Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 15 страница






Суррогатный заменитель

В состоянии невыносимой фрустрации человек затягивает при­нятие решения до тех пор, пока не находит хотя бы суррогатного «заменителя» тому, что при выборе неизбежно должно быть утра­чено.

Например, клиентка, которая длительное время не могла принять окончательное решение разводиться с мужем, избивающим ее, или нет, и постоянно повторяла: «Я и с ним не могу, и без него не могу», — как только у нее появился любовник, в течение трех недель оформила раз­вод делегирование решения

Человек избегает совершать выбор в пользу одной из возможностей до тех пор, пока решение не будет принято за него внешними обстоя­тельствами. Частный случай данного способа избегания — желание по­ложиться на судьбу. Стремление переложить ответственность за приня­тие решения на кого-либо другого, в том числе на консультанта, неред­ко реализуется с помощью манипуляций, например, демонстрации преувеличенной беспомощности. При этом манипуляции бывают на­столько изощренны и настойчивы, что просто поражают силой и на­ходчивостью, направленных — увы! — на избегание решения.

Например, клиент может заявить: «Знаете, я уже перебрал множе­ство вариантов и, все равно, не смог принять решение, а вас мне реко­мендовали как грамотного специалиста и очень мудрого человека. Поэтому, как вы скажете, так и будет». Или после того, как в процессе консультации клиент, казалось бы, принял решение, он спрашивает: «Значит, вы думаете, что именно это решение будет правильным?». Фактически, он требует от консультанта взять на себя ответственность за «верность» принятого решения.

Уход в заболевание

Очень распространенный способ, конфронтация с которым прак­тически невозможна. Любые объяснения по поводу бессознательных процессов и глубинных психологических причин возникшего заболе­вания воспринимаются как непонимание и жестокость. Наиболее «по­пулярны» депрессия, мигрени, гипертония или гипотония, сердечно­сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Вообще, ипохонд­рик, вынужденный принимать решение — серьезное испытание для консультанта.

Уход в беспомощность и вину

Клиент приводит множество примеров того, насколько он слаб, глуп, как много ошибочных решений принимал он раньше, доказы­вая консультанту, что не может и даже не имеет права в дальнейшем самостоятельно принимать решения. Например, клиент выдает сле­дующую тираду: «Ой, таких дел тогда натворила! И дочке из-за меня досталось. Уж она меня ругала, ругала... А теперь-то дело поважнее будет. Так уж куда мне решать! Вот я пришла к вам, больше посовето­вать некому».

Блокирование желаний

Человек, отчаянно боящийся ответственности, бессознательно бло­кирует свои желания, так как, по выражению И. Ялома, «решение — это мост между желанием и действием».

В отсутствие желаний у человека практически отпадает всякая не­обходимость делать выбор, так как, по сути, ему безразлично, как жить и что будет происходить в его жизни. Обычно такие люди редко ока­зываются на приеме у консультанта, а если и приходят, то лишь по на­стоянию близких, не выдвигая собственных задач. Их позиция такова: пусть решают те, кого что-то не устраивает.

Например, оказавшись на консультации, такой клиент может зая­вить: «А чего мне решать? Мне все равно. Ей надо, пусть и решает». Он может подчиняться желанию родственников или избегать общения, не замечая, что, собственно говоря, это тоже его выбор, как и то, что происходит или не происходит в его жизни, —• результат его позиции.

Избегание решения встречается настолько часто, что неопытные консультанты или консультанты, склонные к «спасателъству», легко идут на поводу у клиентов и принимают решения за них. В таких слу­чаях клиенты горячо благодарят консультанта, который чувствует удов­летворение своей удачей. Тем не менее именно подобные «консульта­ции» менее всего свидетельствуют о профессионализме, так как пси­холог нарушает экологию человека, делегируя ему вместе со своим решением свою систему ценностей и свою модель реагирования в по­добных ситуациях, которые, возможно, не совместимы с психологи­ческим миром клиента. Кроме того, чужие решения редко реализуют­ся на практике. Однако клиент получает в руки вожделенную возмож­ность снять с себя груз ответственности и, в случае неудачи, обвинить во всем консультанта.

