Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Элементы лингвистического анализа художественного текста






1. Объяснение употребление синтаксических конструкций и знаков препинания.

В стихотворении трижды встречаются деепричастные обороты (они выделяются запятыми): наслаждаясь тенью; прислушиваясь к его рассказам; уйдя из шелеста дубрав в небеса, что над полями стынут.

Последний деепричастный оборот осложнен придаточным предложением. Деепричастные обороты означают дополнительное, неосновное действие. Большинство глаголов в стихотворении относятся к глаголам со значением состояния или речи, а не действия: прилег, спросил, услышал, шелестел, бредишь. Употребление таких конструкций придает стихотворению неспешность, умиротворенность. Исключение составляет глагол действия пляшут. Он помогает увидеть солнечные зайчики, блики, мелькающие в кроне тополя, но не нарушает общего покоя, а лишь оттеняет его.

2. Наблюдения над способом и целью передачи чужой речи.

1) В каждой строфе поэт использует прямую речь, но оформляет ее как диалог, то есть не использует кавычек.

2) Диалог между лирическим героем стихотворения и тополем служит олицетворению.

3) Олицетворение достигается еще одним способом: обращением (1-я, 2-я, 4-я строфы).

3. Словарная работа.

Объяснение незнакомых слов (по словарям):

Агроном (от греческого «agros» — «поле») — специалист по агрономии, обработке земли.

Астроном (от греческого «astron» — «звезда») — специалист по науке, изучающей небесные тела.

Астролог — специалист по изучению влияния небесных светил на земные события и жизнь человека.

Астронавт — то же, что космонавт.

Сонм — большая группа, множество, масса чего-либо, скопище.

Протуберанцы — образования из раскаленных газов на Солнце.

Отметим, что значения всех этих слов имеют специфическое значение в стихотворении: приобретают романтическую окраску.

4. Наблюдения над звуковым оформлением стихотворения.

1) Поэт передает тихие звуки ветра в листве тополя с помощью звукописи — аллитераций на шипящие, в основном на «ш»: наслаждаясь, скажешь, услышал, шелестенье, шелестел, прислушиваясь, лишь, пляшут, бредишь, уедешь...

2) В стихотворении обыгрываются паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: агроном — астроном — астролог — астронавт. Отметим, что в слове астролог ударение падает на последний слог: это нарушение оправдано ритмом стихотворения.

5. Наблюдения над образным рядом стихотворения.

В стихотворении два героя — участника диалога: лирический герой и тополь. Однако образ тополя изменяется, преобразуется в каждой строфе. Это изменение дается через восприятие лирического героя и «самохарактеристику» тополя, причем происходит оно как бы снизу вверх: агроном — астроном — астролог — астронавт. Этим достигается восприятие тополя как посланца природы, соединяющего землю и небо (корни и крона), как образ вечной, бесконечной и постоянно изменчивой природной стихии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.