Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Значение, задачи и принципы работы по орфографии в школе.






    Методика орфографии занимается описанием процесса формирования у учащихся орфографических умений и навыков. В ее становлении принимали участие учителя, ученые-методисты и лингвисты. Среди ученых-методистов: Серг.Ив.Абакумов, Над.Ник. Алгазина, Баранов; среди лингвистов: Вас.Алексеев.Богородицкий, Яков Карлович Грот, Дм.Ник.Ушаков. Работа по орфографии имеет большое практическое значение – формирует орфографическую грамотность. В школе ставится цель – сформировать относительную орфографическую грамотность.

    Задачи изучения орфографии:

    1) познакомить учащихся с орфографическими понятиями и правилами, обусловленные программой;

    2) сформировать орфографические умения и навыки;

    3) научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

    4) выработать потребность и умение пользоваться орфографическим словарем и справочниками;

    Принципы преподавания орфографии.

    В методике орфографии действуют общедидактические принципы и специальные.

    Специальные методические принципы делятся на общие и частные.

    Специальные общие принципы:

    - опора на связь изучения орфографии с изучением фонетики, словообразования, морфологии;

    - опора на познавательные признаки орфографии;

    Специальные частные принципы:

    - принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками в сильной позиции в определенной морфеме. Например, безударная гласная в корне слова. Раздел «Передача буквами фонемного состава слова в орфографии».

    - сопоставление звука и его фонетического окружения. Например, приставки на з и с.

    - сопоставление семантики слова и структуры слова, составление ЧР и члена предложения. Например, слитное, раздельное, дефисное написание. Раздел «Слитные, раздельные и дефисные написания».

    - сопоставление собственного и нарицательного имен. Раздел «Правописание прописных и строчных букв».

    - наблюдение над слоговым составом слова. Раздел «Правила о переносе слов».

    В школьных программах и учебниках нет отдельного раздела «Орфография», орфография представлена как материал, который вкраплен в другие разделы школьного курса (фонетику, словообразование, морфологию). В школьном курсе можно выделить 3 этапа в изучении:

    1) подготовительный (начальные классы);

    2) систематический (5-7 классы);

    3) повторительный, обобщающий, систематизирующий (8-11 классы);

    Содержание работы по орфографии в школе.

    В содержание работы по орфографии на систематическом этапе входят: орфографические знания, орфографическое правило, орфографические умения и навыки. Орфографические знания складываются из орфографических фактов и понятий.

    Орфографический факт – отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником непостредственно(например, корни к а с-к о с).

    Орфографическое понятие - это множество однородных фактов правописания. В совокупности понятия описывают систему правописания (например, орфограмма, орфографическая ошибка, орфографическое правило, познавательные признаки орфографии).

    Орфографическое правило – особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Выделяется 3 группы правил:

    - одновариантные – они предлагают для одной и той же фонетической и грамматической ситуации один определенный вариант написания;

    -двухвариантные – предлагается 2 варианта написания, выбор варианта определяется дополнительными признаками орфографии;

    -правила-рекомендации – предлагается способ проверки данной орфограммы; Например, правописание безударной гласной в корне слова.

    Основными компонентами процесса работы над орфографическими правилами являются:

    1) раскрытие сущности правила – это означает выяснение следующих фактов:

    - написанием какой части слова, ЧР или грамматической формы управляет правило;

    - каковы условия выбора орфограммы;

    - каков опознавательный признак орфограммы;

    2) работа над формулировкой правила;

    3) усвоение нового правила – выполнение упражнения;

    Орфографические умения и навыки начали включаться в школьную программу с 1978г. В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

    - нахождение в словах орфограммы;

    - написание слов с изученными видами орфограммы;

    - обоснование орфограмм;

    - нахождение и исправление орфографических ошибок;

    Этапы формирования орфографических навыков:

    а) учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму, ученик ставит перед собой цель;

    б) поиск способа выполнения действия;

    в) обращение к алгоритму выполнения действия по правилу;

    г) выполнение действия по алгоритму;

    д) многократное действие выполнения по алгоритму;

    е) появление автоматизма безошибочного письма;






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.