Также часто попадаются на удочку клиентов и раздают решения кон­сультанты, плохо переносящие ситуацию неопределенности, которая все­гда присутствует при консультировании. Особенно часто это проявля­ется, когда проблема кажется им предельно ясной, и им не хватает терпения наблюдать, как «плавает» в ней клиент. Невозможность не­медленно продвинуться в решении вопроса вызывает тревожность и раздражение, уходя от которых, консультанты, порой под видом ин­терпретаций или предоставления психологической информации, прак­тически навязывают клиенту решение, к истинному принятию кото­рого тот еще не готов.

Очень жестко при сопровождении в принятии решения ведут себя консультанты, склонные к доминированию, навязыванию своей воли окружающим, страдающие перфекционизмом35. Любое движение кли­ента в «неправильную» сторону или с «неправильной» скоростью вы­зывает реакции гнева. Избегая дискомфортного напряжения, консуль­танты открыто или косвенно подводят клиента к своему, а не к его (кли­ента) решению, прикрываясь ролью профессионала.

Стоит ли говорить, что подобное «сопровождение» не только не яв­ляется профессиональным, но и нарушает все этические нормы. Так что работа над собой и своими личностными проблемами является про­фессиональной обязанностью консультанта.

В ситуациях затруднения принятия решения в задачи консультанта входит следующее.

1. Показать клиенту, каким образом он избегает решения и ответ­ственности. Можно привести примеры из его же высказываний и по­ступков и противопоставить их реальной действительности.

2. Преодолеть сопротивление клиента, которое выражается слова­ми: «Если бы я знал, что мне делать, я бы не стал обращаться к вам». Для этого необходимо терпеливо показывать клиенту его активную роль в создании своей проблемы, а также его роль в ее разрешении (например, клиент сам решил, что ему необходимо взяться за решение проблемы, для этого он решил обратиться к консультанту и т. п.).

3. Помочь осознать неизбежность и вездесущность решения и ответ­ственности. Для этого бывает необходима экзистенциальная беседа, возможно, даже дискуссия с клиентом, в которой консультант на при­мере жизненных фактов, а еще лучше на примере фактов из жизни самого клиента, показывает невозможность избежать ответственности и принятия решения.

4. Способствовать принятию клиентом того факта, что ответствен­ность за собственную жизнь абсолютно непрерывна на протяжении всего сознательного возраста человека, что он сам создает свою судь­бу. Все это становится убедительным, только если консультант пока­зывает верность этой истины на примерах из жизни, прежде всего, са­мого клиента.

5. Помочь осознать, что хорошее состояние и удовлетворение жиз­нью возможны только вследствие наступления изменений. Важно пока­зать, что жизнь — это движение, там, где оно останавливается, начинаются разрушительные процессы; в равной степени это касается и духовной жизни, психики человека.

6. Наглядно продемонстрировать клиенту, что нежелание прини­мать решение при явном наличии или даже нарастании проблемы ча­сто вызывается противоречивыми потребностями, скрытыми мотива­циями, вторичными выгодами от проблемы. Важно понять, какими именно. Для этого, возможно, придется провести анализ истории раз­вития проблемы и «взаимоотношений» клиента со своей проблемой.

7. Помочь осознать страх перед изменениями и ложность ощущения бес­силия и беспомощности у клиента. Показать на жизненных примерах ра­боту закономерности: на сохранение нерешенной проблемы и на ее раз­решение требуется совершенно одинаковое количество энергии и спо­собностей — все дело только в том, в какую сторону они направлены.

8. Работать в направлении освобождения клиента от чувства вины за ошибочные решения в прошлом. Подчеркнуть значение прошлых оши­бок для получения жизненного опыта и возможность использования этого опыта для решения актуальных проблем.

