­ния контракта в течение одной-двух встреч28. В таком случае на неко­торое время целью консультирования становится определение потреб­ностей клиента в обсуждаемом вопросе. Эта цель также четко форму­лируется и проговаривается, как и любая другая.

Разумеется, обсуждая конкретные потребности клиента, консуль­тант сталкивается и с его базовыми, основополагающими потребнос­тями. Обычно они бывают неосознанны. И именно недоступность их осознаванию вызывает растерянность человека, когда он только ощу­щает неудовлетворенность любым из решений и не находит выхода. Пять базовых потребностей, выделенных А. Маслоу (они уже упоми­нались в связи с комплексом мученичества), образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение и эмоциональное состояние человека. Длительная неудовлетворенность основных потребностей ведет вначале к возникновению напряжения, а затем к переживанию кризисного состояния.

Кроме того, трудности понимания клиентом, чего именно он хо­чет, и непоследовательность его поведения могут объясняться суще­ствованием невротических потребностей. К. Хорни приводит перечень таких наклонностей и их основных характеристик29: «1. Невротичес­кая потребность в любви, привязанности и одобрении 30(см.: «Невроти­ческая личность нашего времени», гл. 6 о потребности в любви и при­вязанности):

• неразборчивая потребность угождать, нравиться другим и по­лучать одобрение;

• непроизвольное стремление оправдывать ожидания других;

• перенесение центра тяжести с собственной личности на дру­гих, привычка принимать во внимание только их желания и мнения;

• боязнь самоутверждения;

• боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя.

2. Невротическая потребность в «партнере», который примет руко­водство жизнью невротика в свои руки (см.: «Новые пути в психоана­лизе», гл. 15 о мазохизме и «Бегство от свободы» Э. Фромма, гл. об ав­торитарной власти):

• перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести от­ветственность за все происходящее, как хорошее, так и пло­хое; успешное манипулирование «партнером» становится главной задачей;

• завышенная оценка «любви», потому что предполагается, что «любовь» решает все проблемы;

• боязнь оказаться покинутым;

• боязнь одиночества.

3. Невротическая потребность ограничить жизнь тесными рамками:

• необходимость быть нетребовательным, довольствоваться ма­лым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ;

• необходимость оставаться неприметным и играть второсте­пенные роли;

• умаление своих способностей и потенциальных возможнос­тей, признание скромности как высшей добродетели;

• стремление скорее сохранять, нежели тратить;

• боязнь предъявлять какие-либо требования;

• боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

Эти три наклонности, как и следовало ожидать, часто встречаются вместе, поскольку все они означают признание собственной слабости и представляют собой попытки устроить свою жизнь на этой основе. Они противоположны стремлениям полагаться на собственные силы или брать ответственность на себя. Однако эти три наклонности не образуют синдрома. Третья может иметь место в том случае, когда две Другие существенной роли не играют.

4. Невротическое стремление к власти (см.: «Невротическая лич­ность нашего времени», гл. 10 о стремлении к власти, престижу и об­ладанию):

• стремление к господству над другими;

• преданность делу, долгу, ответственность, хотя играют опре­деленную роль, но не являются движущей силой;

• неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе;

• наличие с разной степенью выраженных деструктивных эле­ментов;

• неразборчивое преклонение перед силой и презрение к сла­бости;

• боязнь неконтролируемых ситуаций; <

• боязнь беспомощности.

. Невротическая потребность контролировать себя и других людей с помощью разума и предусмотрительности (разновидность пункта 4 у лиц, у которых слишком подавлены открытые проявления их власт­ного характера):

• вера во всемогущество интеллекта и разума;

• отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним;

• придание чрезвычайно большого значения предвидению, предсказанию;

• чувство превосходства над другими, основанное на способ­ности такого предвидения;

• презрение в себе самом ко всему, что не соответствует образу интеллектуального превосходства;

• боязнь признать объективные границы силы разума;

• боязнь показаться «глупым» и высказать неверное суждение. 46. Невротическая потребность верить во всемогущество воли (инт-

ровертированный вариант пункта 4 у крайне замкнутых, обособлен­ных людей, для которых прямое проявление власти означает слишком тесный контакт с другими):

• ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли (подобно обладанию волшебной палочкой);

• реакция безысходного отчаяния при любой фрустрации же­ланий;

• тенденция отказываться от желаний или ограничивать жела­ния и терять к ним интерес из-за боязни «неудачи»;

• боязнь признания каких-либо ограничений абсолютной воли. 5. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремле­ние всеми правдами и неправдами добиваться от них для себя преиму­ществ:

• оценка других людей прежде всего с точки зрения их полез­ности или возможности эксплуатации;

• различны сферы эксплуатации — деньги (заключение сделок становится болезненной страстью), идеи, сексуальность, чув­ства;

• гордость своим умением эксплуатировать других;

• боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в «дураках».