9. Помочь осознать, чего именно хочет клиент — в жизни, в данный период, при решении конкретной проблемы. Те клиенты, желания ко­торых в той или иной степени блокированы, нуждаются в дополни­тельной работе с психологом для высвобождения своих чувств и вос­становления контакта со своими эмоциями и, скорее всего, реакция­ми тела. Кроме того, необходимо обучать клиента идентифицировать, различать свои чувства и понимать источник их происхождения. Эта работа требует применения различных психотерапевтических подхо­дов: рационально-эмотивного, телесно-ориентированного, имаготе-рапии, гештальт-терапии, фокусирования и др. Такая работа обязатель­но должна быть предложена клиенту.

10. Способствовать расширению спектра возможных вариантов решения.

11. Помочь осознать неизбежность, а также смысл и ценность утра­ты каких-то возможностей при выборе. Показать неизбежность утрат при любом решении. Помочь определить иерархию ценностей для об­легчения выбора.

12. Помочь увидеть глубинную суть решения, то есть тот смысл, ко­торый имеет и будет иметь решение и его последствия для личности кли­ента и для его жизни.

При проведении беседы консультанту приходится давать довольно много пояснений, предоставлять определенную информацию относи­тельно различных закономерностей. Важно, чтобы при этом он не по­давил активность клиента. Разъяснения должны быть лаконичными, излагаться простым, доступным клиенту языком, желательно, чтобы он был образным, вызывающим ассоциации. Кроме того, не стоит вда­ваться слишком глубоко в теоретический материал, понимание долж­но, в основном, приходить из практических примеров.

 

МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ РЕШЕНИЯ

Техники краткосрочной позитивной психотерапии

Эти методики и техники консультант может применять выборочно в тех случаях, когда общей схемы консультации по принятию решения явно недостаточно. Техники выбираются в зависимости от затруднений клиента и могут применяться на любом этапе консультирования.

«Волшебная палочка»

Часто клиенты четко знают, что им не нравится, но затрудняются сказать, что они хотят иметь вместо неудовлетворительного положе­ния. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель консультирования, консультант может предложить пофантазировать. «Если бы у меня была волшебная палочка, я взмах­нул бы ею и... Как теперь выглядит ваша жизнь? Какие изменения про­изошли? Заметно ли это другим людям?»

«Маленькие кирпичики большой стены»

Чтобы активизировать ощущение возможности достижения цели, возможно использование метафор. «Если мы захотим сразу перепрыг­нуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Но если каждый день отделять от стены по ма­ленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа».

«Линия проблемы»

Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисовав ли­нию на листе бумаги и разделив ее на десять частей, консультант мо­жет предложить: «Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое положение, а в конце — самое лучшее. Тогда где вы находитесь в настоящий момент9

Если клиент говорит: «Всего-навсего, на троечке», — консультант может способствовать активизации ощущения достижимости цели, на­пример: «Я бы сказал, что вы прошли уже треть пути. Это немало!». Если же консультант сфокусируется на причинах данного выбора кли­ента и задаст вопрос: «Скажите, чем отличается ваше положение на пункте 4 от настоящего на пункте 3? Что вы должны сделать, чтобы попасть в пункт 4?», — тем самым, он будет работать над конкретиза­цией этапов решения проблемы, переводя намерение в конкретное пла­нирование.

«Ступени достижений»

Для реализации решения необходимо не только предвидение ре­зультата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализа­ции проверить, действительно ли изменения идут в заданном направ­лении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Осо­бенно оно необходимо при длительной реализации долгосрочного решения Эта и следующая за ней техники способствуют определению таких ориентиров.

«Предположим, вы стоите на первой ступени десятиэтажного дома. На каком этаже находится ваша цель? Расскажите, чем ваше положе­ние отличается от предыдущего на каждом из этажей... Теперь опиши­те, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета? А второго? Что вы должны сделать для того, чтобы подняться на каж­дую из этих ступенек?»

Консультант должен учитывать, что слишком дробное планирова­ние также вредно, как и слишком общее, схематичное. Общая схема не дает представления о конкретных действиях. Слишком дробное планирование переутомляет и ведет к ощущению скованности, отсут­ствию естественности жизни, ограничению возможности чутко реа­гировать на изменение обстоятельств.

«Нить Ариадны»

«Чтобы мы не сбились с пути, Ариадна через каждую неделю (день, ме­сяц, квартал — расстояние во времени определяется в зависимости от про­блемы) пути завязала на своей нити узелки. Представьте, что вы дошли до первого узелка" как вы узнаете, что добились успехов на пути достижения цели (через неделю, через месяц и т. д.)? Как другие (родные, друзья и т. п.) завтра (через неделю и т. д.) узнают, что вы добились успеха? Как вы дока­жете скептику, что вы достигли успеха завтра (через неделю и т. д.)?»

Скептиком выступает сам консультант. Клиент должен защищать свои достижения. Так он учится понимать, что он действительно дос­тиг прогресса и ценит свои достижения.

«Проверка будущим»

Консультант может помогать клиенту формировать ясное представ­ление своего будущего, которое иногда дает для решения проблемы боль­ше, чем все логические построения. «Предположим, вы достигли того, что хотели. Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)? Теперь представьте, что вы не стали ничего менять (или приняли дру­гое решение — если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)?»

«Чувство динамики»

Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к кон­сультанту, то он, как минимум, уже:

1) понял, что у него есть проблема;

2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять;

3) предпринял реальный конкретный шаг, направленный на раз­решение проблемы, — обратился к консультанту.

Об этом необходимо сказать клиенту!

«Незамеченный ресурс»

Данная техника активизирует чувство собственных возможностей и пересмотр собственных ресурсов. «На вашем месте многие люди ока­зались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на та­ком уровне? Что помогло вам?»

«Сплетня о проблеме»

Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне ее изучить дает возможность следующая интервенция консультанта. «Если бы о вашей проблеме сейчас рассказывала ваша жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы о ней рассказали они?»

«Театр в табакерке»

Эта техника позволяет увидеть проблему «сверху», в целом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощу­щение бессилия. «Если бы вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в ко­тором были показаны вы, ваша проблема, люди, которые вас окружа­ют, как бы это выглядело? Опишите, что вы видите?»

«Проблема как друг»

Выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее ее раз­решение, и занять позицию «сотрудничества» с проблемой, а также на­полнить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощу­тить ценность происходящего клиент может, ответив на следующие вопросы: «Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?»

«Совет другу»

Делегировав свою проблему другому и имея возможность рассмат­ривать ее уже со стороны, клиент может с большей легкостью найти ее решение. «Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?»

«Вторая сторона медали»

Данной техникой задается объективное, «объемное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы. «Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем поло­жении?»

«Использование случайности»

Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы кли­ента. «Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова ваша роль в этих «случайностях».

Изменение ошибочных установок (когнитивный подход)

Ошибочные когнитивные установки (то есть убеждения, взгляды, принципы) клиента блокируют получение нового опыта. Они опира­ются не на реальность и потребности клиента, а представляют собой чрезмерное обобщение, резкое преувеличение. Как правило, такие суждения формируются еще в детском и подростковом возрасте и выражаются жесткими требованиями к самому себе и окружающим. Такие суждения не способствуют достижению целей, а, наоборот, со­здают массу препятствий на пути к ним.

Консультант должен быть очень внимательным к прямым и кос­венным проявлениям блокирующих установок в речи клиента. При идентификации блокировки следует обратить на нее внимание кли­ента и использовать один из рекомендуемых способов активации.

В числе наиболее типичных установок, блокирующих решения, можно упомянуть следующие.

Блокировка «Я вообще невезучий. Мне никогда не везет»

Активатор' «Человек сам создает свои успехи».