6. Невротическая потребность общественного признания или прести­жа (в сочетании со стремлением к власти или без него):

• оценка всех и всего (людей, неодушевленных предметов, де­нег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соот­ветствии с их престижностью;

• самооценка, целиком зависящая от характера публичного признания;

• различные (традиционные или «бунтарские») способы воз­буждения зависти или восхищения;

• боязнь утраты привилегированного положения в обществе («унижения») либо в силу внешних обстоятельств, либо вслед­ствие внутренних факторов.

7. Невротическая потребность в восхищении своей особой:

• раздутое представление о себе (нарциссизм);

• потребность в восхищении не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих, а вообража­емыми качествами;

• самооценка, целиком зависящая от соответствия этому обра­зу и от восхищения этим образом другими людьми;

• боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»).

8. Невротическое честолюбие в смысле личных достижений:

• потребность превосходить других людей не тем, что ты собою представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности;

• зависимость самооценки от того, насколько удается быть са­мым лучшим — спортсменом, любовником, писателем, рабо­чим — особенно в собственных глазах, хотя признание со сто­роны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду;

• примесь разрушительных тенденций (имеющих целью взять над другими верх), всегда присутствующих, хотя и различаю­щихся по интенсивности;

• неустанное подталкивание себя к еще большим достижени­ям, несмотря на всепроникающую тревогу;

• страх неудачи («унижения»).

Наклонности 6, 7, 8 отражают в целом более или менее явно выра­женное стремление к соперничеству и достижению абсолютного пре­восходства над другими. Обычно эти наклонности накладываются друг на друга или сочетаются, но могут также существовать самостоятель­но. Например, потребность в восхищении собой вполне может соче­таться с безразличием к социальному престижу.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости:

• потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не подда­ваться никакому влиянию, или быть абсолютно ничем не свя­занным, поскольку любая близость означает опасность пора­бощения;

• наличие дистанции и обособленность — единственный источ­ник безопасности;

• боязнь потребности в других людях, привязанности, близо­сти, любви.

10. Невротическая потребность в достижении совершенства и не­уязвимости (см.: «Новые пути в психоанализе», гл. 13 и Э. Фромм «Бег­ство от свободы», гл. 5 об автоматизирующем конформизме):

• постоянное стремление к совершенству;

• навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможны­ми недостатками;

• чувство превосходства над другими на основе собственного совершенства;

• боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки;

• боязнь критики или упреков».

К. Хорни отмечает, что ни одна их этих наклонностей сама по себе не является чем-то болезненным, «ненормальным», и подчеркивает разницу между основополагающими стремлениями и их «невротичес­кими двойниками». Невротические стремления лишены свободы. Они навязчиво проявляются даже тогда, когда их достижение очевидно вре­дит человеку. Они никогда не насыщаемы и, подобно зависимости, все время требуют «увеличения дозы». В то же время, нормальная склон­ность характера лишь подчеркивает индивидуальность личности и ве­роятные предпочтения при разрешении проблем.

Исследование, сознавание и, наконец, полное осознание клиентом своих наклонностей (необходимо напомнить, что речь идет о работе с «нормальным», то есть психически здоровым человеком) уводит в глу­бины психоаналитической работы. Это всегда желательно, но не все­гда сопровождается готовностью клиента продолжить взаимодействие

с консультантом на подобном уровне. Вместе с тем, это становится совершенно необходимым, если сама невротическая потребность или конфликт нескольких невротических потребностей лежат в основе предъявляемой проблемы. Но если даже разрешаемая ситуация в це­лом не требует столь глубокой проработки, консультанту все-таки не­обходимо иметь в виду механизмы действия этих потребностей (в час­тности, присутствие скрытой или явной тревожности, ненасыщаемость потребности и т. п.). Другими словами, психолог, исполняя роль лоц­мана в путешествии к цели и прокладывая совместно с клиентом мар­шрут, должен указать ему на подводные камни и скрытые бездны. Но то, захочет ли клиент учесть все эти препятствия при выборе пути, от консультанта, к сожалению, не зависит, потому что капитаном своей жизни остается клиент.

Консультирование клиента,

который предъявляет неприемлемые цели

М. и Р. Гулдинг31 перечисляют неприемлемые контракты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.