Аргументация. Данное утверждение заведомо ложно, так как пред­ставляет собой сверхобобщение негативного опыта. Консультант мо­жет стимулировать клиента вспомнить примеры своих удач, которые есть у каждого человека, однако, в силу когнитивного искажения, иг­норируются.

К тому же, везение и невезение — дело отношения человека к сво­ему жизненному опыту. Чем больше внимания человек уделяет анали­зу того, что с ним происходит, тем больше вероятность того, что он обучается правильно рассчитывать свои силы и возможности, и, стало быть, совершает меньше ошибок.

Кроме того, любое «везение» или «невезение» весьма относитель­но. Вполне возможно, что эти же самые события с другой точки зре­ния выглядят совсем иначе. Здесь вполне уместна какая-либо психо­терапевтическая история об относительности наших оценок.

Можно также задать клиенту вопрос: «Кто сказал, что вам должно все­гда везти?» Любой человек проходит горький опыт неудач. Дело вашего выбора, бесполезно страдать по поводу этого или вести полноценную Жизнь, используя полученный жизненный опыт и добиваясь успехов.

Блокировка «В детстве я находился в таких условиях, что сейчас я стал слабым и беспомощным» = «Такой уж у меня характер»

Активатор: «Характер закладывается в детстве. Влияние детского развития — серьезный фактор, но вполне может быть преодолен».

Аргументация. Если человек сознает, что именно затрудняет его жизнь в настоящее время, это означает, что он уже имеет способ пре­одоления этого негативного фактора. Даже наиболее трудно подда­ющиеся корректировке влияния детства могут быть преодолены, если человек поставит перед собой соответствующую цель. Схематично этот процесс может заключать в себе последовательное решение за­дач:

1) осознать, в чем именно состоит негативный опыт детства и как он влияет на жизнь в настоящее время,

2) наблюдать за своими реакциями и поступками,

3) анализировать, каким образом проявился в них негативный опыт детства;

4) продумать, что и как необходимо изменить: пересмотреть свои установки, позиции, убеждения — отделить собственные от при­внесенных и инкорпорированных (то есть принятых без крити­ки и осознания, часто чуждых человеку) и воспринимаемых по принципу «это так, потому что это так»;

5) постепенно приучаться контролировать свои реакции и посту­пать в соответствии с новыми навыками.

Со временем такая работа, которая тем эффективнее, чем опытней психолог, приводит к значительным изменениям. Помимо этого спо­соба существует множество самых разнообразных других психотера­певтических подходов, с помощью которых человек может преодолеть негативное влияние детства.

Блокировка «Я не виноват в возникновении проблемы, поэтому и решать ее должен кто-нибудь, но не я»

Активатор: «Только мы сами несем ответственность за то, что про­исходит с нами в жизни».

Аргументация. Каждый из нас может оказаться в неблагоприятных обстоятельствах по тем или иным причинам. Нет смысла искать ви­новатых. Гораздо больше пользы принесет искренний анализ своей роли во всем том, что с нами происходит. Дело нашего выбора, продолжать оставаться в положении, которое нас не устраивает, или что-то менять. И нежелание приложить усилия к тому, чтобы улучшить собственную жизнь, может означать только одно: сложившееся по­ложение содержит в себе определенную выгоду. В чем она состоит — следует понять в первую очередь. Вполне возможно, что после пере­числения всех выгод настоящего положения оно перестанет казать­ся таким ужасным.

Блокировка «Я не могу принимать решения, потому что я могу чего-то не знать. Вы специалист, вот и предоставьте мне готовые рекомендации»

Активатор: «Я могу чего-то не знать, но, получив необходимую ин­формацию у специалиста, я в состоянии принять собственное решение».

Аргументация. Консультант действительно, по мере необходимос­ти и по запросу клиента, может предоставлять ему специальную пси­хологическую информацию. Он также может предлагать клиенту от­ветить на некоторые вопросы, которые помогут клиенту увидеть свою проблему с другой точки зрения или более глубоко. Он может приме­нить и ряд других психологических техник, но не для того, чтобы ма­нипулировать клиентом или решать за него его проблему, а лишь для того, чтобы клиент мог всесторонне осознать происходящее, чтобы самостоятельно принять наиболее оптимальное решение.

Блокировка «Я не имею права ошибаться» = «Я должен быть всегда прав»

Активатор: «Я имею право ошибаться».

Аргументация. Если бы маленькие дети боялись ошибиться и упасть, они никогда бы не смогли научиться ходить. Слава Богу, к этому воз­расту еще никто не успевает внушить им, что ошибаться якобы плохо. Малое дитя впервые получает ожог, приняв ошибочное решение уце­питься за что-то горячее. Так он получает знание, что такое «горячо» и насколько это опасно. Этот опыт в дальнейшем поможет ему избежать гораздо больших опасностей. Можно ли представить себе человека, который никогда в жизни не ошибался? Такой человек просто не мо­жет реально существовать. Дело в том, что мы получаем свой жизнен­ный опыт именно в результате обработки информации, полученной путем проб и ошибок во взаимодействии с внешним миром. В зависи­мости от уровня взаимодействия это происходит сознательно или бес­сознательно. Взрослый человек делает более сложные ошибки и получает более сложный опыт, который призван помочь ему в дальнейшем. Мудрым человека делает не избегание ошибок, а значит, и опыта, а уме­ние их анализировать и использовать этот опыт в дальнейшем.

Вообще, данная блокирующая установка относится к типу должен­ствований.

Развенчание долженствований

Долженствование — это категорическое требование к себе, другим людям, миру. Неисполнение этого чрезвычайно жесткого требования всегда ведет к болезненным переживаниям. В то время как уровень предпочтения, когда человек думает: «Хорошо, если будет так, как я хочу, и печально, если так не получится, но это — не конец света, не крах, и я, конечно, в состоянии это пережить», позволяет человеку быть более гибким и легче переживать разочарования.

Существует великое множество долженствований, однако все они, к счастью, могут быть сведены к нескольким типам требований.

Я должен: всегда быть правым, всегда находить идеальные реше­ния своих проблем, всегда добиваться одобрения окружающих, всегда внушать любовь, быть всегда успешным или даже самым успешным, самым компетентным, самым красивым и т. п. = долженствование со­вершенства.

Активатор: «Хорошо быть лучшим или даже самим совершенством, но на самом деле это не реально ни для кого».

Аргументация. Абсолютным совершенством по представлениям че­ловечества может быть только Бог, но и он, как известно, совершал ошибки, создавая мир. Так кем же вы хотите быть? И кто сказал, что вы должны? Это вырешили, что хотите быть таким. Имея эти ожида­ния, что вы получаете, кроме вины и страданий, когда ошибаетесь? Если те правила, которых вы решили придерживаться, приносят вам, в основном, огорчения, то не лучше ли решить придерживаться дру­гих правил?

В ситуации, когда клиент с подобными долженствованиями соби­рается с помощью специалиста получить идеальное решение пробле­мы, консультанту следует быть особенно осторожным. Нужно особенно тщательно следить, чтобы не проявить в диалоге свой способ решать подобные проблемы, поскольку это только закрепит блокирующие долженствования клиента, такие, как «мир мне должен», «ты мне дол­жен», «идеальное решение должно быть».

Ты должен: хорошо ко мне относиться, любить меня, поддерживать меня, поступать со мной справедливо и т. п.

Активатор: «Хорошо, если люди ведут себя так, как это мне нравит­ся. Но никто не обязан соответствовать моим представлениям».

Аргументация. Каждый имеет право быть таким, какой он есть. Каж­дый вправе придерживаться собственных принципов и способа жить. Мне бы не понравилось, если бы кто-то решил, что я не соответствую его понятиям о «правильном» и «неправильном» и потребовал бы от меня изменений. Ведь у меня свои представления о том, каким я дол­жен быть и как я должен жить. Тем более недопустимо, чтобы меня заставляли это делать. Поэтому глупо, что я буду ожидать или требо­вать изменений от других, а тем более принуждать их. Я могу попро­сить другого измениться. Но лучше всего быть готовым к тому, что тот не согласится.

Кроме того, попытки управлять поведением окружающих, как пра­вило, оборачиваются против нас самих. Да и само это стремление вы­зывает сильное напряжение, тревожность, раздражение, гнев, — в об­щем, самым худшим образом сказывается на нашем состоянии.

Мир должен: быть справедливым ко мне, давать мне быстро и легко то, что я хочу, обеспечить мне комфорт и т. п.

Активатор: «Предпочтительно, чтобы в мире было все справедливо, а жить было всегда комфортно. Но очевидно, что это невозможно. Это просто утопия. Я могу лишь радоваться, когда мне хорошо».

Аргументация. Мир не может быть ни справедливым, ни неспра­ведливым, ни правильным, ни неправильным и т. д. Он просто суще­ствует. Он такой, какой он есть. Все остальное — это лишь наши уста­новки, ожидания, требования и оценки. Мы не можем изменить мир. Поэтому, если нам не нравится, каков он, то мы можем пересмотреть свои взгляды, установки, свой способ жизни так, чтобы нам жилось лучше, чем теперь, если это будет возможным.

Если долженствования не подтверждаются в реальности или есть опасность, что они будут нарушены, то подтекстом переживания яв­ляется одно из следующих убеждений:

• я этого не вынесу, потому что я не могу выносить такой кошмар,

• это ужасно, это невозможно пережить,

• я полное ничтожество,

• он (она, они) полное ничтожество.

При этом в большинстве случаев имеется в виду, что нарушитель Долженствований должен понести суровое наказание.

Аргументация. На самом деле, слова должен, обязан, необходимо — всего лишь способ притвориться, будто я вынужден, меня заставляют Делать что-то, и закрыться от осознания того, что это я решил, что буду делать то, что от меня требуют или то, что я хочу. Даже когда человек говорит, что его вынудили, можно попросить рассказать, какие дово­ды убедили его согласиться подчиниться вынуждению.

Используя этот способ аргументации, необходимо обратить вни­мание клиента на то, что человек всегда, даже подчиняясь чьему-либо принуждению, делает выбор и принимает решение.

Частные случаи долженствований весьма разнообразны. Ниже при­ведены примеры.

«Я не вынесу, если он будет думать, что я — жестокий человек» — долженствование: «Ядолжен всегда внушать любовь и одобрение, а если это не так, то, значит, я ничтожество и не достоин хорошей жизни, и это ужасно!»

«Я бы смогла принять решение, если бы точно знала, что вскоре снова встречу хорошего человека и смогу выйти замуж» — должен­ствование: «.Мир должен дать мне гарантию, что со мной все будет хорошо = вот пусть и дает мне все без моих усилий, а если не даст или потребует от меня ответственности и действий, то это ужасно, я это­го не вынесу».

«Он ушел от меня к другой женщине. Подлец!» — долженствова­ние: «Ты (он) должен ко мне всегда хорошо относиться, любить, забо­титься, а если ты (он) этого не сделал, то должен быть наказан».

«Женщине обязательно нужен мужчина, иначе она неполноцен­на» — долженствование: «Женщина обязана нравиться, если ее никто не выбирает, то она — ничтожество и не достойна хорошей жизни. И это ужасно!».

«Лучше не обращать внимания, само рассосется как-нибудь. А то когда думаешь об этом, прямо жить не хочется!» — долженствование: «Мир должен представить мне комфорт. А если этого нет, то и жить в нем не стоит».

Нетрудно заметить, что долженствования не всегда высказывают­ся напрямую, нередко они и вовсе не осознаются. Но тем не менее они лежат в самой основе взаимоотношений с самим собой, с окружаю­щими и с миром.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.